9440
26
1
Они остались за границей, но сохранили и традиции, и язык, и веру. Этнические группы русских за пределами России очень разнообразны, но общее в них то, что именно они являются хранителями частицы «русского мира» за рубежом.
По мотивам: http://russian7.ru/post/samye-nerusskie-russkie-na-svete/
По мотивам: http://russian7.ru/post/samye-nerusskie-russkie-na-svete/
Албазинцы
Группа русских, сформировавшихся при взаимодействии с китайским населением в Пекине. Албазинцы выглядят как китайцы, говорят на китайском, но сквозь века сохранили православную веру и русское самоназвание. В XVII веке русские казаки и первопроходцы осваивали нынешний Дальний Восток, на территории которого претендовал и императорский Китай. В 1685 году войска императора Кан Си организовали успешную осаду крепости Албазин. Гарнизон сдался. Несколько десятков человек, в том числе и священник, попали в Пекин. По одним данным, их отвели насильно, по другим, люди добровольно приняли новое подданство.
Уходя в неволю, албазинцы взяли с собой чудотворный образ Святителя Николая, так называемаго «Николы Можайскаго», сохранившийся и доныне), и священника отца Ермолая, сделавшагося первым, хотя невольным, православным миссионером в Китае.
Албазинцам отвели отдельный район для проживания, казаки стали служить в одной из элитных частей, где уже была русская рота из других пленных. Дважды русские подвергались гонениям. В Пекине во время боксерского восстания китайских православных, среди которых были и албазинцы, убивали. Уничтожались храмы и в период культурной революции.
Уходя в неволю, албазинцы взяли с собой чудотворный образ Святителя Николая, так называемаго «Николы Можайскаго», сохранившийся и доныне), и священника отца Ермолая, сделавшагося первым, хотя невольным, православным миссионером в Китае.
Албазинцам отвели отдельный район для проживания, казаки стали служить в одной из элитных частей, где уже была русская рота из других пленных. Дважды русские подвергались гонениям. В Пекине во время боксерского восстания китайских православных, среди которых были и албазинцы, убивали. Уничтожались храмы и в период культурной революции.
В наши дни албазинцы продолжают жить в Пекине. Их численность оценивается в несколько сот человек. Часть из них вернулась на историческую Родину. Особенность этногруппы в том, что, утратив язык, люди сохранили религию и осознание русских корней.
Благодаря только православию, албазинцы, несмотря на постепенную утрату родного русскаго языка, костюма и типа лица своих предков, еще не затерялись окончательно в китайском народе, даже русские обычаи сохранились в семьях албазинцев только такие, которые соприкасаются с религией, как, например: празднование новаго года, окрашивание на Пасху яиц, некоторыя обрядности при погребении умерших и название один другого по имени.
Благодаря только православию, албазинцы, несмотря на постепенную утрату родного русскаго языка, костюма и типа лица своих предков, еще не затерялись окончательно в китайском народе, даже русские обычаи сохранились в семьях албазинцев только такие, которые соприкасаются с религией, как, например: празднование новаго года, окрашивание на Пасху яиц, некоторыя обрядности при погребении умерших и название один другого по имени.
Потомки русских на Аляске
Когда Аляска перешла во владение США, русские стали покидать регион. Но не все. Часть сотрудников Русско-Американской компании осталась. Специально для «пенсионеров» строились поселения. Отставники заводили семьи, женились на представительницах местных народов.
Название страны переводе с алеутского «a-la-as-ka» означает «Большая земля».
Русские землепроходцы, выйдя на берег Тихого океана, в 1648 году под руководством Семена Дежнева, обогнули пролив, разделяющий Азию и Америку. При этом часть кораблей отнесло к американскому берегу. Вполне возможно, что отдельные русские промышленники еще в XVII веке проникали на Аляску. Учитывая плохую сохранность архивных сведений (даже «скаски», то есть отчеты самого Дежнева сохранились чудом), имена этих первопроходцев вряд ли станут известны науке.
Настоящим первооткрывателем и создателем Русской Америки стал Григорий Иванович Шелехов (Шелихов). Купец, уроженец города Рыльска в Курской губернии, Шелехов переселился в Сибирь, где разбогател на мехоторговле. Начиная с 1773 года 26-летний Шелехов стал самостоятельно отправлять корабли на морской промысел.
В августе 1784 года, в ходе своей главной экспедиции на трех кораблях, он достиг острова Кадьяк, где стал строить поселение. Именно благодаря энергии и дальновидности Шелехова в этих новых краях было заложено основание русских владений. в 1784-86 гг. Г. И. Шелехов начал также строить еще два укрепленных поселения в Америке. Составленные им планы поселений включали ровные улицы, школы, библиотеки, парки. Вернувшись в Европейскую Россию, Шелехов выдвигал предложение о начале массового переселения русских в новые земли.
