Боевые действия на море изобилуют примерами смелых и рискованных операций. Одной из таковых был рейд британской подводной лодки HMS B.11 в Дарданеллы в начале кампании на Галлиполи 1915 года.
Вступление Османской империи в Первую мировую войну первоначально не сильно беспокоило командование флотов Великобритании и Франции. Тогдашняя Турция считалась слабым и удалённым противником. Однако ход войны на Западном фронте и необходимость оказывать поддержку России всё же привлекли внимание к идее удара по туркам через проливы по направлению к Константинополю. Многие политики в Лондоне полагали, что достаточно будет всего лишь подвести флот Его Величества к городу. Османское правительство сразу сдастся, а страна выйдет из войны.
Пока шла подготовка к задуманной Уинстоном Черчиллем, тогдашним первым лордом Адмиралтейства, операции с использованием линкоров, появилась мысль провести пробный рейд в Дарданеллы. Для этого из состава базировавшейся на Тенедосе эскадры была выбрана подлодка HMS B.11.
Эта была устаревшая субмарина 1906 года постройки. Её надводное водоизмещение составляло 280 т, подводное — 313 т. Вооружена подлодка была двумя носовыми 457-мм торпедными аппаратами. Скорость субмарины над водой составляла 13 узлов, под водой — 8. Важно было то, что подлодка имела новые аккумуляторы (а значит, могла дольше оставаться под водой) и храбрый экипаж. Ему и его командиру Норману Холбруку наиболее благоволил командующий.
Задача была сложной. Турки разместили на всех подходах к проливу минные заграждения, артиллерийские батареи и прожектора, освещавшие воду в ночное время суток. Существовали и гидрографические проблемы. Британцам не были полностью известны течения и глубины тех мест. К тому же география пролива не располагала хорошими возможностями для маневрирования в случае непредвиденных трудностей. Для наилучшего выполнения задачи была проведена доработка субмарины. Конструкторами было разработано и установлено устройство для отвода минрепов, добавлено трубчатое ограждение горизонтальных рулей. Командование никак не ограничивало Холбрука в выборе целей и рубежа атаки. Он должен был потопить как можно больше любых судов, а при необходимости — прекратить рейд после поражения первой же цели.
Однако ничто не могло отбить рвения подводников попробовать пройти вглубь. 13 декабря 1914 года в 4:15 утра HMS B.11 отошла от борта плавбазы, стоявшей в трёх милях от мыса Хеллес. Как было известно британцам, турки отключали прожектора незадолго до рассвета, а значит, у подлодки имелся небольшой промежуток времени, чтобы пройти незаметно. Действительно, в 5 часов утра свет отключили, и HMS B.11 погрузилась.
Тут же возникли две проблемы: подводные течения снижали скорость лодки всего до 2 узлов, а корпус начал вибрировать. И то, и другое ставило операцию под удар, поскольку подлодке нужно было всплыть и не попасться на глаза защитникам пролива. Холбрук после некоторых раздумий приказал всплывать немедленно — к счастью англичан, ещё было недостаточно светло. Экипаж смог найти причину вибрации, оставаясь в скрытности. У субмарины частично оторвалось ограждение левого носового горизонтального руля. Его срезали и погрузились.
К 8:30 подлодка на глубине 6 м подошла к первому минному полю в районе устья реки Суандере. Холбрук отдал приказ погрузиться ещё глубже, до 24 м. На этой глубине субмарина маневрировала между минрепами (и задела несколько по касательной) в течении часа. После командир HMS B.11 поднял перископ и обнаружил, что прошёл дальше ожидаемого и оказался в миле от города Чанакалле.
Недалеко от места всплытия в качестве плавучей батареи стоял броненосец османского флота Mesudiye. Это был устаревший и слабо вооружённый корабль, построенный в Великобритании ещё в 1874 году. Холбрук опознал его, но всё же решил атаковать. Совершив манёвр, подлодка подошла на 720 м к броненосцу и выпустила торпеду, поразившую цель.
Сразу же начались неудачи. После пуска торпеды на субмарине начало слабеть освещение, потому что аккумуляторы стали разряжаться. Из-за снижения скорости течение начало разворачивать лодку кормой к броненосцу и носом к гавани Чанакалле. Турки засекли перископ субмарины. Начался обстрел сначала с береговых батарей, а затем подключился вспомогательный калибр Mesudiye. К счастью для британцев, главный калибр, которого они опасались, не стрелял. Потом выяснилось, что все его орудия давно испортились и были заменены деревянными муляжами.
