Суд Афин полностью оправдал греческого журналиста Димитриса Аликакоса, который раскрыл тайну схождения благодатного огня. Он написал об этом книгу и разместил на YouTube видео, где Архиепископ Исидор — хранитель и настоятель Храма Гроба Господня в Иерусалиме, который ежегодно участвует в этой церемонии, признается, что это он зажигает благодатный огонь. Пять последних лет журналист судился с Иерусалимским патриархатом.
Благодатная правда
— Я хочу у вас спросить: вы заходите внутрь, зажигаете лампаду над Гробом Господним, а потом выходите для того, чтобы Патриарх нашел ее уже зажженной? Это так или нет?
— Да, это так.
— Вы также зажигаете и лампаду монахов-хранителей Гроба Господня?
— Да, там есть две лампады. Первую приносит главный ризничий, и есть еще одна лампада.
— И еще одна, которую вы также зажигаете?
— Да, и ее тоже.
Эти несколько секунд 25-минутного видеоинтервью, данного греческому журналисту Димитрису Аликакосу архиепископом Исидором, стоили обоим участникам пяти лет жизни. Смелый шаг Исидора, который решился рассказать правду журналисту по собственному желанию, вызвал бурю эмоций, как в Иерусалимском патриархате, так и в греческом обществе.
Сначала гонениям подверглась книга Аликакоса «Искупление — о святом свете» (Redemption — About the Holy Light). Журналист выпустил ее еще в 2019 году, через год после того, как впервые поговорил с участниками самой церемонии — скевофилаксом (сосудохранитель и ризничий при дворе царя и патриарха), архиепископом Иерусалимского патриархата Исидором, а также бывшим скевофилаксом, архиепископом Никифоросом.
Оба в книге признаются, что зажигали благодатный огонь. Разница только в том, что Исидор пользовался для этого зажигалкой, а Никифорас — спичками.
В ответ на публикацию книги Иерусалимский патриархат вместе с архиепископами Исидором и Аристархом подали гражданский иск, требуя €700 тыс. в качестве компенсации за моральный ущерб от автора и издателя книги. В январе 2021 года они же выдвинули против Аликакоса еще и уголовные обвинения. Они утверждали, что его книга распространяет ложь, а он сам получил информацию незаконно, притворившись туристом.
Последний иск заставил Аликакоса выложить на видеосервис YouTube интервью с Исидором, где тот абсолютно спокойно, улыбаясь и рассуждая о том, что «это и так все знают» рассказывает, как он зажигает лампады для церемонии схождения благодатного огня.
После этого Исидор обратился в суд против компании Google Ireland Ltd, требуя удалить с YouTube скандальное видео. И потерпел первую неудачу, — суд первой инстанции Афин постановил, что видео было снято с его согласия.
В результате пятилетней тяжбы, переносов судов и длительного рассмотрения улик, журналист Аликакос был оправдан судом полностью. Тайны схождения благодатного огня больше не существует.
«Все и так знали это»
В 25-минутном интервью, которое дает архиепископ Исидор, он признается не только в манипуляциях с лампадами, которые полностью подчиняются законам физики. Он рассказывает, кто открыл ему «тайну» благодатного огня и было ли это для него неожиданностью (спойлер — нет), а также делится своими размышлениями о передаче благодатного огня другим патриархам, ведь, как известно, — после схождения огонь передают в разные страны.
Например, в Москве встреча благодатного огня состоится 4 мая: «В аэропорту Внуково благодатный огонь смогут принять представители различных епархий. Широкой встречи благодатного огня не предполагается», — сообщили РИА Новости в Фонде Андрея Первозванного.
Вот, что об этом думает Исидор (далее фрагмент интервью):
— Как вы думаете, Патриарх, как и все остальные патриархи, принимает меры для того, чтобы на всякий случай иметь при себе источник огня?
— Я не знаю… Как по мне, у него точно при себе что-то есть. Если вдруг что-то пойдет не так, я не знаю, что он тогда будет делать…
— На ваш взгляд это точно, да? Чтобы затем он мог раздать благодатный огонь людям, да?
— Да, точно.
— Он не может рисковать и испытывать судьбу?
— Конечно.
То есть, Исидор предполагает, что и доставлять из Храма Гроба Господня в Иерусалиме огонь не обязательно.
Кроме того, Исидор уверен, что верующие, которые обладают достаточным уровнем образования, давно понимают, как именно «сходит» благодатный огонь. И, главное, хранить тайну о нем не нужно, так как истина облагораживает религиозные чувства.
Долгая предыстория
В журналистике предысторию того, о чем идет речь в тексте, называют бэком. Так вот, история схождения благодатного огня имеет удивительно длинный бэк.