При этом Шелехов не состоял на государственной службе. Он оставался купцом, промышленником, предпринимателем, действовавшим с разрешения правительства. Сам Шелехов, однако, отличался замечательным государственным умом, прекрасно понимая возможности России в этом регионе. Не менее важным было и то, что Шелехов прекрасно разбирался в людях и собрал команду единомышленников, которые и создали Русскую Америку.
До 1786 года Шелехов был успешным торговцем пушниной на Алеутских землях, но его пушной империи требовались и другие способные руководители. Одного такого помощника он увидел в Александре Андреевиче Баранове - купце из старинного города Каргополя, переселившимся с деловыми целями в Сибирь. В 1791 году он, как оказалось, навсегда, прибыл на Аляску. 43-летний (то есть уже немолодой по тем временам) Александр Баранов был назначен главным управляющим на острове Кадьяк. Баранов был на грани банкротства, когда Шелехов взял его себе в помощники, угадав в нём исключительные качества: воля, предприимчивость, настойчивость, твёрдость, организаторские способности. Обладал Баранов и удивительным для предпринимателя бескорыстием - управляя более двух десятилетий Русской Америкой, контролируя многомиллионные суммы, обеспечивая высокие прибыли акционерам Русско-Американской компании, о которой скажем ниже, он не оставил себе никакого состояния!
Баранов перенес представительство компании в новый, основанный им на севере острова Кадьяк город Павловская Гавань. Сейчас Павловск (Pavlovsk) - главный город острова Кадьяк.
В 1839 году русское население Аляски составляло 823 человека, что было максимальным за всю историю Русской Америки.
В Русской Америке началось развитие нового этноса - креолов. Обычно в странах Нового Света креолами называли родившихся здесь европейцев. Но в русских владениях Северной Америки креолами называли детей от смешанных браков русских с местными женщинами. Русские поселены на Аляске были представлены в основном мужчинами. Русских женщин было мало, примерно одна на 10 (иногда и на 16) мужчин. При этом Шелехов и Баранов, а также руководство местной православной церкви считали, что смешанные браки православных русских с местными женщинами будут способствовать распространению православия. Пример поселенцам давал и сам А.Баранов, женившийся на индианке.
В результате брачных и внебрачных связей русских с алеутскими, эскимосскими и индейскими женщинами на Аляске стала складываться этническая и социально-культурная общность аляскинских креолов. Рост креольского населения был стремительным: 553 человека в 1822 году и 1 989 человек (рост в 3,6 раз) в 1863 году. Русская Америка постепенно стала напоминать латиноамериканское общество в снегах с его большим количеством метисов и своеобразием местной культуры. Из числа креолов вышел ряд исследователей Аляски - Александр Кашеваров, Руф Серебряников и другие путешественники, проникшие вглубь Северо-Американского континента. Никакой расовой дискриминации при этом не было. Многие креолы получали за счет РАК образование в Петербурге, и сразу по получению его вливались в число местной элиты. В Санкт-Перербурге даже были специальные гимназии, где наравне с прочими детьми, на казенный кошт, обучались креолы и дети служащих РАК. Для мальчиков, это была Первая Губернская Гимназия, а для девочек был открыт прием в Мариинскую гимназию. В принципе, аляскинские креолы вполне могли стать основой новой нации, русскоязычной и православной.
Наконец, в Русской Америке активно действовала русская православная церковь. Еще в 1794 году начал миссионерскую работу валаамский инок Герман. К середине XIX века большинство аборигенов Аляски были крещены. Алеуты и, в меньшей степени, индейцы Аляски, поныне являются православным верующими. В 1841 году на Аляске была создана епископская кафедра. К моменту продажи Аляски русская православная церковь имела здесь 13 тысяч человек паствы. По числу православных Аляска и поныне занимает первое место в США. Служители церкви внесли огромный вклад в распространение грамотности среди аборигенов Аляски. Грамотность среди алеутов была на высоком уровне - на острове св. Павла все взрослое население умело читать на родном языке
http://russobalt.org/forum/topic/394238-russkoe-nasledie-na-aliaske/
Название страны переводе с алеутского «a-la-as-ka» означает «Большая земля».
Русские землепроходцы, выйдя на берег Тихого океана, в 1648 году под руководством Семена Дежнева, обогнули пролив, разделяющий Азию и Америку. При этом часть кораблей отнесло к американскому берегу. Вполне возможно, что отдельные русские промышленники еще в XVII веке проникали на Аляску. Учитывая плохую сохранность архивных сведений (даже «скаски», то есть отчеты самого Дежнева сохранились чудом), имена этих первопроходцев вряд ли станут известны науке.
