39470
21
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что лучшие «рукопашные» боевики всегда снимали в Гонконге – без Джеки Чана, Джета Ли, Саммо Хунга и Донни Йена современное экшен-кино, даже западное, было бы совсем другим. И если мастера боевых искусств впечатляют вас так же, как нас, вы наверняка оцените этот список лучших экшен-сцен в истории гонконгского кино, составленный нами совместно с порталом Film.ru. Так как сравнивать фильмы сорокалетней давности с современными боевиками не совсем корректно, мы расставили выбранные картины по хронологии их выхода.
Путь дракона (Meng long guo jiang, 1972)
Брюс Ли против Чака Норриса
![](https://sos.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/6_01.jpg)
Безусловно, неплохие боевые сцены снимались и до того, как в жанр фильмов с боевыми искусствами пришел Брюс Ли, но Ли задал такой мощный стандарт, что остальная индустрия ковыляла до его уровня еще лет пять. Одной из главных проблем Брюса как экшен-хореографа было отсутствие подходящих экранных партнеров – даже в его фильмах хорошо заметно, что схватки, которые обходились без его участия, сильно уступали поединкам, в которых солировал Брюс. А полностью талант Ли раскрывался только в паре с достойными противниками – такими как Чак Норрис в финале режиссерского дебюта Брюса, «Путь дракона». Как фильм эта картина слабовата, и вообще она заметно устарела, но заключительная схватка с Норрисом в Колизее (под аккомпанемент мяукающего котенка) до сих пор смотрится на ура.
Пьяный мастер (Jui kuen, 1978)
Джеки Чан против Хванга Джан Ли
![](https://sos.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/4_02.jpg)
После Брюса Ли, как и обещали, мы отматываем историю на пять лет – разумеется, зрелищные сцены с боевыми искусствами снимались и раньше, но настоящим прорывом в своем жанре стал именно «Пьяный мастер», вторая совместная работа режиссера и экшен-хореографа Юэня Ву-Пина и Джеки Чана. Их первый совместный фильм, «Змея в тени орла», на фоне «Пьяного мастера» кажется немного незрелым и шероховатым, касается это и финальной схватки. В обеих картинах противником Джеки выступает корейский суперзлодей Хванг Джан Ли, и если в «Змее» Чан еще только «примерялся» к его возможностям (и в процессе «примерки» лишился зуба, когда Хванг не рассчитал один из ударов), то в «Пьяном мастере» звезды выдают слаженный, быстрый, очень эффектный «боевой балет».
Мстители-калеки (Can que, 1978)
«Ядовитые»
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/3_03.jpg)
Как только стало ясно, что Джеки Чан со своим комически-акробатическим кунгфу срывает кассу, в Гонконге мгновенно появилась масса подражателей, а поиск «нового Джеки Чана» стал для всех киностудий задачей номер один. Одна из лидирующих в то время киностудий Гонконга Shaw Bros. сделала ставку на так называемых «ядовитых» (Venoms) – пятерку тайваньских актеров и акробатов, до этого прозябавших на вторых ролях. Хардкорные поклонники кунгфу-фильмов 70-х очень ценят их фильмы именно за невероятную пластичность и физическую подготовку этих пятерых (в своих картинах они обычно играли главные роли, разделяясь на «положительных» и «отрицательных», очень редко оказываясь по одну сторону баррикад), но им сильно не повезло с режиссером – Чанг Че, ставивший все фильмы с их участием, безнадежно застрял в шаблонах и клише героического кино первой половины 70-х. Выбрать лучший бой с участием этой пятерки невозможно, поэтому отправим вас к их главному хиту «Мстителям-калекам», сильно повлиявшему, к слову, на творчество того же Квентина Тарантино, и в частности на «Человека с железными кулаками».