10 минут спустя броненосец перевернулся и затонул. HMS B.11 развила максимальную скорость и уклонилась от огня береговых батарей. Однако положение на её борту было близким к критическому. От высокой температуры или протечки запотели линзы спиртового компаса, и командир не мог найти курс для выхода из гавани.
Холбруку ничего не оставалось, как всплыть на перископную глубину и осмотреться. Как только перископ был поднят, выяснилось две вещи: течение загнало HMS B.11 ещё дальше в гавань, и на перехват уже шли миноносцы османского флота. Подлодка начала вновь погружаться на ожидаемую по данным имевшейся карты глубину в 50 футов, но сказалась плохая информированность. Уже на 38 футах британцы наскочили на мель. Кое-как на полной скорости им удалось оторваться от илистого дна. Но тут же подлодка наскочила на следующую мель. Она была ещё выше: рубка субмарины оказалась над водой.
Турки не могли этого не заметить. Береговые батареи открыли огонь. Холбрук взял влево и развил полный ход. С 10:10 до 10:20 лодка несколько раз касалась дна, находясь под обстрелом батарей и преследуемая миноносцами. Фактически, HMS B.11 находилась на грани гибели. Но ей всё же повезло уйти на достаточную глубину и скрыться от противника. Однако за прошедшее от момента торпедирования броненосца время аккумуляторы разрядились почти полностью. А до безопасного пространства оставалось пройти ещё около 16 миль.
В итоге Холбрук отдал приказ найти течение и положиться на него, поддерживая скорость в 0,5-1,5 узла. Впереди было минное поле и береговые батареи. Первые удалось с трудом пройти на перископной глубине. Но вторые, будучи предупреждёнными о британской подлодке, постоянно пытались её обнаружить.
Спустя 10 часов после погружения, в 14:10, Холбрук отдал приказ всплывать. Субмарина находись в 2 милях от мыса Хеллес. Как позднее вспоминали члены экипажа, воздух в лодке настолько загрязнился, что при открытии верхнего люка наружу вырвалось ядовитое зеленовато-жёлтое облако. Через полчаса проветривания экипаж смог запустить бензиновый двигатель и в сопровождении подошедших эсминцев уйти в Митилину на Лесбосе.
Там, на борту линейного крейсера HMS Indefatigable, Холбруку в качестве шутливого признания его заслуг был вручён картонный «Железный крест». Вскоре он получил уже настоящую высшую британскую военную награду — «Крест Виктории». Норман Холбрук стал первым в истории его кавалером-подводником и первым обладателем этого ордена из Королевского флота за Первую мировую войну. Остальные члены экипажа также получили награды. Что же касается самой подлодки, то она всю войну провела в Адриатике, блокируя флот Австро-Венгрии. Позднее её переделали в надводный сторожевик, а в 1919 году в Италии сдали на слом.
Значимость этого рейда трудно оценить. Его вполне можно считать уникальным, так как до этого никто ничего подобного не делал. Для самой же Великобритании это была не только очередная демонстрация своего морского превосходства. Рейд дал повод задуматься о реальных возможностях нового оружия, каковым на тот момент были подлодки. Успех старой HMS B.11 позволил командующему флотом в операции Кардену потребовать и получить более современные субмарины.
В Турции же началась паника. Стало ясно, что союзники планируют нанести удар с помощью флота по проливам. Но ответить на него было практически нечем. Боеспособных кораблей почти не имелось, а береговые батареи были малоэффективны. Но лихорадочное укрепление обороны тем не менее дало свои результаты. Две следующие попытки британской и французской подлодок прорваться были пресечены, а битва при Галлиполи пошла совсем не так, как планировали союзники по Антанте.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»
- Беспрецедентный случай в истории: за какие заслуги капитан сразу стал генералом?
- "Я взял выходной, поставил будильник": британцы высмеяли несостоявшееся нападение России на Украину
- Затонувший корабль времён Второй мировой войны может вызвать цунами в Темзе
- Концепт первой в мире яхты-субмарины для миллиардеров
- Клич в соцсетях помог собрать денег на ремонт для слепой пенсионерки
---------------
Как можно писать такой бред? Даже современные подлодки с современными "ушами и глазами" вряд-ли могут маневрировать под водой среди минных минрепов. А уж о слепой подлодке времён Первой мировой войны и говорить нечего. В общем, полная чушь про маневрирование. Просто удачно прошли минное поле и всё. Нечего ерунду городить, а то школьники поверить могут.