Настоящим первооткрывателем и создателем Русской Америки стал Григорий Иванович Шелехов (Шелихов). Купец, уроженец города Рыльска в Курской губернии, Шелехов переселился в Сибирь, где разбогател на мехоторговле. Начиная с 1773 года 26-летний Шелехов стал самостоятельно отправлять корабли на морской промысел.
В августе 1784 года, в ходе своей главной экспедиции на трех кораблях, он достиг острова Кадьяк, где стал строить поселение. Именно благодаря энергии и дальновидности Шелехова в этих новых краях было заложено основание русских владений. в 1784-86 гг. Г. И. Шелехов начал также строить еще два укрепленных поселения в Америке. Составленные им планы поселений включали ровные улицы, школы, библиотеки, парки. Вернувшись в Европейскую Россию, Шелехов выдвигал предложение о начале массового переселения русских в новые земли.
При этом Шелехов не состоял на государственной службе. Он оставался купцом, промышленником, предпринимателем, действовавшим с разрешения правительства. Сам Шелехов, однако, отличался замечательным государственным умом, прекрасно понимая возможности России в этом регионе. Не менее важным было и то, что Шелехов прекрасно разбирался в людях и собрал команду единомышленников, которые и создали Русскую Америку.
До 1786 года Шелехов был успешным торговцем пушниной на Алеутских землях, но его пушной империи требовались и другие способные руководители. Одного такого помощника он увидел в Александре Андреевиче Баранове - купце из старинного города Каргополя, переселившимся с деловыми целями в Сибирь. В 1791 году он, как оказалось, навсегда, прибыл на Аляску. 43-летний (то есть уже немолодой по тем временам) Александр Баранов был назначен главным управляющим на острове Кадьяк. Баранов был на грани банкротства, когда Шелехов взял его себе в помощники, угадав в нём исключительные качества: воля, предприимчивость, настойчивость, твёрдость, организаторские способности. Обладал Баранов и удивительным для предпринимателя бескорыстием - управляя более двух десятилетий Русской Америкой, контролируя многомиллионные суммы, обеспечивая высокие прибыли акционерам Русско-Американской компании, о которой скажем ниже, он не оставил себе никакого состояния!
Баранов перенес представительство компании в новый, основанный им на севере острова Кадьяк город Павловская Гавань. Сейчас Павловск (Pavlovsk) - главный город острова Кадьяк.
В 1839 году русское население Аляски составляло 823 человека, что было максимальным за всю историю Русской Америки.
В Русской Америке началось развитие нового этноса - креолов. Обычно в странах Нового Света креолами называли родившихся здесь европейцев. Но в русских владениях Северной Америки креолами называли детей от смешанных браков русских с местными женщинами. Русские поселены на Аляске были представлены в основном мужчинами. Русских женщин было мало, примерно одна на 10 (иногда и на 16) мужчин. При этом Шелехов и Баранов, а также руководство местной православной церкви считали, что смешанные браки православных русских с местными женщинами будут способствовать распространению православия. Пример поселенцам давал и сам А.Баранов, женившийся на индианке.
В результате брачных и внебрачных связей русских с алеутскими, эскимосскими и индейскими женщинами на Аляске стала складываться этническая и социально-культурная общность аляскинских креолов. Рост креольского населения был стремительным: 553 человека в 1822 году и 1 989 человек (рост в 3,6 раз) в 1863 году. Русская Америка постепенно стала напоминать латиноамериканское общество в снегах с его большим количеством метисов и своеобразием местной культуры. Из числа креолов вышел ряд исследователей Аляски - Александр Кашеваров, Руф Серебряников и другие путешественники, проникшие вглубь Северо-Американского континента. Никакой расовой дискриминации при этом не было. Многие креолы получали за счет РАК образование в Петербурге, и сразу по получению его вливались в число местной элиты. В Санкт-Перербурге даже были специальные гимназии, где наравне с прочими детьми, на казенный кошт, обучались креолы и дети служащих РАК. Для мальчиков, это была Первая Губернская Гимназия, а для девочек был открыт прием в Мариинскую гимназию. В принципе, аляскинские креолы вполне могли стать основой новой нации, русскоязычной и православной.
