Фраза «Чистота — залог здоровья» настолько избита, что иногда даже как-то неловко ее приводить.
Но ей вопреки жили тысячи воинов под предводительством великого Чингисхана. Причем достаточно долго и без последствий. Рассказываем, почему воинственный монгол запрещал своим людям мыться и грозил за нарушение этого странного правила лишением жизни.
Запрещать — так жестко
Своей жестокостью, сильной волей, а также харизмой Чингисхану удалось объединить под своим началом множество ранее разрозненных групп монголов. В основе его манеры правления лежала жесткая дисциплина и неуклонное исполнение раз и навсегда заведенных правил, не говоря уже о беспрекословном исполнении приказов.
Многие запреты, считавшихся для монгольских завоевателей того времени нормой, могут показаться нам странными, но у всего есть логическое объяснение. Историк и писатель Андрей Грибов в своем исследовании «Великая Яса Чингисхана» рассматривал базовые законы и запреты, изложенные великим монголом. Причем различным бытовым ограничениям в Ясе (переводимой как «закон великой власти») уделялось немалое внимание. Например, монголам любого происхождения и степени зажиточности категорически запрещалось перешагивать через пламя костра, в котором готовилась еда. Стирка в открытых водоемах тоже считалась немыслимой, как и справление физиологических нужд в огонь или воду. Нельзя было еще мыть посуду и купаться. Какая же альтернатива имелась в те времена?
Малопривлекательная реальность
Посуду чистили коровьими лепешками, одежда носилась до тех пор, пока вовсе не истлевала на теле. Мыться было можно лишь четыре раза в жизни, но в возрасте от рождения и до совершеннолетия. Взрослому же купание в открытом водоеме запрещалось. Если человека заставали за подобным нарушением, чаще всего ему было больше не жить. Но почему?
Это связано с монгольской религией тех лет. Чистоплотность не то что не считалась похвальной, а порицалась. Дело в том, что народ поклонялся стихиям природы: воде, огню, ветру и земле. Поэтому, если человек смывал свою грязь в той же воде, он осквернял святыню. Изначально посыл верований того периода звучал очень красиво: важна не внешняя чистота, а прежде всего — внутренняя. Вот только следовали ему буквально, и это удручает. Антисанитария царила ужасная, даже удивительно, что эпидемии не сразу стали косить воинственных завоевателей. Что касается огня, в него нельзя было кидать, к примеру, мусор, опять-таки чтобы не обидеть пламенную стихию. А еще считалось, что огонь помогал очистить визитеров от плохих намерений и сделать их помыслы чистыми. Для этого всех иностранных послов, прибывших к Чингисхану, пропускали между двумя священными кострами.
Также воинственные захватчики, которые сами наводили ужас на покоряемые народы, боялись... грозы. Хотя больше, наверное, не боялись никого и ничего на свете. Все потому, что считали сверкающие в небе молнии выражением гнева высших сил и приходили в священный ужас.
Введенные Чингисханом неоднозначные запреты действовали не короткий период, а больше ста лет. И все же в конце концов такое наплевательское отношение к чистоте обернулось эпидемией. Которая скосила не только многих монголов, но и перекинулась на другие территории. Остается лишь порадоваться, что в современном мире подобные запреты не существуют.
Источник:
- Что тут происходит: 20 занимательных исторических снимков, которые не понять без объяснения
- Снимки, которые имеют определённую историческую ценность
- Как русские создали свою собственную «Калифорнию» в Китае
- 3 царицы, «прорубившие окно в Европу» еще до Петра I
- Что значит, когда про человека говорят "Он рябой"?
"запрещалось перешагивать через пламя костра, в котором готовилась еда"(с) - хочу я посмотреть на того умника, что сейчас рискнет перешагивать через шашлыки, тем более справит нужду в костер над которыми они готовятся.
"Стирка в открытых водоемах тоже считалась немыслимой, как и справление физиологических нужд в огонь или воду."(с) - тут всё правильно, обыкновенная снитария, водоём - источник воды. Для огромного конного войска - нужно много воды, причем чистой, а не зассаной. При любой возможности мылись сами, в первую очередь мыли коней, только не в самом водоеме - набирали в емкости и мылись на небольшом удалении от воды, чтоб грязь вся впитывалась в землю, а не стекала обратно.
"пропускали между двумя священными кострами"(с) - не священными, а обычными, только некоторые травы закидывали - этот метод до сих пор используют - жар и дым некоторых трав насекомых отгоняет.
"Изначально посыл верований того периода"(с) - в войске были представители сотен разнообразных языческих культов, в которых до сих пор пытаются разобраться ученые - там такое разнообразие...
"важна не внешняя чистота, а прежде всего внутренняя"(с) - а вот это уже христианство, причем католическое.
"боялись... грозы"(с) - в те времена ВСЕ боялись грозы, и никто не знал, что гром и гроза это одно явление.
"Посуду чистили коровьими лепешками"(с) - вот это уже действительно полнейший бред. Как дрова кизяк использовали, за не именем деревянных, но чистить ими посуду...
Так что Чингисхан своими запретами заботился о санитарно-эпидемиологическом благополучии подотчётного населения.
Что совершенно не означает запрещения на мытье и стирку вообще. Это просто "Здесь купаться запрещено!".
Цены на коммунальные услуги стремятся стать таким запретом.