Истории о пиратах обычно ассоциируются с кладами, и неважно, каким было знакомство с данным культурным кодом — через книгу «Остров Сокровищ» или какой-либо фильм про пиратов. Так что у многих ассоциация «пират-сокровища» твёрдо закрепилась в сознании.
Правда же обычно весьма далека от мифов, которыми обрастают излишне романтизированные морские разбойники. А полные золота и драгоценностей деревянные сундуки, закопанные в песке необитаемых островов, — лишь сказки. Но из всякого правила бывают исключения, и порой под плотным слоем мифов кроется вполне реальная история.
Когда заходит разговор о пиратах, то представляется восточное побережье Нового света, испанские галеоны, гружёные золотом, и лихие пираты, орудующие в этом регионе. На самом же деле пиратство было распространено повсеместно — везде, где можно было получить добычу и уйти от зоркого государственного глаза. Потому неудивительно, что и в Индийском океане тоже были пираты, причем не только из числа европейцев.
Оливье Левассёр был французским пиратом, который промышлял на торговых путях в начале XVIII века. Начинал он во всем известном регионе Карибского моря. Однако к тому моменту власти Англии и Франции настолько устали от пиратов, что объединившись, вынудили большую часть из них искать другие места для своей деятельности. Левассёр, уже получивший к тому времени прозвище Ла Бюз, что означает «канюк», решил перебраться в Индийский океан. У него были разные партнёры по опасному бизнесу, но в Индийском океане он начал свой путь с Эдвардом Инглендом. Интересным фактом служит упоминание этого имени одним из героев романа «Остров сокровищ» Джоном Сильвером.
Этот этап карьеры пирата не слишком хорошо освещён, однако один факт общеизвестен, и он как раз и стал основой многих легенд. 4 апреля 1721 года Левассёр и Тейлор, заменивший капитана Ингленда, направляясь к Мадагаскару, встретили португальское судно. Галеон «Носа-Сеньора-ду-Кабу» стоял в гавани Сан-Дени на острове Реюньон. Судно пострадало от сильного шторма и ремонтировалось. На борту большого галеона были сокровища епископа Гоа, а также он сам совместно с вице-королём Португалии. Этот захват стал одним из самых примечательных в истории пиратства вообще, так как им просто невероятно повезло. В открытом море у двух пиратских фрегатов пиратов не было бы и шанса против огромного галеона, однако тот, находясь на ремонте, не смог им ничего противопоставить. Во время шторма команда судна, дабы избежать гибели была вынуждена выбросить за борт все 72 пушки, и пираты захватили корабль вообще без единого выстрела из бортовых орудий.
Добыча пиратов была просто невероятной. Золотые и серебряные слитки, десять ящиков, полных гиней, шёлк, бриллианты и предметы искусства. Помимо прочего, на борту был так называемый «Огненный крест Гоа», отлитый из чистого золота и украшенный бриллиантами, рубинами и изумрудами. Чтобы перенести его на свой корабль корсарам понадобилась три человека. Добыча была столь огромна, что пираты даже вопреки своему обыкновению не стали грабить пассажиров — добытого в трюме хватило всем. Позже при дележе добычи каждый член команды Левассёра получил примерно по 50000 фунтов золотыми гинеями и около 40 бриллиантов. Крест Гоа достался Левассёру.
Однако такая удача имеет и обратную сторону. Через три года, в 1724 году, Левассёр отправил переговорщика губернатору острова Бурбон (современный Реюньон). К тому времени всем пиратам Индийского океана была предложена амнистия, и он хотел обсудить ее детали, закончив пиратскую карьеру. Но французское правительство, зная об огромной добыче, полученной пиратами до этого, хотело получить себе если не всю, то большую её часть, и переговоры провалились. Левассёр решил тайно осесть на Сейшельских островах, однако был опознан и схвачен в 1730 году на Мадагаскаре. На том же острове Реюньон в Сен-Дени 7 июля 1730 года его повесили за пиратство.
Однако история Канюка на этом не заканчивается. Согласно легенде, уже стоя на эшафоте, Левассёр прокричал в толпу: «Найдите моё сокровище, кто сможет!». И бросил криптограмму, в которой было зашифровано местонахождение клада. Криптограмма дошла до наших дней, но так и не была расшифрована. Исследователи тех лет, изучавшие её, вполне логично предполагали, что уже ставший легендой пират не сумел бы спустить ту огромную добычу, что получил, и где-то её спрятал, намереваясь осесть на берегу и прекратить пиратствовать. Однозначной расшифровки не существует, и до сих пор выдвигаются гипотезы, где может быть спрятан клад. Под эту роль подходят и остров Реюньон, и Мадагаскар, и Майотт, и остров Сент-Мари. Это породило целую плеяду кладоискателей, решивших найти клад легендарного пирата и разгадать криптограмму.
Так, к примеру, в 1947 году англичанин Реджинальд Круз-Уилкинс вознамерился разгадать шифр и получить сокровища. Однако это оказалось не так просто — в документах, оставленных после, он утверждает, что в основе шифра он выявил морскую и масонскую символику, связь со знаками зодиака, ключом Соломона и греческими мифами о двенадцати подвигах Геракла. Он пишет, что различные действия нужно было выполнять в строгом порядке, как и 12 подвигов, так как сокровища находятся где-то под землёй, но с доступом воды, и, чтобы их не затопило, следует соблюдать последовательность действий, а также подходить к ним строго с севера и построить перед этим несколько дамб для защиты от затопления. Всё это он якобы расшифровал. Всю оставшуюся жизнь Уилкинс провёл на острове Маэ, проводя изыскания и раскопки. Однако ничего кроме старых ружей, нескольких монет и пиратских захоронений не нашёл. Он умер 3 мая 1977 года, и его дело продолжил его сын, использовав уже современные методы поиска, но также не добился ничего. А ведь Уилкинсы — это пример лишь одного кладоискателя.
Сокровище Левассёра считается одним из самых богатых из ненайденных пиратских кладов. Объём добычи, что он заполучил, известен достоверно, и наличие криптограммы, якобы указывающей на неё, туманит голову всё новым и новым кладоискателям. Однако же современные учёные считают, что криптограмма Левассёра — выдумка. Дело в том, что шифр был впервые упомянут в книге Шарля де Ла Ронсьера Le Flibustier mysterieux: Histoire d'un trésor caché в 1934 году. В источниках же того периода никаких данных о речи пирата на эшафоте нет. Тем не менее, несмотря то, что современные историки, исследующие пиратство, считают эту легенду всего лишь красивым мифом, по-прежнему находятся кладоискатели, вкладывающие баснословные деньги в поиски сокровища, которое, возможно, даже не существует.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»
А вот они уже готовы отправиться на Мадагаскар на поиски сокровищ. И вот уже ищут. Вроде даже и нашли. Разве эти ребята да и не найдут!
Да они дерьмо в своей заднице не найдут, даже если запихают туда обе руки!
Стыдно! Очень стыдно мне за Вас!