1535684
25
Широко известно, в каких антисанитарных условиях жили люди Средневековья. Но мало кто представляет себе, какие гигиенические проблемы скрывались также за вычурными платьями эпохи рококо и романтичной внешностью героинь начала XIX века...
Подобные воздушные красавицы и понятия не имели о множестве благ цивилизации, привычных нам. Трудно даже представить, какие сложности были у них в повседневной жизни по части гигиены и связанного с ней здоровья... Каких-то 150-200 лет назад справиться с запахом пота было очень непросто, а регулярное омывание интимных мест считалось причиной бесплодия!
×
Вот так понежиться в горячей водичке? Женщинам прошлых веков это удовольствие и не снилось... Да, кстати, многие из них ни за что и сами бы не согласились лезть в ванну!
Мылись европейцы кране неохотно: верили, что с водой в поры проникнет инфекция, организм ослабнет и подхватит чахотку...
Считалось, что от частого мытья - одни неприятности, да еще и возможный вред здоровью...
Вот и приходилось докторам буквально уговаривать своих пациентов. Например Фридрих Бильц в конце XIX в увещевает немцев в своей книге «Новое естественное лечение»: «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна. После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть».
Немного раньше даже монархи мылись все по паре раз за всю жизнь: так в XV в. Изабелла сознавалась, что была вымыта только дважды: при рождении и перед свадьбой. Людовика ХIV заставили искупаться врачи, но мытье его ужаснуло и он зарекся этим заниматься...
До ХVIII века ополаскивали только руки и область рта. Регулярно мыть всё лицо не советовали доктора - считали, что это грозит воспалениями или потерей зрения.
До ХVIII века ополаскивали только руки и область рта. Регулярно мыть всё лицо не советовали доктора - считали, что это грозит воспалениями или потерей зрения.
Но и к XIX веку ванны принимали в основном по причине болезни - если их прописывал врач. Горячие или холодные, с добавлением солей, по минутам... А так обходились умыванием рук и лица, ну еще порой обтиранием влажным полотенцем.
Зато пользовались популярностью душистые настои трав, розовая вода, подушечки с сушеными ароматными травами в одежде...
Духи, кстати, во времена Людовика XIV даже были предписаны королевским указом! Без них являться ко двору не позволялось - надо было чем-то заглушать "ароматы" немытых аристократов...
И только к середине девятнадцатого столетия, когда окончательно установили роль бактерий и грязи в развитии заболеваний, регулярное омовение стало принимать массовый характер.
Тем не менее женщинам до начала ХХ в. рекомендовали не увлекаться мытьем интимных участков - это якобы делает их бесплодными.
Хуже мытья могли оказаться только книги! Доктора утверждали, что особо опасно чтение, - как и прочая, не дай бог, умственная деятельность - для дам в критические дни, когда моральное перенапряжение опасно для здоровья...
Кстати, те же духи перебивали, конечно, неприятный запах тела, затянутого в корсеты и тесные наряды из многослойных тканей, но не устраняли его окончательно.
Только к 1888 г. наконец придумали способ бороться именно с запахом пота и выпустили первый дезодорант. Впрочем, он показался бы нам малоэффективным... До антиперспиранта, который сокращал бы выделение пота, додумались только к 1903 году.
Вошедшие в XVIII веке в моду грандиозные прически были очень трудоемки: волосы в них укладывали профессиональные парикмахеры по нескольку часов. Чтобы вдоволь пощеголять с такой красотой наподобие вавилонской башни или корабля на голове, красавицы и спали-то на специальных подставках для прически. Естественно, такое художественное произведение не разбирали неделями и месяцами.
Ну и неудивительно, что эти творения становились рассадником кусачей живности, если вообще не превращались в мышиное гнездо ))) Вот в Средние века испанки натирали волосы против вшей чесноком. А дочь одного из французских королей даже погибла от собственной вшивости.
Ну, для того, чтобы почесать голову, у знатной дамы были специальные палочки... А если уж дело доходило до мытья - обходились мылом. Иногда - специальным для волос... Как будто бы что-то могло еще тут помочь!
Использовали также разные домашние средства: золу, горчицу и так далее. Шампунь, который позволял как следует промыть волосы и сделать их упругими и блестящими, придумали только к концу XIX в.
Шелковые нижние рубашки, кстати, появились именно потому, что за их скользкую ткань не могли уцепиться вши и блохи. Такое белье помогало состоятельным дамам оберегать себя от кровососов.
Вплоть до 1920-х годов женщины, особенно знатные, появлялись на людях только в закрытой одежде. Поэтому волосы на теле они не трогали.