Драка (Za jia xiao zi, 1979)
Саммо Хунг и Юэнь Бьяо против Лау Кар-Винга
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/4_04.jpg)
В конце 70-х все работали «под Джеки Чана», хотя работы его «старшего брата» по пекинской опере Саммо Хунга подражательными язык назвать не повернется – просто так получилось, что они всегда оставались в тени более хитовых и «продвинутых» картин Джеки. Так, «Драка» – очень приятная кунгфу-комедия, украшенная массой поистине ударных поединков. Особенно Хунгу удался аж десятиминутный финальный бой, в котором главные герои в исполнении Саммо Хунга и Юэня Бьяо с огромным трудом побеждают злобного мастера кунгфу (Лау Кар-Винг). И это ничего, что двое на одного, гонконгские фильмы тех лет проповедовали постулат «сила в единстве» и не видели ничего зазорного в поединках, в которых двое пышущих здоровьем молодцев валили убеленного сединами пенсионера.
Молодой мастер (Shi di chu ma, 1980)
Джеки Чан против Ванга Ин Сика
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/3_05.jpg)
«Молодой мастер» стал первым «большим студийным» проектом Джеки Чана после того, как он «отбрыкался» от обязательств по предыдущему контракту с Ло Вэем. Молодому актеру дали внушительный бюджет и почти полный карт-бланш на «творческий поиск», так что Джеки в кои-то веки работал с чувством, с толком, с расстановкой, не торопясь со сроками и не экономя каждую копейку. Финальную схватку с еще одним корейским мастером боевых искусств Ванг Ин Сиком он решил снимать с минимумом монтажных склеек, чтобы в полной мере показать красоту и мощь этого поединка, и это действительно выдающаяся сцена – ни в коем случае не новаторская, но подводящая своеобразную жирную черту под кунгфу-схватками «старого» образца. Да и фильмами, в общем-то, тоже.
Ниндзя в логове дракона (Long zhi ren zhe, 1982)
Конан Ли против Хироюки Санады
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/3_06.jpg)
Начало 80-х было интересным временем в восточном экшен-кино – Джеки Чан поднял большую волну и… решил делать карьеру в США. Из-за его отсутствия карьеры «новых Джеки Чанов» запускались каждый месяц – и хотя в полноценные звезды из его подражателей не выбился никто, некоторые фильмы того времени вполне достойны причисления к классике. Один из них – «Ниндзя в логове дракона», во времена перестройки известный у нас под названием «Отряд ниндзя» и многим запомнившийся прилипчивой поп-песенкой, под которую группа японских ниндзя выделывала всевозможные трюки на вступительных титрах. Главные роли в фильме сыграли Конан Ли (очень похожий на Джеки Чана внешне, но вразумительную карьеру так и не построивший) и Хироюки Санада, сейчас лучше известный как драматический актер, и их динамичный, остроумный, насыщенный акробатикой поединок в пагоде в середине фильма великолепно смотрится даже сейчас. Еще бы, ведь ставил его Кори Юэнь, впоследствии запустивший экшен-карьеру Джейсона Стэтема «Перевозчиком».
Закусочная на колесах (Kuai can che, 1984)
Джеки Чан против Бенни «Реактивного» Уркидеса
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/3_07.jpg)
В конце девяностых годов, когда западных тематических сайтов о кунгфу-кино Гонконга было особенно много, финальную схватку из «Закусочной на колесах» часто можно было увидеть во главе разнообразных списков «лучших из лучших». Пожалуй, одна из основных причин этому – ее нестандартность и оформление. Вместо того чтобы заставить двух мастеров кунгфу метелить друг друга до последнего издыхания, постановщик Саммо Хунг и его экшен-хореографы предпочли решить ее в виде спарринга, в котором побеждает не сила, а настрой. Бенни Уркидес по прозвищу Реактивный (многократный чемпион по карате, а также обладатель черных поясов по дзюдо, кикбоксингу, кендо и джиу-джитсу) выглядит здесь настоящим айсбергом, несгибаемым и неуязвимым, и пока Джеки не понимает, что этот бой не выиграть нахрапом, схватка складывается совсем не в его пользу. Зато потом Уркидесу приходится «выйти в окно». В буквальном смысле.
