23430
5
Многие, наверное, слышали о подвиге Ивана Сусанина, который во время Смутного времени завёл поляков в лесные дебри, чтобы не дать им добраться до выбранного Земским собором юного русского царя Михаила Романова. Правда, почти всё сказанное о нём неправда.
Легенда
Смутное время – период в истории России, продолжавшийся с 1598 года (год гибели Фёдора Ивановича, сына Ивана Грозного, не оставившего наследников) по 1613 (год избрания на московский престол Михаила Романова). На русский престол претендовал и Сигизмунд III, польский король. Именно его отряд, по легенде, должен был провести после многочисленных пыток к Михаилу Фёдоровичу простой русский крестьянин Иван Сусанин. Молодой царь, которому на тот момент было 16 лет, скрывался в Ипатьевском монастыре.
Но Сусанин вместо того, чтобы указать полякам дорогу, повёл их в совершенно противоположном направлении. Вражеский отряд был заведён в дремучие лесные чащи. Как только обман раскрылся, крестьянин был зарублен, а поляки так и не смогли выбраться из леса.
Скорее всего, вы слышали именно эту версию популярной легенды. Вот только в единственном источнике, который повествует о подвиге Сусанина, нет ни слова о лесе и гибели польского отряда.
Но Сусанин вместо того, чтобы указать полякам дорогу, повёл их в совершенно противоположном направлении. Вражеский отряд был заведён в дремучие лесные чащи. Как только обман раскрылся, крестьянин был зарублен, а поляки так и не смогли выбраться из леса.
Скорее всего, вы слышали именно эту версию популярной легенды. Вот только в единственном источнике, который повествует о подвиге Сусанина, нет ни слова о лесе и гибели польского отряда.
×
Жалованная грамота
«Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромский уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти…»
В этой жалованной грамоте, выданной в 1619-м году зятю Сусанина, Богдану Собинину, говорится лишь о том, что костромской крестьянин, несмотря на пытки поляков, не выдал местонахождение царя. В ответ на этот подвиг царь повелел освободить Собинина с женой, детьми, внуками и правнуками от всяких податей и обязанностей. Кроме того, зять Сусанина получил половину деревни Деревнищи недалеко от Домнина.
В этой жалованной грамоте, выданной в 1619-м году зятю Сусанина, Богдану Собинину, говорится лишь о том, что костромской крестьянин, несмотря на пытки поляков, не выдал местонахождение царя. В ответ на этот подвиг царь повелел освободить Собинина с женой, детьми, внуками и правнуками от всяких податей и обязанностей. Кроме того, зять Сусанина получил половину деревни Деревнищи недалеко от Домнина.
Откуда взялась легенда?
Встаёт вопрос, откуда в таком случае взялась знакомая нам версия подвига Сусанина? Как из истории крестьянина, «не сдавшего» местоположение царя, вышла легенда о мужике, который завёл польский отряд в непроходимые дебри?
Интересно, но вплоть до начала XIX в. никто толком и не слыхивал о Иване Сусанине. Лишь в 1792-м году он появился на страницах «Собраний исторических известий, относящихся до Костромы» за авторством полковника Ивана Васькова. Затем Афанасий Щекатов, российский учёный-географ, отразил подвиг Сусанина в «Географическом словаре» 1804-го года. Но больше всего его популяризации способствовали поэма Кондратия Рылеева «Иван Сусанин» 1822 года (которая до сих пор есть в школьной программе) и опера Михаила Глинки 1836 года – «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин». В обоих этих произведениях фигурируют знакомые нам события из легенды.
««Сусанин!— вскричали,— что молишься богу?
Теперь уж не время — пора нам в дорогу!»
Оставив деревню шумящей толпой,
В лес темный вступают окольной тропой.
Сусанин ведет их... Вот утро настало,
И солнце сквозь ветви в лесу засияло…
«Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно!— Сусанин сказал.—
Убейте! замучьте!— моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!..»
Интересно, но вплоть до начала XIX в. никто толком и не слыхивал о Иване Сусанине. Лишь в 1792-м году он появился на страницах «Собраний исторических известий, относящихся до Костромы» за авторством полковника Ивана Васькова. Затем Афанасий Щекатов, российский учёный-географ, отразил подвиг Сусанина в «Географическом словаре» 1804-го года. Но больше всего его популяризации способствовали поэма Кондратия Рылеева «Иван Сусанин» 1822 года (которая до сих пор есть в школьной программе) и опера Михаила Глинки 1836 года – «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин». В обоих этих произведениях фигурируют знакомые нам события из легенды.
««Сусанин!— вскричали,— что молишься богу?
Теперь уж не время — пора нам в дорогу!»
Оставив деревню шумящей толпой,
В лес темный вступают окольной тропой.
Сусанин ведет их... Вот утро настало,
И солнце сквозь ветви в лесу засияло…
«Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно!— Сусанин сказал.—
Убейте! замучьте!— моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!..»
И, как это часто бывает, красивая, но не подтверждённая источниками легенда, которую изложили в поэме и опере, быстро стала популярной. Впрочем, одного обстоятельства она не меняет – подвиг Сусанина. Пусть и не такой, о каком мы привыкли слышать, но он всё же был – несмотря ни на что, простой русский крестьянин отказался сотрудничать с врагом и предпочёл смерть предательству.
Источник:
Новости партнёров
реклама
Дороги не видно ни там и ни тут!
"Куда мы залезли ?", - спросил атаман.
"Идите вы на куй", - ответил Иван.
