Одиннадцатая режиссёрская работа Балабанова, вышедшая на большие экраны в 2007 году, разделила кино-сообщество на два полярных лагеря: одни фильм боготворили, а другие ненавидели. С уверенностью можно сказать лишь то, что данная картина оставила неизгладимое впечатление на всех тех, кто ее посмотрел.
Сегодня я расскажу вам о 10 интересных фактах, связанных с фильмом «Груз 200».
Факт первый
Концепция будущего фильма родилась в голове Балабанова ещё в середине 90-х годов, но к реализации собственной задумки режиссёр приступил лишь спустя 10 лет.
Факт второй
События «Груза» разворачиваются в 1984 году. Временной отрезок был выбран Балабановым не случайно: режиссёр считал, что после прихода к власти К. Черненко в стране начался этап «конца советской власти», ознаменовавший переход к чему-то новому и неизвестному. В обществе веяло чем-то «непонятным». Своим фильмом, помимо других задач, автор хотел отразить малоизвестную, но очень страшную часть жизни последнего советского периода.
Факт третий
Большинство шокирующих эпизодов, происходящих на экране по ходу действия фильма, не являлись плодом воображения режиссёра, а отсылали зрителей к богатому жизненному опыту Балабанова. Реальный эпизод, напоминающий сцену «Анжелика и бутылка», в действительности произошёл с одной из близких знакомых Алексея (в реальной жизни подонком, применяющим стеклянную тару, был не сотрудник милиции, а рядовой, на первый взгляд, советский гражданин). С эпизодами милицейского насилия Балабанов сталкивался лично: будучи трудным подростом, он часто попадал в милицейские отделения, где постоянно получал порции побоев от сотрудников.
Факт четвёртый
Сюжетная линия Афганистана и «двухсотых грузов», как и эпизоды милицейского беспредела, была заимствована Балабановым из личного опыта. В начале 80-х Алексей проходил срочную службу в рядах советской армии: будущий режиссёр служил в авиатранспортных войсках. Находясь в казарме, Балабанов познакомился с летчиком, регулярно летавшим в Афганистан за телами погибших солдат. Часами беседуя с сослуживцем, Алексей внимательно слушал и запоминал его рассказы, некоторые из которых позже легли в сюжетную линию его самого скандального фильма.
Факт пятый
Изначально центральные роли в картине должны были достаться Е. Миронову (потенциальный милиционер) и С. Маковецкому (потенциальный профессор), но актёры, прочитав сценарий, с ужасом отказались от участия в проекте. К слову, несмотря на свой отказ, Маковецкий согласился переозвучить все реплики профессора Казакова. А сама роль Казакова позже отошла к Леониду Громову.
Факт шестой
После отказа Миронова роль капитана отошла к А. Полуяну. Интересно, что до «Груза 200» Полуяну уже приходилось работать с Балабановым: актёр исполнил небольшую роль киллера, которого убил Данила Багров, в фильме «Брат».
Факт седьмой
«Груз 200» внес разлад в творческий тандем Балабанова и С. Астахова (оператор и близкий друг Алексея, снял для именитого режиссёра семь фильмов, в том числе «Брат» 1/2). Астахову не нравилась концепция предстоящего фильма, и он отказался от участия в проекте.
Факт восьмой
Натурные съёмки картины проходили в Череповце, Выборге, Пскове и нескольких сёлах Ленинградской области. Работа над павильонными сценами проходила в Санкт-Петербурге.
Факт девятый
Интересно, что Полуянов, исполнивший роль милиционера, до съёмок в «Грузе 200» ни разу не ездил на мотоцикле. В преддверии дорожных сцен съёмочной группе в темпе вальса пришлось обучать актёра азам мото-вождения. На укрощение железного коня ушло около двух часов.
Факт десятый
После завершения работы над фильмом в информационном кино-поле поднялась настоящая волна негатива. Первые проблемы начались ещё до выхода в широкий прокат: «Груз 200» запретили к показу на Канском и Берлинском кинофестивалях. Балабанов, лично знакомый со многими членами комиссии фестивалей, был крайне разочарован произошедшим. После выхода фильма в большой российский прокат волна негодований только усилилась. У картины появилось множество противников, кинотеатры массово начали отказывать в прокате «Груза». Доходило до того, что кассиры, работавшие в кинотеатрах, в которых был разрешён показ, самовольно отказывались продавать билеты на фильм.
Источник:
- 8 интересных фактов о фильме «Весна на Заречной улице»
- 7 интересных фактов о фильме «Овод»
- Курьезы и факты: как снимали «Человек с бульвара Капуцинов»
- "Великолепная семерка"- 15 интересных фактов о самом популярном вестерне в СССР
- Как снимался фильм «Гостья из будущего»
Я не представляю какое г.о.в.н.о должно бултыхаться в башке того, кто снял и придумал эту дичь. Такие фантазии, это не нормально.
режиссер: "я хочу показать в каком говне мы живем"
зритель: "ужас, в каком же говне мы живем"
Так может снимать кино про то как надо жить?!
"Для меня главная функция искусства - это утешение, поскольку очень мало есть средств в этой жизни, чтобы снизить уровень страданий. Балабанов сделал подмену. Он свою внутреннюю болезнь показал как болезнь страны, как болезнь человечества, как распад. В этом я его упрекал. Если ты хочешь исповедоваться - на здоровье, потому что искусство это всегда либо исповедь, либо проповедь. Зачем же ты тогда проповедуешь свою болезнь - не исповедуешься, сделав подмену, а проповедуешь свою болезнь"
Могу сказать. что фильм сильный и вместе с тем - тяжелый. Актеры сыграли хорошо. В общем, Балабанов есть Балабанов, особенное направление кинематографа и всегда животрепещущие и многосторонние обсуждаемые темы.
Считаю, что хотя бы один раз, но видеть эту картину нужно!..
Да, где-то происходили такие события, но редко (единичные случаи) и отдельно друг от друга. А тут всё говно смешано в одном котле и преподнесено так, как будто это обычные события тех лет. А ведь было то абсолютно по другому и все это прекрасно помнят.