Говорят, технологии движутся войнами. Вероятно, в какой-то степени так и есть, по крайней мере многие медицинские достижения были изобретены в борьбе с полученными в бою ранами и увечьями.
Считается, что первые протезы утраченных частей тела научились делать древние египтяне – в распоряжении историков имеется мумия возрастом в три тысячи лет с протезом большого пальца ноги. Простейшие протезы ног в виде палки на ремнях или руки в виде крюка известны с античных времен.
Не зря пиратов часто изображают с протезами вместо утраченных конечностей, хотя как раз у пиратов такое было редкостью – средневековая медицина, доступная в плавании, не могла похвастаться стабильным умением сохранять жизнь человеку, потерявшему руку или ногу.
Но вот начиная с 14-го века, врачи уже умели худо-бедно ампутировать сильно травмированные руки или ноги, так, чтобы человек после этого выживал. Соответственно, стало распространяться мастерство и изготовления протезов, которые могли при этом быть не только скрывающими дефект, но и функциональными.
Конечно, индивидуально изготовленный функциональный протез был в то время настоящим предметом роскоши.
Самым известным обладателем «железной руки» стал швабский рыцарь Готфрид «Гёц» фон Берлихинген (1480 – 1562), оставивший подробные мемуары и ставший героем пьес Гете и Сартра. Он был одним из младших сыновей своего отца, так что на наследство ему рассчитывать не приходилось, и единственным вариантом была военная стезя.
В 24 года уже очень опытный, чуть не с детства при оружии, Гёц фон Берлихинген получил в бою удар пушечным ядром по мечу, что сильно травмировало правую кисть. После успешной ампутации рыцарь не видел иного пути кроме как заказать протез, который позволял бы ему держать поводья коня, а лучше – еще и оружие.
Деньги у вояки были, поскольку к моменту ранения он уже много лет воевал по найму.
Первый протез не вполне устроил Готфрида, та железная рука, скованная местным кузнецом, с пальцами-крючками, могла удерживать только крупные предметы. Фон Берлихинген нашел искусного мастера, который сделал ему механический протез со сгибающимися пальцами.
С помощью этого протеза рыцарь уже мог держать щит, поводья коня, булаву и даже перо, чтобы писать. Управление пальцами осуществлялось с помощью рычага у запястья протеза, то есть требовалась вторая рука, чтобы настроить железную конечность. Но это все равно было гораздо функциональнее, чем бесполезная культя или крюк.
По крайней мере, «рыцарь с железной рукой», как называл его Гете, прожил очень долгую для военного жизнь, поучаствовал, по его подсчету, в пятнадцати больших войнах и множестве мелких стычек, где выступал «по призыву друзей». Заработанных военной службой денег хватило, чтобы купить небольшой замок в родной Швабии, дважды жениться и завести десятерых детей.
А уже в очень пожилом возрасте Гёц все той же железной рукой написал воспоминания, которые и прославили его и его искусственную руку.
Обе железные руки сейчас хранятся в замке Хорнберг -музее фон Берлихингена. Благодаря потомкам рыцаря, сохранившим память о предке в полном порядке, мы сейчас можем иметь представление о том, как выглядели протезы, которые носили пятьсот лет назад.
Источник: