Сегодня мы предлагаем познакомимся с творчеством Майи Николаевны Моховой – орчанки, преподавательницы физической географии, краеведения Орского педагогического института, научного сотрудника Орского краеведческого музея.
Сегодня мы предлагаем познакомимся с творчеством Майи Николаевны Моховой – орчанки, преподавательницы физической географии, краеведения Орского педагогического института, научного сотрудника Орского краеведческого музея.
В своих очерках автор рассказывает о природе Оренбуржья, о неизвестных исторических деталях нашего Орска, о природных полезных ископаемых, о любви к городу, из которого пришлось уехать в дальнейшем. М.Н. Мохова умерла в 2006 году в Москве, но ее воспоминания много для нас, орчан, значат, заставляют призадуматься и вспомнить прошлое Орска с трепетом и любовью к описываемым автором и узнаваемым нами местам.
Уральские горы
Каждый житель Орска, наверняка знает, что в Старом городе по реке Урал проходит естественная граница между Европой и Азией, и даже соответствующие таблички имеются, но вот кто впервые предпринял попытки считать реку Урал естественной природной границей, многие не подозревают.
Начало всему положил В.Н. Татищев, возглавивший в 1737 году Оренбургскую комиссию, именно он подготовил историческую справку о том, кто и как проводил границы между частями света, и предложил свою идею считать границей Уральские горы.
— 1. Из сих гор, как на Восток в Сибирь или Азию, так и на Запад в Европу происходит великое множество рек малых и великих, и не едина через те горы не переходит…2. Сии реки не токмо течением, но и водами разнствуют, по которому рыбы на обоих сторонах находятся разных родов… В европейских же реках раков довольно много, а в сибирских нигде нет и не знают… На западной стороне около 57 градусов находятся дубы и орешник: а в Сибири ни под 50 градусов оных и других многих деревьев нет. Противно тому же на западной кедров и горохового дерева почитай нет, но в Сибири великое множество. Сии и сему подобные обстоятельства подают приТчину (так в тексте) утверждать сии горы за границу между Азиею и Европою, — писал об этом общественный деятель и ученый.
Горный Урал отчетливо выраженным уступом доходит до Орска по правобережью Урала.
— Этот уступ-увал, протянувшийся с севера на юг в западной части города, является и природным рубежом, к востоку от которого начинается Зауралье. На вершине увала сейчас находится телевизионная вышка..., — М. Мохова обозначает нам этот уступ так.
В незапамятные времена реки Урал и Орь впадали в Орскую озерную котловину к востоку от этого увала, но потом произошел разлом, в эту образовавшуюся трещину и устремились водные потоки. Так появились «Орские ворота» или Ущелье, где Урал «через горы проходит». Здесь, в Ущелье, где течет река, стиснутая скалистыми берегами, когда-то были лагеря и дома отдыха орчан. Об этом наш ресурс неоднократно писал.
А вот растения, какие они, в Ущелье этом? Какими цветами и ароматами балуют? В 1986 году еще радовали обилием заросли черемушника и шиповника, но больше всего здесь разрослась чилига. Если приехать сюда в мае, вы можете наблюдать ее цветение.
Орские васильки
Так однажды и до конца своей жизни географ Мохова называла цикорий, в изобилии растущий в наших степях.
— Помню много лет назад на выставке местного художника мое внимание привлекла картина «Васильки». Картина понравилась. Но вместо васильков на ней было изображено поле цветущего цикория. Это место мне хорошо знакомо — пойма Урала близ Ущелья… С тех пор цикорий для меня еще и «орские васильки, — пишет Мохова.
Упоминает автор книги и ежевику, которая редко встречается в пойме Урала. Автору данной статьи в девяностые годы доводилось видеть заросли этой ягоды в лесочках по реке в районе поселка Мостострой. Географ рассказывает нам о том, что когда-то в Ущелье росли и Венерин башмачок, занесенный в Красную книгу, и рябчики обыкновенные, и многие другие растения.
Помимо дикорастущих трав и цветов в Орске начинают культивировать и выращивать созданные руками человека насаждения. В степи и на пустырях появляется сирень, береза, клен, тополь, рябина, многие другие, взращенные человеком деревья и посадки.
Сиреневый сквер на главной площади Орска Читаем и цитируем книгу о природе, о растениях, но между строк – история нашего города, воспоминания о нем таком, каким он был несколько десятилетий назад. В настоящем вряд ли кто припомнит, что на площади Комсомольской когда-то в обилии росла сирень.
