Этически спорный бизнес набирает обороты.
Если вы хоть раз теряли своего любимого питомца, то знаете, какая потом приходит тоска. Дом словно замирает, и всё вокруг напоминает о нём. Вот на кухне стоит пустая миска, такая родная шерсть на кресле, поводок с ошейником всё ещё ждут прогулок... Но никто больше не просится на кровать и не тыгыдыкает по дому, не клянчит вкусняшки и не роняет цветы с подоконника. В такие моменты ты готов отдать всё, лишь бы вернуть его назад. И сегодня это возможно — биологи научились клонировать собак и кошек, так что ваш питомец может «вернуться». Но вот вопрос: действительно ли это второй шанс, или же клонирование — жестокий бизнес на слезах?
Вообще-то изначально клонирование придумали исключительно для научных целей и спасения вымирающих видов. И вопреки распространённому мнению, овечка Долли не была первым клоном. Эксперименты по созданию идентичных животных идут с 1952 года, и до Долли клонировали лягушек, кур, мышей. А знаменитая овечка родилась только в 1996 году. Однако разница между ней и первыми клонами была колоссальная. Первые эксперименты велись на базе клеток эмбриона — в зародышевых клетках есть потенциал для развития организма. Но для создания Долли у овцы-донора взяли клетку вымени. То есть клон появился на базе готового отдельного органа взрослого животного. Это был колоссальный прорыв, и учёные с азартом пошли дальше.
Мечта вернуть ушедшего на радугу друга появилась в 2001 году в Америке вместе с кошкой СиСи. Она стала первым клонированным домашним животным, выращенным из соматической клетки взрослой особи. Спустя 4 года в Южной Корее родился клонированный борзой Снуппи, и пошло-поехало. Сегодня клонирование буквально поставили на поток: лаборатории производят более 1000 (!) собак и кошек ежегодно.
Чтобы получить полную копию питомца придётся заплатить круглую сумму в 4 миллиона рублей и подождать 5-7 месяцев. Но люди, только что потерявшие своего питомца, готовы платить и ждать сколько угодно, лишь бы снова обнять своего шерстяного. Деньги и время ничто, по сравнению с радостью от второго шанса быть вместе. Но так ли всё радужно? Если копнуть глубже и разобраться, как именно получаются клоны, то обнаруживается неприятная правда.
Сейчас всех собак и кошек клонируют с помощью соматических клеток, то есть также, как овечку Долли. У зверя берут кровь или кусочек кожи, с которым потом и работают. Это первый, самый простой этап создания копии. Из «взрослой» клетки кожи/крови выделяют ДНК. Это универсальный генетический код, можно сказать инструкция, по которой потом будет создаваться клон.
На втором этапе у самки того же вида, что и клон, с помощью стимуляции вызывают суперовуляцию — множественное созревание яйцеклеток. В лаборатории из полученных яйцеклеток удалят ДНК матери. Так получается пустая оболочка-контейнер. В неё внедряют генетический материал животного, которого и нужно клонировать. Пару дней комбинированные клетки выращиваются в пробирке, запускается процесс деления. Нужно, чтобы яйцеклетка «приняла» чужеродный ДНК. А потом начинается третий, самый жесткий этап.
Будущей суррогатной матери подсаживают несколько заранее подготовленных яйцеклеток. Приживаются далеко не все, ведь зародыши, по сути, абсолютно чужие. Много щенков и котят гибнет во время беременности, другие — уходят на радугу сразу после рождения. Чтобы вы понимали, насколько всё страшно, давайте рассмотрим на живом примере — том самом борзом Снуппи из Кореи. Для его создания было создано 1095 эмбрионов. Их подсадили 123 суррогатным самкам, но только у 3 (!) из них наступила беременность. У одной из них случился выкидыш, а двое других родили по одному щенку. В итоге выжил только один Снуппи.
Сегодня количество неудачных экспериментов и погибших эмбрионов стало чуть ниже. В 2017 году, например, на 94 эмбриона пришлось 3 беременности и в итоге родилось всего 4 щенка. Но даже это катастрофически мало! Получается, процент успеха в клонировании от 0,2 до 5%. Но самое главное: на выходе вы никогда не получите точную копию клонируемого животного. Да, с точки зрения генетического кода он будет идентичен вашему любимцу. Внешность и окрас будут совпадать (и то не всегда точно). Но характер, навыки и любимые привычки погибшего друга никогда не наследуются. Его память и ваша дружба никак не передадутся другому животному. По итогу клон может быть полной противоположностью. Он будет похож на вашего питомца только генетически, у них будут одинаковые ДНК, но по факту это будет совсем другая собака\кот.
Да, клонирование может стать единственным вариантом спасения исчезающих видов. Также клонирование может быть оправдано для увеличения количества высокоценных племенных животных, улучшающих всё поголовье. Но насколько правильно использовать эту генетическую машину для утешения скорбящих? Пишите своё мнение в комментариях.
Источник:
- МудЛый Мудли – пастор во льдах, который запретил себя хоронить после смерти
- Очнёмся и продолжим: истории людей, восставших из мёртвых
- Родственники не хоронят покойного индуса, считая его живым
- Обманувшая Костлявую: история Анны, которая смогла улизнуть из объятий смерти
- В Австралии решили воссоздать вымерший вид, которого нет почти 100 лет
Сможет ли клонирование клонировать и эти черты?
Когда-то обычное ЭКО у человека было малореальным с низкими шансами, натренировались и сейчас ЭКО делают с весьма хорошими результатами. Ну и тут натренируются со временем. Исчезающих животных можно будет размножать (или может быть даже исчезнувших?) В животноводстве тоже возможно наработки пригодятся.
Был бы у меня хералион денег, я бы тоже клонировал своего кота после смерти. Он у меня с помойки и второго такого, даже внешне не найти.
Этичность видимо имеется виду, что какой-то кошке нужно как конвейеру рожать неудачные копии.
А уличные кошки и так рожают как конвейер. Тут хоть кормить от пуза будут.