Четверть века тому назад, в ноябре 1997 года, вышел в свет НФ-боевик Пола Верховена «Звездный десант», снятый по мотивам одноименного романа Роберта Хайнлайна 1959 года. Хитом он, увы, не стал, однако снискал с годами культовый статус и дал мощный толчок карьере нескольких молодых кинозвезд...
Нужно громкое имя
Проект родился еще в 1991 году — и тогда и речи не шло об экранизации знаменитой книги, удостоенной премии «Хьюго». Сценарист Эд Ноймайер накатал сценарий «Охота на жуков на Аванпосте-7» про войну человечества с расой членистоногих монстров из космоса.
Продюсер Джон Дэвисон заметил сходство сюжета, предложенного драматургом, с бестселлером Хайнлайна и упросил того переписать текст под персонажей популярного автора, чтобы на афишах стояло его громкое имя.
Ноймайер внял совету, но запустить кино по обновленному сценарию все равно долго не удавалось. Студийные чиновники видели: фильму нужны размашистые спецэффекты, дорогие батальные сцены и большая массовка — и побаивались рисковать бюджетом, который должен был превысить $100 млн. Хотя «Звездный десант» был готов снимать известный хитмейкер Пол Верховен («РобоКоп», «Вспомнить все»).
Дело сдвинулось с мертвой точки только после того, как режиссер с помощью своего любимого мастера по спецэффектам Фила Типпета снял тестовую сцену боя солдата с двумя насекомоподобными чудовищами. Продюсеры были в шоке и даже не поняли, что арахниды нарисованы на компьютере. Они решили, что это крутые аниматронные куклы!
У чёрта на рогах
В общем, было решено выделить на съемки НФ-экшна $105 млн, причем расходы на производство поделили две студии: TriStar и Touchstone. Меж тем, Верховен, как оказалось, к творчеству Хайнлайна — при всей своей любви к либертарианской жилке знатного милитариста — оказался равнодушен и забросил чтение оригинала после пары страниц. Ему, пережившему в детстве бомбежки Второй Мировой войны, ультраправые заскоки автора были не близки. Поэтому он сразу заявил Ноймайеру, что будет делать не столько боевик, сколько замаскированную под него сатиру на фашистскую утопию будущего.
Всерьез постановщик засел за работу осенью 1995 года. За несколько месяцев были созданы подробные раскадровки для будущей картины (4000 листов). Зимой был нанят костяк съемочной группы и определены рабочие локации, основной из которых стала экзотически выглядевшая пустынная местность «Адские Пол-акра» в штате Вайоминг, призванная изображать мрачные пейзажи населенной злыми жуками планеты Клендату. Также декорациями мира арахнидов послужили «полосатые» холмы из национального парка Бэдлендс в Южной Дакоте.
Из-за необходимости натурных съемок в дикой глуши киношники имели колоссальные проблемы с логистикой. В некоторые особо удаленные уголки им пришлось построить дороги за свой счет. А в иные труднодоступные места доставлять актеров и оборудование на вертолетах.
Слёт белокурых бестий
На кастинге в «Звездный десант» Верховен отдавал предпочтение актерам, которые воплощали в себе плакатный «арийский» тип внешности из геббельсовской пропаганды. Именно поэтому основные роли получили такие «белокурые бестии» с голубыми глазами, как Каспер Ван Дин (рядовой Джонни Рико), Дениз Ричардс (пилот Кармен Ибаньес), Нил Патрик Харрис (секретчик Карл), Джейк Бьюзи (рядовой Эйс) и Клэнси Браун (сержант Зим). А брюнетов Патрика Малдуна (пилот Зандер Баркалов) и Дину Майер (рядовая Флорес) специально попросили осветлить волосы, чтобы они не выделялись на фоне коллег. И всех их заставили пройти 12-дневный курс молодого бойца в апреле 1996-го, дабы они приобрели солдатскую выправку.
Кареглазый и лысый Майкл Айронсайд на арийца не тянул, но он являлся другом режиссера со времен их совместной работы во «Вспомнить все» (1990), оттого партия сурового лейтенанта Расжака отошла ему. Правда, эту роль хотел сыграть Майкл Дуглас, тоже приятельствовавший с постановщиком после «Основного инстинкта» (1992), но его гонорар звезды класса «А» не потянули продюсеры.
Любопытно, что пробы в проект не прошли такие звезды, как Марк Уолберг, Киану Ривз, Мэтт Дэймон, Нив Кэмпбелл, Джош Бролин, Джеймс Марсден, Ребекка Гэйхарт и Джейсон Пристли. Пол счел, что их физиономии не пригодны для передачи помпезно-героического пафоса военной утопии будущего.
