Несмотря на немецкую оккупацию, Дания провела всеобщие выборы в 1943 году, на которых нацисты (DNSAP — Национал-социалистическая рабочая партия Дании) получили только 2,1% от общего числа голосов (или 3 из 149 доступных мест).
И два слова про легенду о датском короле, первым надевшим на себя желтую звезду. Все было не совсем так, но было тоже неплохо.
В 1941 году король в дневнике сделал заметку о своей встрече с министром финансов, на которой обсуждалась возможность того, что нацисты потребуют ввести на территории Дании обязательное ношение желтых звезд:
«Глядя на бесчеловечное отношение, которому евреи подверглись не только в Германии, но и в оккупированных странах, можно было опасаться, что подобные требования будут предъявлены и к нам, но мы можем только отклонить их, на основании положений конституции. Я высказался, что я не смог бы предъявить подобное требование гражданам Дании. Если такое требование будет предъявлено, наилучшим его восприятием было бы, если бы мы все надели «звезду Давида». Министр финансов подтвердил, что это всегда могло бы стать выходом из ситуации».
Датские евреи избегли участи попасть в гетто и стать узниками концлагерей. Когда Германия попыталась спровоцировать попытку антиеврейских выступлений в Копенгагене, она тут же была пресечена арестами, штрафами и тюремным заключением для провокаторов.
Обстановка в стране резко обострилась в конце августа 1943-го. После массовой забастовки датских рабочих и отказа правительства вводить жёсткие меры по отношению к протестующим 29 августа было объявлено чрезвычайное положение. В знак протеста правительство Дании подало в отставку, и немцы тут же ввели прямое оккупационное правление.
Нацисты начали готовить депортацию датских евреев в лагеря смерти. Она была назначена в ночь с 1 на 2 октября 1943 года. Однако участники датского Сопротивления узнали о готовящейся операции. Точную дату планируемой депортации им сообщил немецкий дипломат Георг Дуквиц.
Датчане помогли скрыться большинству евреев. Людей прятали в домах, церквях, больницах и школах. Затем их тайно переправили на рыбацких лодках на нейтральную территорию. Благодаря этой операции удалось переправить в Швецию 7200 из 7800 датских евреев. Почти все евреи Дании были спасены за три дня.
На протяжении всей оккупации король Христиан был для жителей Дании символом мирного протеста. Когда в 1947 году Христиан умер, вместе с ним в его гроб положили повязку члена Датского движения Сопротивления.
В саду Праведников народов мира израильского мемориала Яд Вашем посажены два дерева: под номером 25 — «Народ Дании», и под номером 26 — «Король Христиан X». Эти деревья называют датскими праведниками.
Источник:
- Компромат недели: Трамп и Клинтон вместе веселятся с девушками!
- Шесть новых женщин в американской власти
- Британская старушка «Таймс» отжигает по полной программе!
- В Германии вывесили плакаты с Калининградской областью в составе страны
- В ОДЕССЕ ПОВЯЗАЛИ ДАРТА ВЕЙДЕРА И ЧУБАКУ
Европейцы вообще любят этакую необременительную сопричастность майку там с Че Геварой нацепить в знак протеста против ужасов капитализма, сфотографироваться голой на постере под лозунгом «Лучше ходить голой, чем носить меха», купить холодильник с «экологичным» теплоносителем, не разрушающим озоновый слой, или шампунь со значком, гарантирующим, что десять процентов доходов фирма отправляет в «Фонд дикой природы», и так далее. Это стремление к необременительности до курьезов доходит. Мне рассказывали, что у копенгагенцев есть такая традиция каждое последнее воскресенье октября весь Копенгаген выезжает на природу, на пикник. Это незыблемо. Что бы ни творилось в стране кризис, война, наводнение, пикник в последнее воскресенье октября обязательно состоится. Это непреложное правило было нарушено один-единственный раз во время оккупации Дании Гитлером, когда в какой-то из октябрей все копенгагенцы дружно решили в знак протеста против фашизма взять и не поехать на традиционный пикник. И потом очень гордились этим поступком, торжественно заявляя: «Гитлер, Сталинград и Копенгаген тебе не покорились!» Учитывая, что немецкие войска все пять лет оккупации чувствовали себя в Дании очень комфортно, отправляя сюда на реабилитацию своих раненых, да, это, вероятно, можно считать поступком, которым следует гордиться…