Полицейская история (Ging chat goo si, 1985)
Джеки Чан против всех
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/3_08.jpg)
Возможно, лучший фильм Джеки Чана, «Полицейскую историю» есть за что любить и помимо боевых сцен – за юмор, за внятный сюжет (редкость!), за обаятельных актрис. Но, безусловно, в истории кино картина осталась в первую очередь благодаря финальной экшен-сцене в торговом центре, в которой Джеки приходится разбираться с толпой злодеев, попутно пытаясь уберечь от них важную свидетельницу обвинения (Бриджит Лин) и свою девушку (Мэгги Чун). Во время этой необычайно зрелищной схватки соперники разбивают так много витрин, что каскадеры фильма прозвали его между собой «Стеклянной историей», а заключительный трюк, в ходе которого Чан спускается вниз по столбу, увешанному электрическими гирляндами, чуть было не стоил актеру жизни. Как обычно.
Над законом (Zhi fa xian feng, 1986)
Синтия Ротрок против Карен Шепард
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/3_09.jpg)
Во второй половине 80-х в гонконгском экшен-кино подняло голову отдельное направление – боевики с участием девушек. Да, они не такие сильные и выносливые, как мужчины, но при этом они более гибкие и эффектные в акробатике, а еще им куда проще сопереживать. Так вот, лучшей из многочисленных экшен-сцен с участием девушек, наверное, стоит признать схватку между совсем юной Синтией Ротрок и Карен Шепард в культовом боевике «Над законом» (также он известен под названием «Зло во благо»). Справедливости ради, ничего такого, чтобы прямо «Ах!» и «Ох!», девушки не демонстрируют (в этом же фильме есть более зрелищные поединки), но эта схватка включает в себя все, что сделало популярным этот поджанр, – энергичность, пластичность и, конечно же, сексуальность.
Драконы навсегда (Fei lung mang jeung, 1987)
Джеки Чан и Юэнь Бьяо против Юэня Ва и Бенни «Реактивного» Уркидеса
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/14_10.jpg)
После дилогии «Мои счастливые звезды» (1985) пути «трех братьев» – Джеки Чана, Саммо Хунга и Юэня Бьяо – разошлись, но спустя три года они вновь объединили усилия в экшен-комедии «Драконы навсегда». Фильм подарил их поклонникам все, чего они ждали, а главное – роскошную финальную схватку, в которой Джеки Чан и Юэнь Бьяо сражаются против уже знакомого нам Бенни «Реактивного» Уркидеса и главного злодея – щупленького и на вид безвредного героя Юэня Ва, который «при ближайшем рассмотрении» оказывается настоящим монстром кунгфу. «Тщедушность» этого великолепного кинобойца и акробата годом ранее Саммо Хунг уже использовал в своих «Восточных кондорах» (1987), поэтому сам он от финальной схватки устранился – его герой в ней выступает заложником.
Семья драконов (Long zhi jia zu, 1988)
Энди Лау, Макс Мок и Алан Там против всех
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/14_11.jpg)
«Семья дракона» – не самый очевидный участник этого топа, во многом потому, что вообще-то это «огнестрельный» гангстерский боевик, вдохновленный в первую очередь экшенами Джона Ву. Тем не менее финальная разборка трех главных героев с армией злодеев выполнена в не совсем обычном для подобных картин стиле. Дело в том, что персонажи активно смешивают боевые искусства и стрельбу, что отсылает нас… да-да, к той самой ган-кате, которую спустя 14 лет воспримут как откровение в «Эквилибриуме». Правду говорят, корни всех западных «находок» в плане экшена нужно искать в Гонконге 80-х.
