Ненцы. (1 фото)
Полный текст поста читайте по ссылке:
Цивилизация Гипербореи: карлики-рудокопы и «чудь белоглазая»
2
1
Они верят, что в их землях раньше жили «сииртя». Маленького роста люди, исчезнувшие по причине… многолюдства самих ненцев. «Насквозь в землю ушли». Здесь что-то проверить можно, поскольку ненецкие сказки очень подробны, многое там понятно. Их предки (народы самодийской языковой группы) начали освоение Западной Сибири восемь тысячелетий назад.
По дороге на Север встречали в самое разное время: с энцами («манту»), тунгусами («тунгос»), хантами и манси («хаби»), селькупами («тасым-хапи»), нганасанами («тавы») и … загадочным малорослым народом «сииртя». Если с первыми народностями нет вопросов, они реальны. То вот «сииртя» — непонятный этнос.
«Сииртя — это такой белый, как известь, человек, Как тень ходит. На солнце смотреть не может, только на темноту. Кто сииртя увидит, счастливый будет».
С «сииртя» ненцы встретились на северном побережье Ямала. Странно как-то встретились. Более ранний фольклор пестрит противостояниями и даже войнами с другими племенами. А тут… ничего, только постоянный страх и удивление. Карлики-сииртя неуловимы, чем-то опасны небывало. Но на рожон не лезут, предпочитают становиться невидимками и исчезать. Чтобы через какое-то время «уйти в сопки», под землю. Там они провели какое-то время еще, ночами выгоняя на пастбища «земляных оленей», мамонтов.
Предания настолько живучи, что впечатались в названиях многих рек, сопок, урочищ. «Сииртя» из легенд очень богаты: только им известны самые обильные залежи серебра, меди, железа, свинца и олова. Они их добывают подземными методами, в своих огромных гротах греются перед синим неугасимым огнём. Этнографы и фольклористы мертвой хваткой вцепились в ненцев в свое время. Разобрали по буквицам все легенды и сказки. Установили: там просматриваются два пласта «воспоминаний». Первый рассказывает о древнем населении тундры (юкагирах, скорее всего). Второй — о еще более древнем народе, очень похожем на «белоглазую чудь». Реальность многих сказаний настолько яркая, привязана к конкретным геолокациям… что в существование «сииртя» действительно поверили. Пытаются отыскать по сей день археологические следы.
По дороге на Север встречали в самое разное время: с энцами («манту»), тунгусами («тунгос»), хантами и манси («хаби»), селькупами («тасым-хапи»), нганасанами («тавы») и … загадочным малорослым народом «сииртя». Если с первыми народностями нет вопросов, они реальны. То вот «сииртя» — непонятный этнос.
«Сииртя — это такой белый, как известь, человек, Как тень ходит. На солнце смотреть не может, только на темноту. Кто сииртя увидит, счастливый будет».
С «сииртя» ненцы встретились на северном побережье Ямала. Странно как-то встретились. Более ранний фольклор пестрит противостояниями и даже войнами с другими племенами. А тут… ничего, только постоянный страх и удивление. Карлики-сииртя неуловимы, чем-то опасны небывало. Но на рожон не лезут, предпочитают становиться невидимками и исчезать. Чтобы через какое-то время «уйти в сопки», под землю. Там они провели какое-то время еще, ночами выгоняя на пастбища «земляных оленей», мамонтов.
Предания настолько живучи, что впечатались в названиях многих рек, сопок, урочищ. «Сииртя» из легенд очень богаты: только им известны самые обильные залежи серебра, меди, железа, свинца и олова. Они их добывают подземными методами, в своих огромных гротах греются перед синим неугасимым огнём. Этнографы и фольклористы мертвой хваткой вцепились в ненцев в свое время. Разобрали по буквицам все легенды и сказки. Установили: там просматриваются два пласта «воспоминаний». Первый рассказывает о древнем населении тундры (юкагирах, скорее всего). Второй — о еще более древнем народе, очень похожем на «белоглазую чудь». Реальность многих сказаний настолько яркая, привязана к конкретным геолокациям… что в существование «сииртя» действительно поверили. Пытаются отыскать по сей день археологические следы.
Новости партнёров
А что вы думаете об этом?
2
комментария
Лучший комментарий
Скрыть
Показать 1 ответ