Наконец, в Русской Америке активно действовала русская православная церковь. Еще в 1794 году начал миссионерскую работу валаамский инок Герман. К середине XIX века большинство аборигенов Аляски были крещены. Алеуты и, в меньшей степени, индейцы Аляски, поныне являются православным верующими. В 1841 году на Аляске была создана епископская кафедра. К моменту продажи Аляски русская православная церковь имела здесь 13 тысяч человек паствы. По числу православных Аляска и поныне занимает первое место в США. Служители церкви внесли огромный вклад в распространение грамотности среди аборигенов Аляски. Грамотность среди алеутов была на высоком уровне - на острове св. Павла все взрослое население умело читать на родном языке
http://russobalt.org/forum/topic/394238-russkoe-nasledie-na-aliaske/
В поселке Нинилчьик, где живут потомки русских, сохранился особый диалект русского языка. Изучили его лингвисты Мира Бергельсон и Андрей Кибрик. В XX веке американские власти боролись с местными языками, стремясь ассимилировать коренное население Аляски. Под удар попал и русский язык. Русская школа была закрыта. В диалекте много обычных русских слов, но есть интересные заимствования из английского и алеутского. Машина – кара (от английского car), ребенок – бейбочка (от английского baby). Кириллицу утратили. Утрачен средний и частично женский род. Самосознание потомков русского населения Аляски, скорее, аляскинское или американское. Говорят на уникальном варианте русского языка не больше 25 человек, все – пожилые люди. Но русский язык и обычаи глубоко осели в местной культуре. В соседних населенных пунктах местные жители, не зная русского, на свадьбах кричат Gorko.
http://russian7.ru/post/samye-nerusskie-russkie-na-svete/
http://russian7.ru/post/samye-nerusskie-russkie-na-svete/
Но в 1867 году Аляска была продана США за 7,2 млн долларов. За продажу Русской Америки выступали (и небескорыстно!) Великий князь Константин Николаевич. Заметим, что Россия так и не получила денег за Аляску, поскольку часть этих денег присвоил себе посол России в Вашингтоне барон Стекль, часть ушла на взятки американским сенаторам. Наконец, корабль, на борту которого был драгоценный груз, 16 июля 1868 года затонул на подходе к Петербургу. В результате Россия так и ничего не получила от отказа от некоторых своих владений.
Российско-американская компания была ликвидирована. При ликвидации дел Российско-Американской Компании в 1868 г. часть русских была вывезена с Аляски на родину. Последняя группа русских числом в 309 человек покинула Новоархангельск 30 ноября 1868 г. Другая же часть - около 200 человек - оставлена была в Новоархангельске из-за нехватки судов. Они были просто ЗАБЫТЫ петербургскими властями (как видим, русские либералы, склонные к разглагольствованиям о «правах», на деле не интересуются простыми людьми, от которых невозможно получить доллары). Осталась на Аляске и большая часть креолов. Тем не менее, Русская Америка исчезла, этническая территория русской нации сократилась, потенциальная нация аляскинских креолов не состоялась.
http://russobalt.org/forum/topic/394238-russkoe-nasledie-na-aliaske/
Российско-американская компания была ликвидирована. При ликвидации дел Российско-Американской Компании в 1868 г. часть русских была вывезена с Аляски на родину. Последняя группа русских числом в 309 человек покинула Новоархангельск 30 ноября 1868 г. Другая же часть - около 200 человек - оставлена была в Новоархангельске из-за нехватки судов. Они были просто ЗАБЫТЫ петербургскими властями (как видим, русские либералы, склонные к разглагольствованиям о «правах», на деле не интересуются простыми людьми, от которых невозможно получить доллары). Осталась на Аляске и большая часть креолов. Тем не менее, Русская Америка исчезла, этническая территория русской нации сократилась, потенциальная нация аляскинских креолов не состоялась.
http://russobalt.org/forum/topic/394238-russkoe-nasledie-na-aliaske/
Казаки-некрасовцы
Группа казаков, покинувших земли Дона после поражения Булавинского восстания в начале XVIII века. Под предводительством Игната Некрасова до 8 тысяч человек-староверов сначала отправились на Кубань, на тот момент находящейся под контролем Крымского ханства. Оттуда некрасовцы переехали в устье Дуная. Там, из-за споров за места рыбных промыслов начались столкновения с запорожцами, которые также переехали на Дунай после разгрома Запорожской сечи. В итоге община разделилась, часть Игнат-казаков переселились в Энос на побережье Эгейского моря и на озеро Майнос в азиатской части Османской империи. Дунайская часть община слилась с другими староверами. Эносские казаки влились в майносскую общину, откуда впоследствии часть казаков переехало на озеро Мада. Жили некрасовцы обособленно, по «заветам Игната». Занимались рыбной ловлей. Исповедовали старообрядчество, хотя гонение на веру и не было главной причиной того, что люди покинули родные земли. Взаимодействие с турецким и греческим населением было минимальным. А за брак с турком могли и казнить. В османской армии некрасовцам доверяли охранять обозы и добычу, были казаки и в охране султана.
