Европейские империи ставили перед собой задачу ассимиляции малых этнических групп. Народы, которым история не предоставила шанса на самоопределение, ушли с исторической арены и перестали играть активную роль в современной Европе. Некоторые из них окончательно ассимилировались, утратили свой культурный канон, забыли язык, а другие до сих пор пытаются отстоять право считаться отдельным народом, а не субэтносом.
Лужицкие сорбы(сербы)
Печальная судьба уже практически забытый славянский народ Европы — лужицких сорбов, потомков некогда энергичных и воинственных лужичей и бодричей.
В течение многих столетий лужицкие сорбы, оказавшись разделенными между германскими княжествами, утрачивали свою культуру и язык, перенимая чужеродные традиции. Ассимиляция лужицких сорбов проходила с чисто немецкой педантичностью. Власти постоянно проводили внеплановые проверки того, как в школах, расположенных в местах компактного проживания сорбского населения (Грайфенхайне, Бауцене, Зорнове, Лозе) действует закон о немецком языке.
Однако местные сорбы устроили настоящую «школьную революцию», организовав массовые акции протеста за право всего лишь сохранить лужицкий в качестве учебного предмета.
В итоге за дело взялась католическая церковь и разрешила изучать катехизис на верхнелужицком и нижнелужицком языках.
Сегодня большая часть носителей верхнелужицкого (около 23 тысяч человек) и нижнелужицкого (примерно 7 тысяч человек) языков проживают преимущественно в двух западнославянских анклавах: в Верхней Лужице (столица Баутцен) и Нижней Лужице (столица Котбус). Им разрешено вывешивать на своих домах надписи на обоих языках; также практикуется двуязычное название улиц и объектов общественного пользования.
Впрочем, хотя многолетняя этнокультурная маргинализация сорбов и привела к печальным результатам, надо отдать должное властям современной Германии: некоторое время назад была законодательно оформлена «Сербсколужицкая поселенческая область», в рамках которой успешно функционируют десятки школьных и дошкольных учебных заведений, где образование предоставляется на лужицких языках. В некоторых немецкоязычных школах оба языка изучаются на уровне факультативов.
Больше внимания в последнее время уделяется сохранению этнографических традиций лужичан. Составляются словари и справочные источники на языках сорбов. В ряде случаев допустимо использовать лужицкие языки в официальном делопроизводстве. По некоторым данным, такая мягкая культурно-языковая политика в отношении потомков лютичей и бодричей привела к тому, что их языки постепенно восстанавливают статус языков престижа, а маленькие дети имеют больше возможностей освоить родной язык.
Бауцен (Будышин), столица лужицких сорбов
Двуязычные названия улиц в Сербсколужицкой поселенческой области
Источник: