Один из самых распространённых типов современного оружия на море — торпеды. Их разработка и внедрение вместо лонжеронных мин началось в середине XIX века. Впервые же торпеды в боевых условиях были применены британцами в 1877 году против перуанского монитора Huáscar. Этот корабль, впрочем, избежал повреждений и существует до сих пор, являясь старейшим монитором и вторым из старейших сохранившихся броненосных кораблей.
14 апреля 1864 года началась Первая Тихоокеанская война. Испания захватила острова Чинча, надеясь тем самым начать восстановление своей колониальной империи. Её бывшие колонии — Перу и Чили (а позже и Эквадор с Боливией) этого допустить не могли. Однако их вооружённые силы не могли сравниться даже с ослабленной Испанией, и воевать им было нечем. По инициативе перуанского президента Песета начались закупки всего необходимого.
Особняком стоял вопрос пополнения флота. Перу разместили заказ в Великобритании на монитор, который должен был быть пригоден как для действий на море, так и в прибрежной полосе. Компания Laird Brothers shipyards в Биркенхеде должна была выполнить заказ быстро. Чтобы добиться этого, конструктор Купер Кольз взял за основу британские броненосцы типа Scorpion и несколько изменил их.
Перуанцы дали заказанному монитору название Huáscar в честь императора инков Уаскара, воевавшего против испанских конкистадоров — это был намёк на попытку повторного завоевания испанцами Нового Света. Между тем британцы в том же 1864 году успели заложить корабль, 7 октября 1865 года спустить на воду и 12 ноября 1866 года ввести в строй.
Этот корабль имел длину 59,4 м, ширину 10,6 м, осадку 4,5 м и водоизмещение в 1745 тонн. Энергетическая установка мощностью 1650 л.с. состояла из одной горизонтальной двухцилиндровой паровой машины от Penn & Sons, приводящей в движение один винт. Пар подавался от четырёх угольных котлов. Монитор также имел полное парусное оснащение брига. Максимальная достигнутая машиной скорость составила 12,25 узлов.
Корпус изготовлялся из клепаной стали и был разделён на пять водонепроницаемых отсеков. Главный бронепояс из железных листов имел толщину 114,3 мм в средней части корпуса и уменьшался до 63,5 мм к оконечностям. Между корпусом и броней проложен разделительный слой из тика толщиной 254 мм для снижения ударной силы от попаданий снарядами. Главная палуба защищена досками толщиной 50 мм. Толщина брони башни составляет 139,7 мм, вокруг амбразур она усилена пластинами толщиной 177,8 мм. Как и в корпусе, броня крепится болтами к металлическому каркасу с тиковой обшивкой толщиной 330,2 мм. Оригинальная боевая рубка имела толщину брони 76,2 мм, подкреплённой тиковой обшивкой в 203,2 мм.
Вооружение состояло из двух дульнозарядных 254-мм орудий главного калибра в башне, двух 120-мм орудий по бортам и одного 76-мм орудия в корме. Кроме того, имелся 11-мм пулемёт Гатлинга на мачте.
После испытаний 17 января 1866 года Huáscar вышел к месту несения службы. Поход этот выдался трудным. Сперва корабль на месяц был вынужден задержаться в Бресте, а на выходе, 28 февраля, столкнулся с другим шедшим в Перу броненосцем — Independencia. Полученные повреждения были не очень значительны, но все нейтральные страны отказались проводить ремонт, и перуанцам с трудом удалось добраться до Рио-де-Жанейро, где был потрачен еще месяц. Этот период отметился конфликтом между экипажами двух броненосцев и неподчинением командира Independencia старшему по званию командиру Huáscar.
Когда же Huáscar вышел из Рио, то у берегов Уругвая столкнулся и испанскими кораблями. 5 мая монитор захватил и потопил бригантину Manuel, а 7 мая — корвет Petita Victoria. Далее последовал переход через Магелланов пролив в десятибалльный шторм, который нанёс кораблю новые повреждения. В конце концов Huáscar прибыл в союзный порт Анкуд в Чили только 7 июня 1866 года. К тому моменту все активные действия на море против Испании прекратились, хотя в конце того года перуанское командование рассматривало возможность отправки эскадры во главе с Huáscar к испанским Филиппинам.
Формально война с Испанией закончилась только в 1871 году, но уже задолго до того флот Перу бездействовал. Ситуация не изменилась и позднее. В 1877 году только Huáscar из всего штата кораблей находился в полностью боеспособном состоянии. Этим и воспользовался бывший министр финансов страны Николас де Пьерола для реализации своего плана свержения действующего президента Мариано Прадо.
6 мая 1877 года Huáscar стоял в порту Кальяо, его командир и старший офицер находились в городе. Пользуясь этим, де Пьерола и два его сторонника поднялись на борт монитора, среди офицеров которого имелись сочувствующие идее переворота. Совместно заговорщики убедили экипаж поднять бунт и выйти в море, что и было сделано. Аварийный перуанский флот этому помешать никак не смог. Huáscar в течение нескольких следующих дней оставался в районе гавани, захватывая проходящие торговые корабли.