http://russian7.ru/post/samye-nerusskie-russkie-na-svete/
http://russian7.ru/post/samye-nerusskie-russkie-na-svete/
К началу ХХ века отношения с турецкими властями ухудшились. Усилилось налоговое бремя. Мужчин обязали служить в армии на регулярной основе, некрасовцы приняли участие в итало-турецкой войне, защищали пролив Дарданеллы в Первую мировую. Воевали как отдельная часть. Многие из казаков решили вернуться, на что и получили разрешение царского правительства. До 80 семей переехало в Грузию в 1911 году, оттуда они направились на Кубань, где их зачислили в Кубанское войско и выделили земли. Но большая часть некрасовцев не нарушало завета Игната «при царе в Россию не возвращаться». В 1920-е уже в Советскую Россию возвращались другие семьи. В период становления турецкой республики Игнат-казаки укрывали греков, из-за чего даже был бой с турецкими войсками. В кемалистской Турции некрасовцев хотели отуречить, обязали ходить в турецкие школы и открыть населенные пункты для турецкого населения. Некрасовцы служили в армии уже как обычные призывники. В 1960-е прошел второй этап репатриации. Некрасовцы поселились в Ставропольском крае. Часть Игнат-казаков на историческую Родину так и не переехали, эмигрировав в США. В СССР некрасовцы сохранили религиозность, знание турецкого языка, но в целом адаптировались к новой условиям жизни, сохранив самобытность.
http://russian7.ru/post/samye-nerusskie-russkie-na-svete/
http://russian7.ru/post/samye-nerusskie-russkie-na-svete/
Когда некрасовцы возвратились в Россию, они сохранили свои обычаи – носили нательные кресты, бороды, креcтили детей и отпевали покойников, однако при этом их дети ходили в советские школы, а сами они работали в совхозах. До сих пор сохранились песни некрасовцев, припевы в которых чередуют русский и турецкий языки и сохраняют восточный колорит.
Турецкие напевы и русские песни и частушки смешались воедино, создав богатую и оригинальную фольклорную традицию. В современном быту игнатовские казаки также переняли часть турецких традиций: они любят сидеть на ковриках, поджав ноги и пить кофе, варить кукурузу и чорбу.
http://russian7.ru/post/nekrasovcy-kazaki-kotorye-stali-turk/
http://russian7.ru/post/nekrasovcy-kazaki-kotorye-stali-turk/
Боливия. Старообрядцы, сохраняющие свою веру со времен реформ патриарха Никона 1650–1660-х годов.
Русские старообрядцы начали переселяться в Боливию отдельными группами ещё во второй половине ХIХ века, но их массовый приток пришёлся на период 1920-х 1930-х годов, в годы постреволюционной коллективизации. Как и среди представителей дальневосточной белой эмиграции, долгий и трудный путь старообрядцев в Боливию после революции 1917 года пролегал по маршруту Маньчжурия-Гонконг-Бразилия-Боливия.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B8
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B8
В Боливии старообрядцы поселились вдали от крупных городов в департаментах Ла-Пас, Санта-Крус, Кочабамба и Бени. Это, а также тот факт, что боливийские русские практически не вступают в брак с местным, преимущественно индейским, населением, позволило им сохранить русский язык и культуру гораздо лучше, чем другим русским и русскоязычным общинам Латинской Америки.
Русские в Боливии занимаются животноводством и земледелием, выращивая рис, кукурузу, пшеницу, бананы, ананасы, подсолнухи, сою. Выпускают свою газету «Русское barrio». В последнее время испытывают неудобства из-за земельной реформы, инициированной правительством Боливии.
В 2011—2012 часть из них переселилась в Россию в рамках программы по переселению соотечественников.
В 2011—2012 часть из них переселилась в Россию в рамках программы по переселению соотечественников.
Жители деревни Тоборочи, основанной на юге провинции Санта-Крус в 1980 годах русскими эмигрантами-староверами, и сейчас выглядят будто сошедшими с исторических фотографий. Мужчины бородаты и осанисты, в обязательных косоворотках, женщины носят сарафаны и убирают косы под платок. В джунглях Южной Америки староверы ведут простую сельскую жизнь: выращивают пшеницу, бобы, кукурузу, разводят амазонскую рыбу паку в искусственных прудах. Им удается избегать смешанных браков, подыскивая пару в семьях единомышленников, в том числе в других странах и даже на других континентах (не без помощи интернета).
Их дети учатся в школе на испанском языке, но в домашнем общении используют русский язык образца XIX века. В нем немало старинных слов: дерево называется лесиной, любовница — ухажеркой, о кредитах говорят «взять на выплатку».