Однажды в Китае (Wong Fei Hung, 1991)
Джет Ли против Яна Ши-Квана
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/14_12.jpg)
Если восьмидесятые в гонконгском кино прошли под знаком реалистичных «современных» драк, то девяностые открыли дорогу для новых героев и нового вида экранного кунгфу – «веревочного», в котором соперники летают на страховочных тросах и выделывают на них такие невероятные трюки, на которые не решился бы даже самый рисковый каскадер. Одним из первых и самым влиятельным из подобных фильмов стал «Однажды в Китае» – фильм начал моду на «уся» (героическое фолк-фэнтези), дал начало длинному циклу сиквелов и бесчисленному множеству подражаний. Финальная схватка картины, в которой Джет Ли противостоит «злодею поневоле», обманутому «бледнолицыми дьяволами» мастеру боевых искусств в исполнении Яна Ши-Квана, балансируя на сложной конструкции из нагроможденных друг на друга лестниц, стала классикой жанра – и цитировалась она не только в гонконгском кино, но и в западном (например, в «Мушкетере» Питера Хайэмса).
Железная обезьяна (Siu Nin Wong Fei Hung Chi: Tit Ma Lau, 1993)
Ю Ронгуан и Донни Йен против Яна Ши-Квана
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/11_13.jpg)
Один из многочисленных клонов «Однажды в Китае», «Железная обезьяна» известна на Западе лучше других, потому что в начале нулевых после успеха «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» и с подачи Квентина Тарантино картину запустили в США в ограниченный прокат. В целом фильм мало чем отличается от типичного уся-боевика тех лет, но финальная схватка в нем и правда хороша – в ней главные герои в исполнении Ю Ронгуана и Донни Йена сходятся лицом к лицу с опаснейшим врагом, вновь в исполнении Яна Ши-Квана. Отличительная черта этой битвы – соперники находятся на гигантских пылающих столбах, вкопанных в землю.
Кулак легенды (Jing wu ying xiong, 1994)
Джет Ли против Ясуаки Кураты
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/12_14.jpg)
Если «Однажды в Китае» закрепил за Джетом Ли титул короля «веревочного» кунгфу, то «Кулак легенды» в буквальном смысле спустил его с небес на землю. В этом вольном ремейке «Кулака ярости» с Брюсом Ли Джет играет Чен Жена – легендарного мастера боевых искусств, который мстит японским оккупантам за убитого учителя и уничтоженную школу. В картине полно жестких, зрелищных и очень изобретательных поединков, но, пожалуй, лучший – тот, в котором Чен Жен противостоит японскому мастеру в исполнении Ясуаки Кураты. И последний оказывается весьма крепким орешком даже для такого виртуоза боевых искусств, как Чен Жен.
Пьяный мастер II (Jui kuen II, 1994)
Джеки Чан против Кена Ло
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/10_15.jpg)
У «Пьяного мастера 2» полно достоинств, в каком-то смысле это «Терминатор 2» или «Чужие» по отношению к первым частям – эффектный апгрейд скромного по размаху оригинала. И несмотря на то, что его съемки ознаменовались неслабым скандалом (постановщик картины, легендарный режиссер и экшен-хореограф Лау Кар-Леунг разругался с Джеки и покинул проект, не закончив, чтобы снять все задуманное в виде «Пьяного мастера 3», который с треском провалился), венчается фильм, пожалуй, лучшей кунгфу-схваткой в истории гонконгского кино – мощнейшим поединком Джеки Чана и Кена Ло. Последний до этого много лет мелькал на вторых ролях во многих боевиках, но именно «Пьяный мастер 2» превратил его в личность по-настоящему культовую. А сам Джеки добавил в копилку запоминающихся кинотрюков своего авторства еще один – пробежку руками по горящим углям.
Клинок (Dao, 1995)
Винсент Жао против Сион Синсина
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/9_16.jpg)
В разнообразных списках лучших из лучших, которые так любит составлять Квентин Тарантино, время от времени мелькает и «Клинок» – вольный ремейк классического «Однорукого меченосца» (1967), рассказывающий об одноруком кузнеце, который решается выступить против жестоких бандитов. Это очень брутальный, жесткий фильм, который принято хвалить в первую очередь за тяжелую атмосферу и бешеную, животную энергетику. Этими же качествами пропитан и финальный бой, в котором главный герой выходит на финальную схватку с предводителем бандитов. Забудьте о визуальной красоте и балетной отточенности движений, это гонконгский экшен совсем другого толка – натуральный «собачий бой», щедро приправленный визуальными приемами из комиксов и аниме.