Как сказал Отец Сергий (Храмешин), одно из преданий гласит, что Благодатный огонь появился в результате молитвы святителя Григория в IV веке:
«Согласно этому преданию, святитель Григорий во время праздника Пасхи молился на гробе Иисуса Христа и вдруг увидел яркий свет. Этот свет был признан чудом и стал символом возрождения жизни и надежды».
Другое предание утверждает, что Благодатный огонь появляется благодаря ангелу, спускающемуся на гроб Иисуса Христа.
Паломники в храме Гроба Господня, где Иисус был распят, похоронен и воскрес из мертвых, держат свечи, толпясь на церемонии схождения, стараясь своими глазами увидеть чудо. Церемония каждый год транслируется по телевидению во многих странах мира.
Существует и еще одно предание: в тот год, когда огонь не сойдет, придет Антихрист, и начнутся последние времена перед Концом Света.
Что ж, благодаря журналисту Димитрису Аликакосу мы теперь знаем: огонь точно сойдет.
На странице своего журналистского фактчекерского проекта Ellinika Hoaxes, главным редактором которого он является, Аликакос так прокомментировал окончание этой истории:
«Это была самая сложная проверка фактов в моей карьере — опровергнуть утверждение одиннадцативековой давности, широко распространенное среди миллионов людей. Целью моего исследования было не оспаривание религиозных верований, а утверждение, распространяемое через официальный сайт Иерусалимского патриархата, о том, что Благодатный Огонь ежегодно чудесным образом возгорается.
Я смог убедительно продемонстрировать его естественное происхождение, инициированное человеком. Греческие судебные власти подтвердили точность и добросовестность моего расследования, отклонив любые обвинения во лжи или клевете в адрес причастных архиепископов, особенно того, кто открыто признался, что использовал зажигалку для разжигания Благодатного Огня. Этот юридический результат знаменует собой триумф журналистских расследований и решительное разоблачение многовековой лжи».
Источник:
- Знаменитый журналист Такер Карлсон впервые прилетел в Россию
- Ху из мистер Такер? Богатый человек и верный семьянин
- "Дать Такеру Карлсону российское гражданство!" - общественники решили помочь американцу
- "Перешел красные линии". Америке не нравится визит Такера Карлсона в Москву
- Человек, который своим примером доказал связь смеха и длительности жизни
А кто то не вырос и верит что огонь зажигается чудом.
Кому нахрен нужно создавать такие посты?
в-третьих, есть масса химических элементов, которые горят при низких температурах, в этом нет ни аккого чуда....
Следующий цикл разоблачительных статей будет в детских журналах о том, что Дед Мороз и Санта Клаус не существуют.
Ты сломал мою психику....ладно огонь, но Дед Мороз...
;-)
Если это всё подстава в том виде, в котором её представляет журналист, то предположить, что архиепископ храма Господня, будучи в трезвом уме и памяти, не бухим, не под веществами, не под пытками и т.д. какому-то первому встречному левому туристу, а не самому близкому другу, да ещё и под запись камеры (не скрытой) вот так спокойно в открытую рассказывает и признаётся во всемирном обмане церкви, в которой он служит и явно собирается продолжать служить всю жизнь... ну знаете, это просто не имеет смысла и логически абсурдно. Что-то здесь явно не чисто.
Если архиепископ решил судиться после интервью, то делать это можно было лишь на основании двух вещей: либо сама запись была опубликована без разрешения и вопреки предварительной договоренности (что снова возвращает нас к абсурдности, с какой стати вообще давать интервью и рассказывать главные секреты на камеру первому встречному в надежде, что он только сам его будет пересматривать для личного пользования), либо слова священника исказили и преподнесли не так, как он имел ввиду. Нам ли, русским, не знать, как западные СМИ могут манипулировать и переиначивать слова нашего президента, полностью искажая их суть? Интервью на греческом, мы получаем перевод какого-то человека. А может там речь шла не о главном чуде схождения огня, а каких-то вспомогательных лампадах вокруг, которые действительно предварительно зажигают священники в ожидании схождения огня, или о чём-то ещё, мало ли? Поэтому конкретно в этом тайны и нет. Тут хорошо бы выслушать версию самого архиепископа, имел ли он ввиду то, о чём все подумали, или нет. Ведь если он был понят правильно, то на основании чего он в принципе судится?
Банально посмотрите фразы его "шокирующих" ответов, которые приводятся в этом посте:
1. Как вы думаете, Патриарх, как и все остальные патриархи, принимает меры для того, чтобы на всякий случай иметь при себе источник огня?
Я не знаю… Как по мне, у него точно при себе что-то есть. Если вдруг что-то пойдет не так, я не знаю, что он тогда будет делать…
Ничего не смущает? "На всякий случай - ответ: я не знаю", и прямая речь "Если вдруг что-то пойдет не так". Ну если ты утверждаешь то, о чём все подумали, что вы сами зажигаете огонь, выдавая его за благодатный, то какой, мать его, "на всякий случай"? Твой "всякий случай" - это же 100% развитие событий должно быть, т.е. ваша прямая подстава, разве нет?! Эти слова имеют смысл только в том случае, если благодатный огонь-таки на самом деле сходит, и зажигалка понадобится, если произойдет экстраординарное, где огонь не сойдет. А иначе это бессмыслица какая-то.