Мятежники захватили в том числе несколько британских кораблей. В ответ на это, британское правительство с полного согласия перуанцев, выслало против Huáscar два своих корабля — фрегат HMS Shah и корвет HMS Amethyst. 29 мая около города Ило британцы обнаружили свою цель, и когда де Пьерола отказался сдаваться, вступили в бой.
В 15.06 корабли начали артиллерийскую дуэль. Перуанцы лишь незначительно повредили фрегат, тогда как британцы хотя и добились ряда попаданий, не смогли пробить броню. В 15:14 HMS Shah выпустил торпеду, от которой монитор уклонился. Это был первый случай применения торпедного оружия в истории. К вечеру бой стих, и Huáscar отошёл от Ило. Впрочем, уже два дня спустя монитор сдался, не рискнув вновь вступать в бой с британцами.
После этого инцидента корабль вновь простаивал, но в феврале 1879 года началась Вторая Тихоокеанская война. На этот раз Перу и Боливия при поддержке США выступали против Чили, на чьей стороне была Великобритания. В первые месяцы Huáscar под командованием адмирала Мигеля Грау провёл ряд набегов на чилийские порты, парализовав подготовку чилийцев к десанту в Перу. Монитор обстрелял ряд городов, разрушил форты, потопил 16 транспортов, несколько боевых кораблей.
В ответ чилийцы 5 апреля 1879 года организовали морскою блокаду Икике, крупного перуанского порта. К маю, однако, они увели большую часть флота и оставили у города всего два корабля. Этим и воспользовался адмирал Грау. 21 мая Huáscar и Independencia появились у входа в порт, и чилийские корабли бросились бежать. Однако их флагман, деревянный корвет Esmeralda, оказался слишком тихоходным и был вынужден принять бой.
Корабли полтора часа перестреливались без особого успеха. Вскоре чилийцы попытались уйти из-под начавшегося обстрела из города и подставились под таран Huáscar, после которого произошла попытка абордажа. Чилийцы сопротивлялись, и монитору пришлось совершить ещё два тарана, чтобы Esmeralda сдался. После боя Huáscar пришлось начать поиск броненосца Independencia, который отправился в погоню за остальными чилийцами, но попал на мель. Снять его не удалось, и монитор расстрелял его.
После этого сражения Huáscar продолжал терроризировать чилийцев, топя и захватывая их суда. Наиболее болезненной оказалась потеря транспорта с целым кавалерийским полком на борту, поэтому чилийцы бросили все силы на борьбу с Грау. В начале октября 1875 года им удалось установить его местоположение и подготовить ловушку.
Первый отряд чилийцев обнаружил Huáscar и сопровождавший его корвет ночью 8 октября, но Грау смог изменить курс и, как ему показалось, сбежать. Но утром его обнаружил второй отряд и погнал на первый. Перуанскому корвету за счёт высокой скорости удалось прорваться, а вот монитор оказался между двумя чилийскими броненосцами — Blanco Encalada и Almirante Cochrane. В 9 часов 55 минут снаряд пробил надстройку и убил адмирала Грау, а несколько минут спустя и его преемника. Это нарушило командную иерархию, и эффективность сопротивления Huáscar уменьшилась. Попытки выйти на таран не увенчались успехом, вскоре были пробиты машины, сбиты мачты и монитор потерял ход.
В конце концов, после гибели ряда офицеров, командование принял один из лейтенантов. Пока он отправился вниз, чтобы отдать приказ открыть кингстоны, оставшиеся члены экипажа без его ведома спустили флаг и сдались. Чилийцы успели вовремя не допустить полного затопления монитора.
Huáscar после ремонта вновь вступил в строй, но на этот раз в составе ВМС Чили. В частности, известен безрезультатный бой с перуанским монитором Manco Cápac. В 1885 году, после победного для Чили окончания войны, был произведён капитальный ремонт, а в 1887 году была заменена паровая машина. В 1891 году в Чили произошла гражданская война между армией и президентом с одной стороны и конгрессом с флотом на другой. Роль Huáscar свелась к поддержке блокады Тальталя и Икики.
После окончания войны Huáscar продолжал оставаться на активной службе, но в 1897 году произошёл взрыв в котле, что подтолкнуло морское командование к консервации корабля. В 1917 году после некоторого переоборужования монитор стал плавбазой для подводных лодок, пробыв в этом качестве до 1930 года.
В начале 1930-х было решено превратить Huáscar в корабль-музей. В 1934 году восстановленный монитор открылся для посещений в гавани Талькауано. В 1951-1952 были проведены работы по восстановлению облика 1897 года, а сам Huáscar был объявлен мемориалом как чилийского, так и перуанского флотов. Затем в 1971-72 годах произошла ещё одна реставрация — двигатель и корпус были восстановлены по полученным от британцев чертежам.
С тех пор корабль находится под тщательным контролем. В 2010 году Чили пострадала от землетрясения, верфи и порт Талькауано были затронуты толчками и цунами, но монитор не пострадал и с 2011 года вновь был открыт для посещений. Таким образом, каждый желающий может увидеть старейший в мире монитор и первую «жертву» торпедной атаки.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»
Блин, когда же вы научитесь корректировать свои переводы оспреек чтобы текст соответствовал правильному русскому языку?