Инопланетная жара
Съемки стартовали 29 апреля 1996 года. Первыми решили делать боевые сцены на планете Клендату, пока из актеров не выветрился пройденный ими «курс молодого бойца» (и чтобы побыстрее дать в работу парням из отдела спецэффектов кадры, где должны быть арахниды). Но все равно молодым звездам пришлось очень туго: работа пусть и в бутафорской, но тяжелой солдатской экипировке при 46 градусах жары привела к массовым тепловым ударам. Продюсеры потеряли кучу денег из-за того, что на температурном пике съемки пришлось прервать на неделю — во многом из-за того, что Джейк Бьюзи загремел в больницу. Артист заработал истощение на фоне перегрева и травму барабанной перепонки. Последнее обеспечила ему Дина Мейер, случайно выстрелившая холостым патроном у самого виска коллеги.
Еще несколько дней режиссер и его команда потеряли, когда внезапно удушающий зной сменился мощным ливнем, утопившим в грязи немалое количество дорогого оборудования и электрокабелей. Новая беда случилась в мае: в ДТП погибли два члена съемочной группы и серьезно пострадала девушка одного из них, известная участница реалити и ток-шоу Рэйчел Кампос. Еще один инцидент случился в июне: один из киношников, надравшись как сапожник, пошутил о бомбе на борту самолета, на который сел, что привело к задержке рейса и аресту виновника.
Кнут без пряника
В июле началась работа над спокойными эпизодами, вошедшими в начало «Звездного десанта». В них Джонни Рико и его друзья заканчивают школу в Буэнос-Айресе и готовятся к вступлению во взрослую жизнь. Футуристическое здание школы — на деле, медицинский комплекс «Кайзер Перманенте» в Болдуин-Парк, Калифорния. Дом родителей главного героя — особняк Хенман-хаус в Малибу. Космопорт изобразил Конференц-центр в Лос-Анджелесе. Ну, а спортивный матч по джампболу сняли на арене Пирамида Уолтера в курортном Лонг-Бич. Что касается интерьеров звездолетов, то их построили в ангарах студии Sony.
Остаток лета ушел на съемки тренировочного лагеря Кэмп-Карри. Эту локацию построили за 6 недель на заброшенной взлетно-посадочной полосе в местечке Фонтейн-Вэлли, Калифорния. Самой опасной сценой этого периода стала порка проштрафившегося Рико. Часто утверждается, что Каспера Ван Дина хлестали в самом деле, но это не так. Специалисты четко выверили расстояние, с которого применялся кнут — так чтобы он чуть-чуть не достигал спины артиста. И удалили твердый кончик бича, распушив ударную часть. И все же пару раз бедняге едва не прилетело как следует. Кадры, где на спине Джонни появляются раны, сделали с помощью куска веревки, которую макнули в краску, имитирующую кровь.
Тогда же сняли и знаменитую сцену совместной помывки в душе кадетов обоего пола. Актеры страшно стеснялись, поэтому режиссер Пол Верховен и его оператор Йост Вакано согласились работать на площадке голышом, чтобы артисты чувствовали себя не так неловко и могли нормально сыграть.
Народ не понял
На осень остались вспомогательные эпизоды-связки — например, тот, в котором на космической станции «Тикондерога» Рико дерется с Зандером. Кстати, Ван Дин ненароком заехал Патрику Малдуну по-настоящему и разбил ему губу. Пострадавший потом с усмешкой говорил, потирая скулу, что Каспер «реально мощно бьет». Впрочем, Ван Дин ранее сам пострадал сильнее: в сцене боя с жуком-огнеметчиком он повредил ребра и сломал зуб. Но скрыл это от коллег и доиграл все дубли до конца.
Как ни странно, но столь сложные и постоянно срывавшиеся съемки удалось закончить по графику — 23 октября 1996 года. После чего начался многомесячный постпродакшн с созданием большого массива компьютерной графики. Сейчас такой объем цифровых спецэффектов (500 кадров) можно нарисовать в 5 раз быстрее, но 25 лет тому назад техника была менее совершенной. Только пара арахнидов была не виртуальной: их роботехники собрали в металле и пластике - для сцен непосредственного контакта актеров с монстрами.
Премьера «Звездного десанта» прошла 4 ноября 1997 года. Увы, фильм продержался на вершине бокс-офиса только один уик-энд. Туповатые американские зрители и критики приняли экшн-сатиру за реальное прославление милитаризма и фашизма, призвав бойкотировать кино. В итоге, мировые сборы застряли на отметке $121,2 млн, принеся студиям убытки. Лишь со временем картину распробовали и поняли, после чего она была признана одной из главных фантастических лент 90-х.
Пол Верховен ныне называет "Звёздный десант" своей любимой режиссёрской работой.
Источник:
- «Кинопоиск» составил топ «великих сериалов 21 века», опросив около 200 заметных деятелей кино
- Весельчак У, играющий в дворовый футбол: 10 фактов о Вячеславе Невинном
- 9 интересных фактов о франшизе "Мумия"
- Элина Быстрицкая: почему талантливая актриса и член КПСС отвергала большинство ролей в кино
- 20 актеров, которые пробовались на культовые роли, но потерпели неудачу
Смотрел впервые на чернобелом ламповом телике, очень понравилось. Но книга все перечеркнула.