Новых слов боливийские старообрядцы не знают, поэтому придумывают их сами. Мультфильмы называют поскакушками, гирлянды — помигушками, ободок на волосы — одевашкой. Некоторые слова образуют от испанских, но на русский манер.
Например, автозаправку называют газолинкой от испанского слова gasolinera, а словосочетание «сельское хозяйство», незнакомое им по-русски, заменяют испанским agricultura: «Мы занимаемся агрикультурой, агрикульторы мы».
Новых слов боливийские старообрядцы не знают, поэтому придумывают их сами. Мультфильмы называют поскакушками, гирлянды — помигушками, ободок на волосы — одевашкой. Некоторые слова образуют от испанских, но на русский манер.
Например, автозаправку называют газолинкой от испанского слова gasolinera, а словосочетание «сельское хозяйство», незнакомое им по-русски, заменяют испанским agricultura: «Мы занимаемся агрикультурой, агрикульторы мы».
Любопытно, что на говор старообрядцев повлияла не Боливия, а Китай. Те, кто много времени прожил в провинции Синьцзян, стали заменять звук «ц» на «с», а «ч» на «щ»: говорить «сыпленок» и «сарь» вместо «цыпленок» и «царь» и искажать привычные слова: «сынощек», «щайник», «лавощка». Это вызывает усмешки у других старообрядцев, которые жили в Харбине: они считают свою речь более правильной — и действительно, она более похожа на российскую.
http://www.ochevidets.ru/blog/23688/
http://www.ochevidets.ru/blog/23688/
Липоване
В конце XVII — начале XVIII веков после церковных реформ Никона они переселились в Молдавское княжество и Буковину. По одной из версий название «липоване» происходит от искажённого слова «филиповцы», по другой — от липовых рощ, где липоване скрывались. Слово впервые встречается в австрийском документе от 1733 года. Позднее к липованам причислили оставшуюся в Румынии после переселений часть их единоверцев — игнат-казаков.
Исторически сложилось, что русских-старообрядцев в Румынии называют липованами. После церковного раскола XVII века в России и реформ патриарха Никона, старообрядцы бежали на окраины Российской Империи. Некоторые из них скрывались от преследований в тогда безлюдных краях дельты Дуная, где основали свои поселения, в которых сообща верно хранили свои традиции. Липоване Румынии сумели сохранить все русские традиции своих отцов и дедов: православную дораскольную веру, русский язык, хлебосольство и любовь к своей исторической Родине — России. Они и сегодня разговаривают на русском языке, а службу совершают на церковно-славянском, как и современные старообрядцы России.
Липоване всегда отличались трудолюбием и честностью, благодаря чему они хорошо уживаются с местным населением. В местах компактного проживания русских липован Румынии в общеобразовательных школах на государственном уровне, помимо обязательных предметов, преподаются основы старообрядческого воспитания: история старообрядчества, старославянский и русский языки, знаменное крюковое пение. Благодаря этому русские липоване Румынии сохраняют преемственность поколений и передают традиции и культуру благочестивых предков своим детям. Большинство современных липован Румынии проживает в уезде Тулча. Среди национальных меньшинств Румынии русские-липоване занимают 5-е место и, согласно переписи населения 2002 года, составляют численность 35 791 человек. По неофициальным данным, русских-липован в Румынии насчитывается около 100 тысяч.
Липоване всегда отличались трудолюбием и честностью, благодаря чему они хорошо уживаются с местным населением. В местах компактного проживания русских липован Румынии в общеобразовательных школах на государственном уровне, помимо обязательных предметов, преподаются основы старообрядческого воспитания: история старообрядчества, старославянский и русский языки, знаменное крюковое пение. Благодаря этому русские липоване Румынии сохраняют преемственность поколений и передают традиции и культуру благочестивых предков своим детям. Большинство современных липован Румынии проживает в уезде Тулча. Среди национальных меньшинств Румынии русские-липоване занимают 5-е место и, согласно переписи населения 2002 года, составляют численность 35 791 человек. По неофициальным данным, русских-липован в Румынии насчитывается около 100 тысяч.
В 1990 году, по инициативе Феодора Кирилэ и Андрея Иванова, профессоров Бухарестского университета, была создана как юридическое лицо неправительственная общественная организация «Община русских-липован Румынии» (ОРЛР), которая объединила в себе порядка 40 местных общин русских-липован, которые на сегодняшний день достаточно хорошо организованы, а самые крупные из них имеют свои постоянно действующие офисы и представительства. Председателем общины является Мирон Игнат — депутат румынского Парламента, который отстаивает интересы русских старообрядцев на правительственном уровне.