"Куда ты завел нас - не видно ни зги!"
"...идите за мной, не е.ите мозги."
"Куда ты завел нас, Сусанин-герой ?"
"Идите вы на куй, Я сам здесь впервой"...
"А вот как пройти по знакомой местности кратчайшей дорогой в нужное место, вполне." (с)
И действительно - как же пройти по знакомой местности? По знакомой - только проводник нужен. Мудро.
Как Ванье Сусанину дали люлей...
Правильно- Собянина
Выводы там примерно такие.
1. В то время все и так знали где находится царь.
2. Царь очень далеко находился от тех самых разыскивающих его поляков.
3. Скорее в деревне (Сусанин жил в доме на краю) Сусанина убили какие-то бандиты(так сказать) которых было тогда полно. Ограбили или еще чего.
4. А вот родственники уже сочинили историю о поляках и письмецо чиркнули царице в надежде что та за "подвиг" отменит им налоги.(вознаградит)
5. Царица передала царю. Царь в слезах подписал семье Сусаниных всякие нештяки и свободы.
История тогда не проверялась на правдивость.
И всплыла позже когда надо было поднимать патриотический дух (или когда опера вышла?).
2. Кто знает, может из сотни подобных историй выбрали одну, остальные свитки в огонь?
3. Романовым тоже нужен был "герой из народа", после смутного времени ПиАр был нужен.
Где доказательства?
Как вы достали! И Сусанин не Сусанин и 28 панфиловцев не 28!
Вы чего добиваетесь?
п.4 Только профессиональным историкам можно пописывать на фишки на историческую тему? А другим можно? Ну хоть по выходным? Разрешаете?
Наверняка в теперешнем Козельске живут хотя б несколько потомков тех кто там жил до батыя! Или вы думаете, что если город сжигают, то жители все поголовно испаряются или переходят в другое измерение? А город отстраивают и начинают там жить бомжи из других мест?
p.s. вы настаиваете, что фамилии, ники и проч. ничего не значат, что Иванов, Магомедзян, Потрошенко, Лайпинес и Рабинович это просто случайное сочетание букв? Хех, браво!
Открываю тех поддержку. Первое, что попало. Барон Мюнхгаузен. По вашей логике - немец? Том Сойер? Тут без вариантов, пиндос прокрался на Фишки. Нанук Паналык? Это вообще эскимос какой-то.
Снимаю шляпу. Нет слов.
- Идите Вы нафиг, я сам здесь впервой.
- Куда ты ведешь нас не видно ни зги?
- Идите за мной, [мат]ите мозги!
- Давайте отрежем Сусанину ногу!
- Не надо ребята, я вспомнил дорогу.
Высказывание "предания о нём существовали и передавались из рода в род" - так себе доказательство. Чей род, что вы понимаете под понятием рода? Может это чья прапрабабушка, устав рассказывать на ночь про Аника-воина и Елисея-королевича, рассказала и про Сусанина?
Это по первому пункту. По второму - все ж подучите историю про Смутное время. Или о том, как скрывался Михаил Романов. Мне думается, что наглые поляки в поисках русского царя и последующей его ликвидации хватали деревенских старост и допрашивали их с пристрастием на предмет местонахождения. Сусанин был подвергнут пыткам, но не выдал. И это ничуть его подвиг не умаляет.
И последнее. В вашем высказывании про толпу войск по лесам. Зачем такой толпе проводник? Или поляки настолько тупы, что полезли в чащу? Или толпа не оставила после себя следов, чтоб не выйти обратно?
Во-первых, то что некий факт нигде не упоминается, не является доказательством.
А во-вторых, в упомянутом документе вообще нет ничего, противоречащего утверждению, что Сусанин именно увёл врага от разыскиваемой персоны. Этой информации совершенно недостаточно для того, чтобы делать какие-то выводы.
Как, собственно, нет и информации доказывающей, что Сусанин кого-то там куда-то водил. И рассказов Романовых тоже недостаточно.
Личность Сусанина вообще использовали направо и налево. То запрещали, то вообще объявляли несуществующим, но так никто и никогда не привёл никаких достаточных доводов, чтобы утверждать что-то конкретное.
Но я говорил не об этом. Я говорил о том, что доказательство должен приводить утверждающий. Тот кто, например, говорит, что "так хотел бог", должен это доказывать, а не тот, кто это всё вынужден был выслушивать. Надеюсь с этим вы спорить не будете? В противном случае любой идиот может остановить развитие человечества, если будет нести чушь, которую учёные вынуждены будут доказывать. То есть тратить своё время на пустое.
Теперь о том, зачем всё это:
Найти какую-то цель в лесах находящуюся неизвестно где на 360 градусов от какой-то точки и на неизвестном удалении - тоже довольно нетривиальная задача, скорее всего обречённая на неудачу. Можно мимо искомого пройти совсем рядом и не обнаружить её. Так что проводник нужен. И даже если староста деревни показал пальцем в какую-то сторону, его всё равно прихватят с собой, чтобы потом, в случае если он соврал и они никого не найдут, "примерно наказать".
И наконец о "толпе". Подобный отряд мог насчитывать человек 10-20. Потому как с бОльшим числом воинов в отряде сразу же возникнут проблемы с провиантом и фуражом. А такой отряд тропы не натопчет, особенно если его правильно заплутать. Так что ваши возражения несостоятельны.
За каким-то интересом,
Бога, Глинку и царя
Хором дружно матеря.
эхо выло: я пердоле!