Между мировыми войнами роль авиации на море порой сильно недооценивалась. Поэтому к 1939 году лишь на нескольких флотах мира имелись авианосцы. Однако разработка их велась, и только обстоятельства не привели отдельные проекты к реализации в металле. Об одном из таких и будет данная статья. Это французский проект под названием Joffre.
По сравнению с остальными ведущими морскими державами, флот Франции обратился к идее создания авианосцев довольно поздно — только в 1922 году. Тогда было решено в качестве эксперимента перестроить корпусы линкоров отменённого типа Normandie. Но завершить эти работы удалось лишь на одном из них, вступившем в строй под именем Béarn. В целом авианосец был признан удачным, но когда в 1923 году от Морского генерального штаба поступил заказ на постройку однотипного корабля, правительство его отменило по финансовым соображениям.
Из той же экономии Генеральный штаб заказал постройку гидроавиатранспорта, который вошёл в строй в 1929 году под именем Commandant Teste. А в 1928 году было образовано Министерство авиации Франции, которое сосредоточило в своих руках всё, что касалось самолётов — от проектирования и строительства до применения. Соответственно, для флота не велось вообще никаких работ. Министерство не было заинтересовано не то что в постройке авианосцев, но даже в эксплуатации моряками их береговой авиации и в проработке эскизов новых летательных аппаратов.
Только с 1934 года, после долгих интриг и правительственных разбирательств командование флота получило право на разработку самолётов по своим спецификациям. В августе 1936 года Генеральный штаб флота вернул себе полный контроль над военно-морской авиацией. Как раз в это время полным ходом шла разработка новейших линкоров для борьбы с рейдерами — будущего типа Richelieu, по проекту развивавшего скорость в 29-32 узла. Béarn со скоростью 21 узел толком поддерживать их не смог бы. А это уже тогда считалось Генеральным штабом крайне необходимым в войне на море.
Всё шло к тому, что флоту становился необходим авианосец, удовлетворяющий требованиям времени и способный взаимодействовать с новыми быстроходными кораблями. И хотя отдельные конструктивные решения для подобного типа обдумывались ещё с 1934 года, разрешение на строительство двух таких кораблей было получено только в 1937 году. Предположительно официальной причиной стала закладка в Германии авианосца Graf Zeppelin.
Конечный утверждённый вариант проекта выглядел следующим образом.
Длина составляла 236 м, ширина — 24,6 м по ватерлинии и 34,5 м у надстройки. Водоизмещение кораблей составляло 18000 тонн при стандартной загрузке и 20000 тонн при полной, что давало осадку 6,6 м. При разработке конструкции энергетической установки за основу был принят двигатель лёгкого крейсера De Grasse. Отличие было в количестве водотрубных котлов фирмы Indret — восемь против четырёх на крейсере. Корабли были оснащены двумя паровыми турбинами с редукторами Parsons мощностью 120000 л.с. каждая. Они приводили в движение два гребных вала, что позволяло развивать скорость в 33-34 узла. Запас хода на скорости в 20 узлов должен был составить 7000 морских миль.
Авианосцы получили и бронирование. Основной бронепояс имел толщину 105 мм и высоту 3,7 м, броневая палуба — 70 мм над магазинами и бензобаками и 30 мм на миделе над машинными отделениями. Торпедный пояс глубиной 6,6 метра имел толщину от 26 до 55 мм. Вооружение состояло из 8 универсальных орудий 130-мм/45 mle. 32 и mle. 35. В ПВО входило 8 37-мм зенитных орудий и 28 13,2-мм пулемётов.
Для работы с самолётами корабли должны были быть оснащены двумя лифтами, расположенными на концах надстройки и позволявшими поднимать машину с расправленными крыльями. Это значительно ускоряло время подготовки к взлёту по сравнению с Béarn.
Поскольку морское командование полагало, что воздушные операции будут непрерывными, но с использованием небольшого количества самолётов, то ему требовался многоцелевой самолёт, способный «переключаться» между задачами в зависимости от тактической ситуации. Новый авианосец должен был нести сорок машин — 15 одномоторных истребителей и 25 двухмоторных многоцелевых. В 1939 году ВМС Франции разместили заказ на 120 истребителей Dewoitine D.790 — морского варианта Dewoitine D.520, но ни один из них так и не был построен. В 1937 году была выпущена спецификация A47 на морские штурмовики. Вскоре вышла еще одна — на бомбардировщики-торпедоносцы SNCAO CAO.600 и Dewoitine D.750, которых было заказано по два прототипа. В 1939 году Генеральный штаб разработал обновленную спецификацию A80 для более быстрого самолёта-штурмовика и выбрал Bréguet Bre.810 — морскую версию Bréguet Bre.693. Но и здесь в итоге ничего не было реализовано.
Заказ на постройку всех кораблей получила верфь Ateliers et Chantiers de Saint-Nazaire Penhoët в Сен-Назере. Предполагалось, что по очереди на одном и том же стапеле будет построено три авианосца.
Головной корабль и тип — Joffre — были названы в честь бывшего начальника Генерального штаба Франции маршала Жозефа Жоффра. Второй корабль должен был нести имя Painlevé в честь бывшего же премьер-министра Поля Пенлеве, третьему название дать не успели.
Joffre был заложен 26 ноября 1938 года. Уже после 2 сентября 1939 года из-за начала войны работы над ним стали затягиваться. Морской штаб отдал приоритет строительства линкорам, в частности, типу Richelieu. Позднее, 1 апреля 1940 года, штаб отложил постройку второго авианосца серии. Вместо него верфи было поручено сразу же по освобождении стапеля заложить первый из линкоров нового типа Alsace. Это решение было продиктовано как отказом Германии от постройки собственного авианосца, так и наличием достаточного количества кораблей этого класса у Великобритании. Считалось, что англичане будут вполне способны сами обеспечить безопасность транспортных путей.
Окончательно работы над Joffre были остановлены в конце июня 1940 года на 20% готовности, после подписания Второго Компьенского перемирия. Немцы приняли решение авианосец не достраивать и вскоре разобрали его корпус на металлолом.
Таким образом, Франция встретила Вторую мировую войну без современных авианосцев. А её капитуляция 22 июня 1940 года поставила крест на планах развития этого класса. И даже если бы этого не произошло, было очевидно, что командование французских ВМС перед войной неправильно расставило приоритеты в развитии.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей
- Британские пленники Первой Мировой: любительский лагерный театр
- Корсар в юбке под алыми парусами мести: история трагедий и побед Жанны де Бельвиль
- Круизная компания показала, как огромные океанские лайнеры перевозят по узким рекам
- Мигранты штурмуют Британию
- Педофил попытался сбежать из Великобритании через Евротоннель