— Когда-то на Комсомольской площади в Орске был сквер, сиреневый сквер. Во время строительства административного здания сирень выкорчевали, разбили цветник с цветочно-травянистыми и газонными растениями. А весной на одном из газонов показались побеги сирени. Их убирали, но они появлялись вновь и вновь. Так и отвоевала она свое право на существование. В газоне она теперь «старожил» и полноправная хозяйка…» (1988 г.), — пишет Мохова.
Когда же этот сквер появился, и когда его вырубили? Читаем «Орскую городскую энциклопедию», из которой узнаем, что сирень здесь появилась до введения в эксплуатацию храма Мельпомены.
— В 1957 году началось строительство театра драмы. Его было решено разместить с западной стороны площади таким образом, чтобы ось симметрии здания совпала с осью нынешнего проспекта Мира. За основу был взят проект Муромского театра драмы. При этом существенно был переработан фасад. Перед театром, еще до завершения строительства, был разбит сквер…, — говорится в «Орской городской энциклопедии».
Если учитывать, что здание театра на Комсомольской (тогда Театральной) площади ввели в эксплуатацию в 1969 году, то сквер засадили в 60-х. А в 1976 году уже на главной площади введено в эксплуатацию восьмиэтажное здание Дома Советов. Еще до начала строительства главного городского здания (1972 год) сирень была по периметру выкорчевана.
А зори здесь… красные
В реестре улиц и площадей города Орска нет улицы Красных зорь. Это уже история, то, что было, да быльем поросло.
Но как ни парадоксально, ушедшая в небытие, она до сих пор нанесена на современные карты (например, Googlе). Также упоминание об исчезнувшем топониме можно встретить в «Орской городской энциклопедии».
— Красных зорь улица проходила от улицы Вяземской до улицы Краматорской восточнее школы № 25 Первичная застройка была представлена деревянными и засыпными частными жилыми домами и щитовыми бараками. В ходе реконструкции района территория улицы была застроена типовыми крупнопанельными домами пяти и девяти этажей, которые приписаны к улице Ю. Фучика…, — пишут в «Орской городской энциклопедии».
Наименование бывшей улицы связано, скорее всего, не с цветом занимающейся зари. Это метафора, прежде всего, отсылающая нас ко времени советских надежд, молодого пролетарского государства, к тому периоду истории, когда бытовали названия такого плана как «Красный пахарь», «Красный труд», «Красный огородник» и многие-многие другие созвучные.
Жители второго участка ежедневно ходят мимо школы № 25, детских садов № 102, № 103, не подозревая большей частью, что еще до середины 70-х годов в этой части Орска находился частный сектор. Данные постройки на улице были частью бывшего поселка Локомотив, на территории которого возводили свои временные жилища – бараки и частные приземистые домики строители завода Локомотив, позже – работники эвакуированного в годы Великой Отечественной войны в Орск Новокраматорского завода тяжелого машиностроения.
Уже в семидесятые годы улица полностью перестроена: бараки снесены, возведены школа, детсады, многоквартирные жилые дома. В сборнике очерков об Урале, Орске М.Н. Моховой прямого упоминания улицы нет, но она пишет об «островках уцелевшей зелени», о «забытых друзьях» на этой местности.
— Новые дома выросли на месте частного сектора. Там, где роют котлованы под фундамент зданий, деревья выкорчевывают. Правда, некоторые, по возможности, строители теперь оставляют. Таких уголков у нас немало. Пройдитесь около школы № 25, возле детского сада «Аленушка», по улице Краматорской, и вы найдете немало островков уцелевшей зелени» (1986 г.), —
Но время неумолимо. Так было в восьмидесятые. Некоторые посадки на бывшей улице можно было наблюдать и в начале 21 века: автору этой статьи все еще припоминаются невысокие рябинки, росшие, как тогда казалось, посередине дороги. Будто бы не у места. Но как красивы они были осенней порой: красно-оранжевые маяки природы, былое напоминание о прошлом!
В дальнейшем эти «забытые друзья» тоже были выкорчеваны. Сейчас на месте рябинок – два новых трехэтажных многоквартирных дома. Сейчас выкорчевывают, а раньше все больше сажали.
Не отставали от взрослых и школьники: озеленяли город и культивировали растения.
— Пришкольный опытный участок школы № 19 (сейчас второе здание школы № 31 – прим. авт.) организован недавно. В прошлом году юннаты собрали хороший урожай помидоров, картофеля, посадили яблони, вишню, малину. Н. Астафьева, Н. Манасыпова, Н. Потапова, Н. Ануфриева были представлены кандидатами на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. В дни летних каникул этого года юннаты старательно ухаживали за посевами пшеницы, ржи, кукурузы, овса, свеклы, гороха, фасоли, кабачков, чумизы, гречихи, — 16 августа 1955 года писала газета «Орский рабочий».
Родники в промышленном Орске
В нашем городе еще очень много интересных мест, о которых вы, наверняка, не слышали. При упоминании родника сразу же возникает ассоциация с водной артерией, что находится возле горы Бронтозавр при выезде из Орска в направлении на Гай. Сюда приезжают жители с пустыми канистрами, емкостями, наполняя их живительной влагой. Но и в самом городе немало мест, где можно было еще в 80-е годы испить родниковой воды. К сожалению, некоторые из них задавлены бетоном, замусорены, похоронены заживо. Еще тридцать лет тому назад в Орске имелось несколько действующих родников.
— Я обошла живые действующие родники. Один из них на пересечении улиц Красноводской и Энергетиков. Откровенно говоря, прошла бы мимо, если бы не две девочки с ведрами, прямо передо мной нырнувшие в широкое бетонное кольцо. Вслед за ними спустилась на металлическую сетку и я. Внутри из трубы текла вода. Холодная, родниковая…, — пишет Мохова в 1988 году.
И поныне жив родник в частном секторе, о котором мы тоже узнаем из книги.
— Просачивается вода в долинку на Славянской улице, течет далее по Ашхабадской, пересекает Омскую улицу. Тихие окраинные улочки с родниками и ручейками, — говорится в отрывке книги.
При строительстве города многие из этих родничков навеки похоронены под строительным мусором. Например, при возведении боксов для автолюбителей в долине на увале (там, где телевышка). Но тогда, еще в 80-е годы оставался один из них за лабиринтами гаражей выше улицы Шаумяна.
Степь да степь кругом
Чем только не представлена флора наших степей. Это непосвященному только кажется, что удел наших мест – степные ковыли, единственные жители окружающих мест. Еще типчак, наверное, завсегдатай да полынь…
Но нет. Давайте посмотрим, какие растения описывает нам географ Мохова: помимо уже названных чилиги, цикория очень много еще названий – привычных и трудно воспринимаемых на слух. Все они произрастают под Орском. Это хориспора нежная, донник, эспарцет, тысячелистник, пижма, бобовник, шалфей, синеголовник, душистый горошек, подмаренник настоящий, алтей лекарственный, повилика, одуванчики, кермек Гмелина, бересклет, колокольчики степные, лох и многие другие растения. И такое разнотравье в степных просторах, что дух захватывает! Предлагаем полюбоваться красотами нашего Оренбургского края. Все фото авторские, снимки сделаны в пределах Восточного Оренбуржья.
Заинтересовало растение под названием лох серебристый. Что за чудо дивное в городе? Оказывается, это всем орчанам до боли знакомое деревце, плоды которого у нас в городе называют финиками. Помните это растение из детства?
— На это деревце я обратила внимание давно… уж очень лох отличался от других своих собратьев серебристыми узкими листочками… И слово «финики» услышала, когда на деревце появились небольшие продолговатые плодики — «оренбургские финики»… В Оренбуржье лох — пришелец с юга. Для него — среднеазиатский климат — благодать. Оренбургский же — испытание… Думала, что Оренбуржье для лоха — предел. Ан, нет. Когда ехала на поезде Оренбург-Свердловск, как за давними знакомыми наблюдала за ними. Миновали Оренбуржье, а его одиночные кустики все еще мелькали за окнами, только их становилось все меньше и меньше. А после станции УАЗ (станция в городе Каменск- Уральский Свердловской области — прим. авт.) лох исчез из поля зрения…, — пишет Мохова.
Пройдут века, пройдут столетья, несколько поколений людей сменится на земле, а лох серебристый, полынь, ковыль да типчак будут главенствовать на нашей территории, уступая место клеверу луговому, девясилу, ромашке и другим неприхотливым степным растениям, которые все так же будут радовать глаз наших потомков, как радуют они нас сейчас, в настоящем. Нужно только приглядеться, чтобы увидеть и почувствовать красоту Оренбуржья.
На этом экскурсию в мир флоры и некоторых забытых страниц Орска мы завершаем. В следующий раз напишем что-нибудь о топонимах Восточного Оренбуржья. О чем будет материал, вы можете узнать, следя за нашими обновлениями.
За помощь в подготовке материала благодарим директора МАУК «ЦБС г. Орска» Валерию Леонидовну Карижскую.
Источник:
- 15 фотографий из прошлого для нескучного исторического путешествия
- Австралийка поймала мужа на изменах благодаря бонусной программе супермаркета