2. Он не может рисковать и испытывать судьбу?
Конечно.
Опять же: "рисковать", "испытывать судьбу"... Это всё имело бы смысл, если бы огонь на самом деле всегда бы сходил, а зажигалку брали бы для подстраховки. Я понимаю, что это формулировка журналиста, но архиепископ тут отвечает просто "конечно", не придираясь к словам, словно русло разговора идет в каком-то другом ключе. Это тоже смотрится весьма странно! С точки зрения священника: я ему говорю, что это всё однозначно подстава, обман, я сам всегда в 100% случаев зажигаю огонь, после чего прилетает вопрос, беру ли я зажигалку, чтобы не рисковать? Он что, тупой? В смысле рисковать? Я же говорю, это я зажигаю! Если я не возьму, то и огня не будет! - и исходя от этого уже отвечать и поправлять журналиста-туриста. Но нет, ответ "конечно". Будто сам вопрос и не был тупым в контексте разговора.
Есть ещё одно упоминание священника, пусть и не прямая речь, которое преподносится как будто он рассуждает в стиле "это и так все знают". Не знаю, насколько эта интерпретация является лишь впечатлением автора, но, допустим, так оно и есть. В каком случае это возможно? Либо алчные лживые священники 11 веков подряд нагло врали всем вокруг, а тут вдруг он первый из всех спокойно говорит обратное, что крайне странно, либо какая-то другая версия. Наиболее вероятным кажется, что когда-то огонь действительно чудесным образом сошел, а затем ежегодно в честь памяти и празднования этого чуда люди стали сами в этот день его зажигать. Разве в этом ритуале есть что-то плохое? Ведь абсолютно все праздники, которые мы празднуем - это всего лишь дань памяти прошедшим событиям, имеющим для нас большое значение. Сейчас, вот, 9 мая будем праздновать, разве это как-то умаляет значимость былого и делает день Победы менее значимым лишь потому, что он случился 79 лет назад? Нет. Так и тут. Тут вопрос лишь в том, почему схождение огня преподносится как ежегодное продолжение чуда, а не просто память о нем. Случилось ли это по злому умыслу церкви или всего лишь благодаря сарафанному радио в давние времена кто-то неправильно понял и решил, что огонь продолжает ежегодно сходить сам, и поэтому священнослужители решили не расстраивать людей? Неизвестно, но это уже совершенно другой вопрос, как же так получилось. Но хотя бы тогда "это и так все знают" могло бы иметь смысл. Т.е. в близких кругах священнослужителей это известно и даже не скрывается, а на периферии продолжают ошибочно верить в те прежние слухи сарафанного радио. Но, повторюсь, даже если это так, если огонь не сходит и является лишь данью памяти былому чуду, это никак не умаляет его значимость, являясь символом веры и помогающим не забывать о тех важных событиях, произошедших в прошлом.
В общем без комментариев второй стороны, что же там имелось ввиду и на основании чего возникли претензии, рассуждать и интерпретировать ситуацию можно совершенно под разными углами, начиная от лживых алчных попах до тупого лицемерного журналиста, решившего словить хайп и получить известность, представляя ситуацию в неблаговидном свете. Мне, как верующему, безусловно, неприятна эта ситуация, но в то же время как здравомыслящему очевидна дырявость и версии с обманом. Слишком много не состыковок и явно абсурдных моментов. Вокруг так много, так называемых, "разоблачителей многовековых тайн" и заговоров, типа всяких рен-тв, а на деле же все поголовно являются прохвостами и идиотами. Достаточно наших уехавших либералов послушать, как же "на самом деле" всё обстоит в России Смех да и только. Вот только разница в том, что я сам тут живу и вижу наглядно, какая же это несусветная чушь, а какой-нибудь условный Джон из Англии, не имея возможности проверить жизнь в РФ, смотрит/читает их и всему верит. А ведь они же такие же разоблачители "страшных тайн" как и этот журналист. Поэтому думайте своей головой и не отключайте критическое мышление насчет получаемой извне информации. Всем добра!
А ведь многие то в Германии верят что в Ррсии6туалет эт 2 пачки. Да что там говорить, знакомая из России вышла замуж за казахонемца. И рассказывала как его семья в 2010м году удивлялись на полном серьезе что в России есть и супермаркеты и гипермаркеты и все купить можно, и машины у всех и не по одной.
И лишь уникумы вроде Келдыша М.В. осознают, сколь малую крупицу вселенского знания они постигли.
Всех с праздником Светлой Пасхи.