Вот мыла для поддержания дамской красоты в XIX веке выпускали достаточно, причем разных сортов...
Естественно, никаких готовых одноразовых гигиенических средств для критических дней в продаже не было. Женщинам приходилось пользоваться кусками ткани или специального войлока. Небогатым приходилось эти импровизированные прокладки стирать и сушить.
Привычной нам туалетной бумаги в Европе тоже не было... Это в Китае ее начали выпускать еще в VI веке! А уже в 1391 году для императора и его двора, согласно хроникам, было специально изготовлено около 750 000 листов этого средства гигиены. Европейцев же впервые удивил знакомством с ней в 1857 году предприниматель из Германии. А похожую на современную - мягкую и в рулонах начали производить только в1890 году в США. До этих пор в качестве туалетной бумаги использовали подручные средства, в основном газеты...
Да уж, действительно, оставаться красавицей в те времена было совсем не просто!
Источник:
Новости партнёров
реклама
отцу Ярославу Мудрому
«Здравствуй, разлюбезный мой тятенька! Пишет тебе, князю всея Руси, верная дочь твоя Анечка, Анна Ярославна Рюрикович, а ныне французская королева. И куды ж ты меня, грешную, заслал? В дырищу вонючую, во Францию, в Париж-городок, будь он неладен!
Ты говорил: французы — умный народ, а они даже печки не знают. Как начнется зима, так давай камин топить. От него копоть на весь дворец, дым на весь зал, а тепла нет ни капельки. Только русскими бобрами да соболями здесь и спасаюсь. Вызвала однажды ихних каменщиков, стала объяснять, что такое печка. Чертила, чертила им чертежи — неймут науку, и все тут. «Мадам, — говорят, — это невозможно». Я отвечаю: «Не поленитесь, поезжайте на Русь, у нас в каждой деревянной избе печка есть, не то что в каменных палатах». А они мне: «Мадам, мы не верим. Чтобы в доме была каморка с огнем, и пожара не было? О, нон-нон!» Я им поклялась. Они говорят: «Вы, рюссы, — варвары, скифы, азиаты, это у вас колдовство такое. Смотрите, мадам, никому, кроме нас, не говорите, а то нас с вами на костре сожгут!»
А едят они, тятенька, знаешь что? Ты не поверишь — лягушек! У нас даже простой народ такое в рот взять постыдится, а у них герцоги с герцогинями едят, да при этом нахваливают. А еще едят котлеты. Возьмут кусок мяса, отлупят его молотком, зажарят и съедят.
У них ложки византийские еще в новость, а вилок венецейских они и не видывали. Я своему супругу королю Генриху однажды взяла да приготовила курник. Он прямо руки облизал. «Анкор! — кричит. — Еще!» Я ему приготовила еще. Он снова как закричит: «Анкор!» Я ему: «Желудок заболит!» Он: «Кес-кё-сэ? — Что это такое?» Я ему растолковала по Клавдию Галену. Он говорит: «Ты чернокнижница! Смотри, никому не скажи, а то папа римский нас на костре сжечь велит».
В другой раз я Генриху говорю: «Давай научу твоих шутов «Александрию» ставить». Он: «А что это такое?» Я говорю: «История войн Александра Македонского». — «А кто он такой?» Ну, я ему объяснила по Антисфену Младшему. Он мне: «О, нон-нон! Это невероятно! Один человек столько стран завоевать не может!» Тогда я ему книжку показала. Он поморщился брезгливо и говорит: «Я не священник, чтобы столько читать! У нас в Европе ни один король читать не умеет. Смотри, кому не покажи, а то мои герцоги с графами быстро тебя кинжалами заколют!» Вот такая жизнь тут, тятенька.
А еще приезжали к нам сарацины. Никто, кроме меня, сарацинской молвою не говорит, пришлось королеве переводчицей стать, ажно герцоги с графами зубами скрипели. Да этого-то я не боюсь, мои варяги всегда со мной. Иное страшно. Эти сарацины изобрели алькугль (араб. — спирт), он покрепче даже нашей браги и медовухи, не то что польской водки.
Вот за этим тебе, тятенька, и пишу, чтобы этого алькугля на Русь даже и одного бочонка не пришло. Ни Боженьки! А то погибель будет русскому человеку. За сим кланяюсь тебе прощавательно, будучи верная дочь твоя Анна Ярославна Рюрикович, а по мужу Anna Regina Francorum».