Но тут такое дело-приходится думать во время просмотра....
Сатирические вставки, типа пропаганды армии, только усиливают эффект...
Верховен конечно крут...
Мелким был, в журнале "Юный техник" году так в 90 или 91 попалась статья об экипировке солдат будущего. И она как раз начиналась с описания высадки десантников из романа Хайнлайна(в то время у нас он издавался под названием "Звездные рейнджеры"). Настолько впечатлил меня этот кусочек текста, что захотелось всю книгу найти. По итогу одна из любимейших книг детства, перечитанная несколько раз. И тут в 95 вроде, по телеку мелькнуло в новостях что в США начали съемки фильма по книге. Это вообще супер было-с каким нетерпением ждал когда он выйдет. Появился фильм у нас-купил кассету, закинул в видик и... [мат] шо это? Где? Какое отношение это к книге имет? Нет, ну в целом кинцо неплохое, но я то ждал именно "Звездный десант" Хайнлайна, а получил по итогу просто фантастическое кинцо, в котором от книги только имена персонажей остались. Кстати-нашел кусочек той самой статьи из журнала.
Правда это не совсем фильм, 3D анимация, но посмотреть стоит.
Сначала я поражалась как могли переврать, опошлить отличную книгу и плюнуть автору на могилу. А оказалось что распиаренный режиссёрище книгу не читал и назвал её скучной и утомительной. Ну вот собственно и всё что нужно знать про этот фильм и почему он такое го.но.
- Хай, Джонни! А мы думали, ты - того!
- Я? Нет, я не пришелся им по вкусу. А когда тебе на стажировку?
- Ничего себе, - иронично протянул он. - Да я уже давно отстажировался. Я отбыл через день после тебя, сделал три выброса и уже через неделю был тут. А почему ты так задержался?
- На обратном пути. Целый месяц был простым пассажиром.
- Везет же некоторым. А сколько выбросов ты сделал?
- Ни одного, - признался я.
Он присвистнул:
- Уж если некоторым везет, так на полную катушку!
Наверное, Ангел был в чем-то прав. В положенный срок я успешно сдал все экзамены и получил диплом. Однако, на мой взгляд, мне всегда везло в другом - меня окружали хорошие и талантливые люди. И сам Ангел, сержант Джелли, и лейтенант Расжак, и Карл, и полковник Дюбуа, и Блэки, и Брамби… и, конечно, сержант Зим. Первый лейтенант Зим уже занимал капитанскую должность. Все правильно. Я знал, что мне глупо с ним тягаться.
Мое мнение такое, что Верховен просто снял красочный боевичок по мотивам, а поиск скрытых сущностей и посылов - это уж удел всяких там интеллектуалов. Без обид. :)
Jedem das Seine.
Режиссер издевается над военными и тоталитарным строем буквально в каждой сцене, хотя и по-разному! То клоуны в лице тупых генералов или идиотов-экспертов, то доведенная до абсурда пропаганда типа детей, топчущих жуков, то репортажи как будто прямо сделанные на студии "Ди Дойче Вохэншау" (в 17 мгновениях их тоже показывали), то военная форма прямо от вермахта, ну а Карл - тот вообще чистый эсэсовец в черном кожаном плаще, совершенно бессмысленное оружие малого калибра у солдат (тех просто тупо гонят на убой, при том что авиация в какой-то момент от жуков живого места не оставляет), да и вообще (как в посту написано) все герои - истинные арийцы внешне и внутренне.
При этом режиссер исключительно красиво снял достаточно бессмысленные боевые сцены, фильм можно смотреть ни о чем не думая на одном дыхании, а совместный душ - вообще просто шедевр! Верховен - гениальный режиссер.
А еще для меня всегда было загадкой как автор Чужака в стране чужих и Луны - суровой хозяйки (книги - основа идеологии хиппи) мог написать Звездный десант в виде 100% панегирика военным (единственная книга такого рода у него, может, Дорога славы чуток в эту же сторону смотрит, там просто боевик, хотя и без философии милитаризма), может, он тоже стеблася как и Верховен, но только куда более утонченно - так, что никто это и не видит (как того суслика)?
Ну и маленькая шутка, которую сложно заметить в собствено фильме (но было хорошо видно на моделях): на военном звездолете сзади примостился Тысячелетний сокол Хана Соло...
А так ничего особо плохого даже в случае поражения с Россией не будет, никто у нее никакие территории не заберет, и на удельные княжества она не распадется - по многим причинам, в том числе и потому что никому на Западе это не надо; все помнят что было с Германией когда ее на самом деле унизили. Так что никто Россию в угол не загонял и не загоняет. Вопрос будет лишь в расходах на восстановление разрушенного и судьбе некоторых политиков.
Счастливо - Вам лично!