В ноябре 1990 года вышел первый номер ежемесячной газеты «Зори», которая представляет этнос не только в Румынии, но и в других европейских странах. Газета служит связующим мостом между русскими-липованами. Ежемесячник является двуязычным (на русском и румынском языках) и выходит в Бухаресте. С 1998 года в Яссах выпускается ещё одна периодическая публикация русских-липован — общественно-культурный двуязычный журнал «Китеж-град». Газета «Зори» и журнал «Китеж-град» являются членами Международной Ассоциации русской прессы, созданной в 1999 году.
http://ruvera.ru/lipovani
http://ruvera.ru/lipovani
Липоване во время богослужения в румынском селе Слава Черкесская. Фото Михаила Евстафьева
Русские Духоборы в Канаде
Духоборы (духоборцы) — этноконфессиональная группа русских. Исторически русская религиозная группа, приверженцами Русской православной церкви, некоторыми религиоведами и социологами часто квалифицируемая как конфессия христианского направления, отвергающая внешнюю обрядность церкви. Идейно близка к английским квакерам. Одно из ряда учений, получивших общее название «духовных христиан».
У истоков духоборства стоял Силуан Колесников, живший в селе Никольском Екатеринославской губернии в 1755—1775 годах. Духоборство распространилось по многим губерниям и подверглось преследованиям со стороны православных духовных и светских властей.
У истоков духоборства стоял Силуан Колесников, живший в селе Никольском Екатеринославской губернии в 1755—1775 годах. Духоборство распространилось по многим губерниям и подверглось преследованиям со стороны православных духовных и светских властей.
Исходный пункт учения духоборов — квакерская идея:
«В душе человека пребывает сам Бог, и сам Он наставляет человека Своим словом. Памятию человек уподобляется Богу Отцу, разумом — Богу Сыну, волею — Духу Святому; Отец — свет, Сын — живот, Святой Дух — покой, Отец — высота, Сын — широта, Святой Дух — глубина. Чувственно Бог существует в природе, а духовно — в человеческой душе».
Отрицают первородный грех: «всяк сам по себе грешен и спасён».
Веруют в перерождение души: «после смерти душа благочестивого человека переходит в тело живого праведника или новорождённого, а душа беззаконника — в животное».
Считают, что воскрешение Христа нужно понимать в духовном смысле:
«Христос должен в нас зачаться и родиться, возрастать и учиться, страдать и умереть, и воскреснуть, и вознестися».
Исповедуются только Богу; пост считают воздержанием от злых мыслей и дел; богослужение совершают в комнате; брак не почитают таинством; не признают внешних отличий между людьми; не клянутся; отказываются от военной службы и присяги вообще. Отрицают всякую обрядовость, выражая это отрицание в пословицах: «Церковь не в брёвнах, а в рёбрах"
Поклоняются Христу не мазаному, не писаному, а Христу животворному.
Делами общины управляет сходка старейшин. Отличаются трудолюбивой и нравственной жизнью.
«В душе человека пребывает сам Бог, и сам Он наставляет человека Своим словом. Памятию человек уподобляется Богу Отцу, разумом — Богу Сыну, волею — Духу Святому; Отец — свет, Сын — живот, Святой Дух — покой, Отец — высота, Сын — широта, Святой Дух — глубина. Чувственно Бог существует в природе, а духовно — в человеческой душе».
Отрицают первородный грех: «всяк сам по себе грешен и спасён».
Веруют в перерождение души: «после смерти душа благочестивого человека переходит в тело живого праведника или новорождённого, а душа беззаконника — в животное».
Считают, что воскрешение Христа нужно понимать в духовном смысле:
«Христос должен в нас зачаться и родиться, возрастать и учиться, страдать и умереть, и воскреснуть, и вознестися».
Исповедуются только Богу; пост считают воздержанием от злых мыслей и дел; богослужение совершают в комнате; брак не почитают таинством; не признают внешних отличий между людьми; не клянутся; отказываются от военной службы и присяги вообще. Отрицают всякую обрядовость, выражая это отрицание в пословицах: «Церковь не в брёвнах, а в рёбрах"
Поклоняются Христу не мазаному, не писаному, а Христу животворному.
Делами общины управляет сходка старейшин. Отличаются трудолюбивой и нравственной жизнью.
В царской России религиозная жизнь была тесно сопряжена со светским законодательством. В «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» от 1845 года «преступлениям против веры» была посвящена целая глава, содержавшая 32 статьи. Так, распространение нехристианской веры наказывалось плетьми с наложением клейм и каторжными работами в крепостях на срок от восьми до десяти лет. Последователям русских протестантских сект за распространение своей веры, согласно 207-ой статье полагалась ссылка. Основным же посылом к религиозной эмиграции стал закон 1874 года о всеобщей воинской повинности.