Вот некоторые из них
1. Камин. Не скажу были насколько они были распространены в 11 веке во Франции, но замечу, что хороший камин не дымит и даёт достаточно тепла.Особенно если учесть что в это время на Руси основной тип отопительного сооружения - печь-каменка без трубы. Которая коптит как раз очень сильно (примерно как печи в банях по - чёрному). Печные трубы распространяются не раньше XV века. Конструкция русской печи в современном понимании, оформляется только к XVII веку и долгое время такие печи стоят только в зажиточных домах.
2.Чертёж. Первые сведения об употреблении чертежей на Руси относятся к XVI в. (Хотя, возможно, употреблялись и раньше, но об этом сведений как раз нет).
3. "Папа римский нас на костре сжечь велит". "Охота на ведьм" была широко распространена в ХV-XVII вв. Для XI века дела о колдовстве - редкость.
4. Лягушки. Когда во Франции начали употреблять в пищу лягушек, достоверно неизвестно, но до Нового Времени они были пищей крестьян, так что при дворе короля в 11 веке их точно не ели.
5. Котлеты. Слово котлета (фр. côtelette) происходит от французского слова côtele — ребристый или côte — ребро. В первоначальном значении приготовленный кусок мяса на кости: бедренной или (преимущественно) рёберной и бедренной — у птицы. Слово как и блюдо пришло в Россию из европейской кухни и первоначально означало кусок мяса с рёберной костью. Только в конце XIX века появляются рубленые котлеты и постепенно современное значение вытесняет изначальное
6. Ложки. Что в Западной Европе, что на Руси они употреблялись, как минимум, с раннего средневековья (а вообще они упоминаются ещё в исторических документах периода Античности). Причём здесь Византия? Не понятно.
7. Вилки. В XI веке для Западной Европы они действительно были в диковинку (и привезены были как раз из Византии). Но в России вилка впервые появляется в начале XVII в. Марина Мнишек в своё время сильно шокировала московскую знать, начав есть вилкой на пиру.
8. Театр. Про постановку "Александрии" (и предполагаемое в связи с этим существование киевского драматического театра в 11 веке) тоже что-то фантастическое. Александр Македонский же был популярным историческим персонажем в Европе с раннего Средневековья. Хотя, насколько им интересовался конкретный Генрих нам не известно, как и то, насколько им интересовалась Анна.
9. Про Галена тоже сложно сказать, античные труды по медицине на латынь начали переводить примерно в это время, хотя французский король, вряд ли что понимал в медицине, как впрочем и русская княжна.
10. В 11 веке не было ещё никакой водки. Да и получаемый редкими алхимиками алкоголь для питья ещё не употреблялся.
11. Киевские князья никогда не подписывались "Рюрикович", и судя по всему, никогда себя так не именовали.
Вот как-то так. Уж не подумайте что я всерьёз взялся опровергать сей опус. Просто меня удивляет (и даже пугает) популярность таких творений среди современных - и, вроде бы, образованных - людей. Поэтому и не удержался.
Другая, приписываемая Анне, фраза гуляет в литературе и интернете гораздо дольше -
«В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны».
Если сравнить с началом этого "Письма..."
"И куды ж ты меня, грешную, заслал? В дырищу вонючую, во Францию, в Париж-городок, будь он неладен!"
То наблюдается явная текстологическая зависимость.
Откуда взялась фраза «В какую варварскую страну ты меня послал..." ? В интернете есть ссылки, что его корни растут из популярной книжки Мориса Дрюона [Druon M. Paris de Cesar a Saint Louis Hachette. P., 1964].
Во всяком случае, Карпов (Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. — М.: Молодая гвардия, 2001.) ссылается на использование этой фразы Холодилиным (Холодилин А. Н. Автографы Анны Ярославны — королевы Франции // Русская речь. — 1985. — № 2. — С. 111), который ссылается на Дрюона. До-дрюоновская история этой фразы не прослеживается... "
(конец цитаты)
Когда, по улицам выводят детские садики детей на прогулку.У всех чистое свежее белье, чистые красовки , и все необходимое в рюкзачке.
Вот так сейчас евпорейцы своих детей готовят гигиене.
У нас тоже такие были. И у германцев.
Что в ПМВ, что в ВМВ вши и тиф, распространяемый ими, были бичом как солдат, так и мирных граждан.
--Про "прокладки". В нашем любимом отечестве бабы до середины 80-х годов (а где то и до 90-х годов) продолжали пользоваться тряпочками. Для этого старые простыни рвали, пеленки. Потом их кипятили и стирали.
Я понимаю, что по гадить на "немытую Европу" проще и приятнее, но не стоит слишком увлекаться, а то начинают всплывать не самые приятные подробности из нашего, отечественного, прошлого.