Новая полицейская история (San ging caat goo si, 2004)
Джеки Чан против Энди Она
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/9_17.jpg)
Хотя некоторые поклонники Джеки Чана считают, что их кумир как экшен-герой «кончился» еще в 90-х, это не значит, что в нулевых у него не было отличных киношных поединков. Один из самых запоминающихся можно увидеть в «Новой полицейской истории» – причем не в финале фильма, а в его середине, где Джеки дерется с одним из бандитов в исполнении Энди Она в комнате, забитой игрушками Lego (вот как надо продвигать продукцию спонсора – учитесь, российские киношники!). В некоторых движениях Джеки дублируют, но Энди Он, который сейчас считается одним из самых ярких молодых актеров-кинобойцов (кстати, скоро его можно будет увидеть в «Кибере» Майкла Манна), хорош безо всяких оговорок. Да, положа руку на сердце, эта схватка не так хороша, как многое из того, что Джеки делал в 80-е и 90-е, но мы все-таки решили отдать ей предпочтение из уважения к тому, на что способен Чан в пятьдесят лет.
S.P.L. Звезды судьбы (Saat po long, 2005)
Донни Йен против Джеки Ву
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/8_18.jpg)
Донни Йен и Джет Ли начинали примерно в одно и то же время, но пока Джет оттачивал свое киношное кунгфу в цикле «Однажды в Китае» и других культовых картинах своего времени, Йен отчаянно пытался выплыть из пучины трэша, куда его когда-то загнала его собственная самонадеянность. «Свою игру» он нашел в середине нулевых с реалистичным городским боевиком «Звезды судьбы», подарившим нам сразу две мощные схватки. Заключительная, в которой Донни сражается с поистине монументальным Саммо Хунгом, тоже хороша, но больше зрителям полюбился сравнительно короткий поединок перед ней – в нем герой Донни Йена вступал в ножевой бой с подручным Саммо в исполнении Джеки Ву. Это динамичная, яростная, очень эффектно смонтированная схватка, давшая поклонникам боевого кино Гонконга надежду на возрождение жанра. К сожалению, не совсем оправдавшуюся.
Горячая точка (Dou fo sin, 2007)
Донни Йен против Коллина Чоу
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/6_19.jpg)
Попытав после «Звезд судьбы» удачу с комиксным боевиком «Врата тигра и дракона» (неудачно), Донни вновь вернулся на городские улицы с экшен-триллером «Вспышка». Как художественное произведение он немного слабоват, но с точки зрения поединков в нем все более чем здорово – и именно в нем в полной мере проявилась любовь Донни не к классическому кунгфу, а к смеси самых разных стилей. Так, финальный поединок, в котором Йен разбирается с Коллином Чоу (помните Серафима в сиквелах «Матрицы»?), можно смело причислять к числу лучших экранных схваток в его карьере. Противники в ней не придерживаются киношных «правил» и без стеснения смешивают тяжелые удары с захватами и бросками – на вид весьма болезненными.
Ип Ман (Yip Man, 2008)
Донни Йен против Луиса Фана
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/5_20.jpg)
«Ип Ман» – единственный китайский боевик, пробившийся в топ-250 портала IMDb, и это уже многое говорит о нем как о фильме. И с точки зрения боевых сцен в нем все более чем достойно – Донни Йен снова решил не замыкаться в рамках одного стиля и обратился к винчуну, более мягкому, традиционно «женскому» стилю боевых искусств. В кино его задействовали редко именно по причине внешней «незрелищности», однако авторы «Ип Мана» показали, что нет ничего невозможного. Так, в одной из сцен Ип Ман в исполнении Донни Йена противостоит мастеру более жесткого, «ударного» северного кунгфу (его сыграл Луис Фан), и это крайне завораживающее зрелище, танец яростного огня и обволакивающей воды.