Духоборство отрицает всякую христианскую обрядовость, богослужение в общине совершается в комнате, пост считается воздержанием от дурных мыслей и дел, брак не считается таинством. Также духоборы отказываются от военной службы и присяги вообще. Во время правления Александра I к духоборам было положительное отношение, по этой причине этот царь пользуется у духоборов особым почтением. Расположение властей духоборы потеряли при Николае I. В 1841 началась высылка духоборов в Грузию и Азербайджан. Между 1841—1845 было переселено около 5000 духоборов. После введения в 1887 году на Кавказе всеобщей воинской повинности по местам расселения духоборов прокатились волнения. В 1895 году несколько тысяч духоборов заявили властям о своём полном отказе от военной службы. В ночь с 28 на 29 июня они снесли в кучу все имевшееся у них оружие, облили его керосином и под пение псалмов сожгли. Тогда духоборы стали подвергаться гонениям со стороны властей и было принято решение о эмиграции. Помощь духоборам оказали Лев Толстой, его друг Владимир Чертков и Петр Кропоткин. Чтобы использовать гонорар для финансирования переселения, Лев Толстой специально закончил ранее отложенный роман «Воскресение»В 1898—1899 годах примерно 8000 духоборов эмигрировали в Канаду, в неосвоенные районы провинции Саскачеван. Старейшины общины духоборов пророчествовали: « Если царь отпустит духоборцев из своей страны, то он потеряет свой престол, потому что Бог уйдет с духоборцами".
http://russian7.ru/post/7-faktov-o-russkoj-religioznoj-emigracii/
Духоборство отрицает всякую христианскую обрядовость, богослужение в общине совершается в комнате, пост считается воздержанием от дурных мыслей и дел, брак не считается таинством. Также духоборы отказываются от военной службы и присяги вообще. Во время правления Александра I к духоборам было положительное отношение, по этой причине этот царь пользуется у духоборов особым почтением. Расположение властей духоборы потеряли при Николае I. В 1841 началась высылка духоборов в Грузию и Азербайджан. Между 1841—1845 было переселено около 5000 духоборов. После введения в 1887 году на Кавказе всеобщей воинской повинности по местам расселения духоборов прокатились волнения. В 1895 году несколько тысяч духоборов заявили властям о своём полном отказе от военной службы. В ночь с 28 на 29 июня они снесли в кучу все имевшееся у них оружие, облили его керосином и под пение псалмов сожгли. Тогда духоборы стали подвергаться гонениям со стороны властей и было принято решение о эмиграции. Помощь духоборам оказали Лев Толстой, его друг Владимир Чертков и Петр Кропоткин. Чтобы использовать гонорар для финансирования переселения, Лев Толстой специально закончил ранее отложенный роман «Воскресение»В 1898—1899 годах примерно 8000 духоборов эмигрировали в Канаду, в неосвоенные районы провинции Саскачеван. Старейшины общины духоборов пророчествовали: « Если царь отпустит духоборцев из своей страны, то он потеряет свой престол, потому что Бог уйдет с духоборцами".
http://russian7.ru/post/7-faktov-o-russkoj-religioznoj-emigracii/
Первым поселенцам на новой земле пришлось нелегко. Канадские власти пытались отучить их жить в общинах и склонить к труду в одиночку — фермерству. Под прессингом законов эмигрантам пришлось уехать из Саскачевана и купить земли в Британской Колумбии, где они смогли наконец жить сообща, как привыкли в России. Свои новые владения площадью 10,9 млн м² они назвали символично: Долина Утешение. Одним из островков России в Канаде стал город Гранд-Форкс, где много надписей на русском языке, работает музей духоборов и рестораны с русской едой.
Сейчас в Канаде проживает 30 000 потомков духоборов, 5000 из них хранят веру своих предков, многие все еще говорят на русском языке. Сегодня духоборов трудно выделить из толпы — они ассимилировались с канадцами, но поддерживают связь друг с другом благодаря интернету и сообществам.
http://www.ochevidets.ru/blog/23688/
Сейчас в Канаде проживает 30 000 потомков духоборов, 5000 из них хранят веру своих предков, многие все еще говорят на русском языке. Сегодня духоборов трудно выделить из толпы — они ассимилировались с канадцами, но поддерживают связь друг с другом благодаря интернету и сообществам.
http://www.ochevidets.ru/blog/23688/
У меня всё. Нельзя объять необъятное. Спасибо, что читали и смотрели.
Русская диаспора за рубежом превышает 30 млн человек и является одной из крупнейших в мире.
Еще крутые истории!
Новости партнёров
реклама
автор, ты бы сам русскаго языка подтянул, а?