- Арбалет (под именем «самострел») появился на Руси на три века раньше, чем в Европе.
- Средневековая Европа утратила римские традиции мыловарения, «секрет» изготовления мыла, как и вообще мытья (а не купания в реке) пришел в неё… из России!
Баня пришла в Европу лишь в XVIII веке, когда Пётр I, посетивший Амстердам и Париж, велел соорудить там бани для сопровождавших его солдат. А после 1812 года русская армия понастроила бани во всех освобождённых от Наполеона странах. Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать народ мыться. "Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, - писал Бильц в книге "Новое природное лечение", - После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть...". Доктору мало кто верил...
- Анестезию при хирургических операциях изобрели в России (доктор Пирогов), европейских солдат Крымской войны оперировали без анестезии.
- Основные позитивные изобретения (радио, электролампочка, электросварка, телевизор, трактор, космические аппараты, мирные атомные установки, токомаки и др.) изобретены в России и выкрадены европейцами.
- Основные негативные изобретения (отравляющие газы, военный атом, танк на базе трактора, концлагеря и др.) изобретены НЕ в России (противогаз изобрели в России).
- Царская, советская и пост-советская Россия последовательно выступают за запрещение негуманных видов вооружений и систему коллективной безопасности (от запрета разрывных пуль и Гаагского арбитража до хельсинских договорённостей). Традиционно этим инициативам противодействуют державы Запада.
- Рабство в США и телесные наказания в Англии отменили позже, чем эти же явления были запрещены в царской России. В Англии порка, как вид наказания, сохранялась до 70-х годов ХХ века (!).
- Русская национальная кухня богаче и разнообразнее европейской, что показывает сравнительный уровень питания народов. В русской кухне немыслимы улитки, слизни, лягушки, заплесневелые сыры, похлебка из объедков (первоначальное значение английского soop), объедки на лепёшке (первоначальное значение итальянской «пиццы»). В то же время в русской кухне есть ряд очень полезных и качественных продуктов, незнакомых европейским кухням.
- Из рядовых военнопленных «Великой армии» Наполеона в 1812 году ни один (!) не пожелал возвращаться в Европу после длительного проживания в России. Сравнивали эти люди не мифы и пропаганду, а две реальности…
- Граф Л.Н.Толстой посетил Европу инкогнито, в рабочем картузе, выдавая себя за рабочего. Позже в своих произведениях («Люцерн» и др.) он отмечал, что более холодной и жестокой к бедному человеку цивилизации, чем европейская, история не знает…
- Книги или пергамент, обернутые в человеческую кожу – европейское изобретение. Это не только Библия XIII-ого века и текст Decretals (Католическое церковное право, но и… более поздние либеральные книги: копия текста Декларации Прав Человека и несколько копий французской Конституции 1793 года). Добро пожаловать в музей!
- Сожжение людей на кострах в России было редким, исключительным делом. Такие приговоры «еретикам» за всю историю Православия можно пересчитать по пальцам. В то же время один только испанский великий инквизитор Томас де Торквемада (1420-1498) сжег на кострах 10 220 человек. При этом 97 371 человека были убиты им же каторжными работами на галерах. Томас Торквемада был духовником инфанты Изабеллы Кастильской, которая гордилась тем, что мылась два раза в жизни.
- Жертв варфоломеевской ночи – значительно больше, чем всех жертв всего царствования свирепого Ивана Грозного.
Давайте либерасты смейтесь и опровергайте.
мне казалось, что быдло, это то, которое не думает, бухает водку и ждет, что в стране от этого что-то изменится..
сначала хотел и вас отнести к этой категории, а потом по количеству ошибок и надписи "русское" с большой буквы, я понял, что имею дело с обычной школотой. ваше мнение не интересно, ибо человек, хвастающийся "русским", но элементарно не умеющим без ошибок писать на этом языке, вообще не достойно внимания
"С Петра I начинаются особенно близкие и понятные ужасы русской истории. Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь четверть столетия губит людей, казнит, жжет, закапывает живыми в землю, заточает жену, распутничает, мужеложествуе... сам, забавляясь, рубит головы, кощунствует, ездит с подобием креста из чубуков в виде детородных членов и подобиями Евангелий — ящиком с водкой... коронует б...дь свою и своего любовника, разоряет Россию и казнит сына... и не только не поминают его злодейств, но до сих пор не перестают восхваления доблестей этого чудовища, и нет конца всякого рода памятников ему"
©Лев Толстой, ПСС, М., 1936, т. 26, С. 568...Или начнёте классику почитывать -"Мёртвые души" например...Мужик помоется ежели утапливаться пойдёт...