Брюс Ли против Чака Норриса
![](https://sos.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/6_01.jpg)
Безусловно, неплохие боевые сцены снимались и до того, как в жанр фильмов с боевыми искусствами пришел Брюс Ли, но Ли задал такой мощный стандарт, что остальная индустрия ковыляла до его уровня еще лет пять. Одной из главных проблем Брюса как экшен-хореографа было отсутствие подходящих экранных партнеров – даже в его фильмах хорошо заметно, что схватки, которые обходились без его участия, сильно уступали поединкам, в которых солировал Брюс. А полностью талант Ли раскрывался только в паре с достойными противниками – такими как Чак Норрис в финале режиссерского дебюта Брюса, «Путь дракона». Как фильм эта картина слабовата, и вообще она заметно устарела, но заключительная схватка с Норрисом в Колизее (под аккомпанемент мяукающего котенка) до сих пор смотрится на ура.
Пьяный мастер (Jui kuen, 1978)
Джеки Чан против Хванга Джан Ли
![](https://sos.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/4_02.jpg)
После Брюса Ли, как и обещали, мы отматываем историю на пять лет – разумеется, зрелищные сцены с боевыми искусствами снимались и раньше, но настоящим прорывом в своем жанре стал именно «Пьяный мастер», вторая совместная работа режиссера и экшен-хореографа Юэня Ву-Пина и Джеки Чана. Их первый совместный фильм, «Змея в тени орла», на фоне «Пьяного мастера» кажется немного незрелым и шероховатым, касается это и финальной схватки. В обеих картинах противником Джеки выступает корейский суперзлодей Хванг Джан Ли, и если в «Змее» Чан еще только «примерялся» к его возможностям (и в процессе «примерки» лишился зуба, когда Хванг не рассчитал один из ударов), то в «Пьяном мастере» звезды выдают слаженный, быстрый, очень эффектный «боевой балет».
Мстители-калеки (Can que, 1978)
«Ядовитые»
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/3_03.jpg)
Как только стало ясно, что Джеки Чан со своим комически-акробатическим кунгфу срывает кассу, в Гонконге мгновенно появилась масса подражателей, а поиск «нового Джеки Чана» стал для всех киностудий задачей номер один. Одна из лидирующих в то время киностудий Гонконга Shaw Bros. сделала ставку на так называемых «ядовитых» (Venoms) – пятерку тайваньских актеров и акробатов, до этого прозябавших на вторых ролях. Хардкорные поклонники кунгфу-фильмов 70-х очень ценят их фильмы именно за невероятную пластичность и физическую подготовку этих пятерых (в своих картинах они обычно играли главные роли, разделяясь на «положительных» и «отрицательных», очень редко оказываясь по одну сторону баррикад), но им сильно не повезло с режиссером – Чанг Че, ставивший все фильмы с их участием, безнадежно застрял в шаблонах и клише героического кино первой половины 70-х. Выбрать лучший бой с участием этой пятерки невозможно, поэтому отправим вас к их главному хиту «Мстителям-калекам», сильно повлиявшему, к слову, на творчество того же Квентина Тарантино, и в частности на «Человека с железными кулаками».
Драка (Za jia xiao zi, 1979)
Саммо Хунг и Юэнь Бьяо против Лау Кар-Винга
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/4_04.jpg)
В конце 70-х все работали «под Джеки Чана», хотя работы его «старшего брата» по пекинской опере Саммо Хунга подражательными язык назвать не повернется – просто так получилось, что они всегда оставались в тени более хитовых и «продвинутых» картин Джеки. Так, «Драка» – очень приятная кунгфу-комедия, украшенная массой поистине ударных поединков. Особенно Хунгу удался аж десятиминутный финальный бой, в котором главные герои в исполнении Саммо Хунга и Юэня Бьяо с огромным трудом побеждают злобного мастера кунгфу (Лау Кар-Винг). И это ничего, что двое на одного, гонконгские фильмы тех лет проповедовали постулат «сила в единстве» и не видели ничего зазорного в поединках, в которых двое пышущих здоровьем молодцев валили убеленного сединами пенсионера.
Молодой мастер (Shi di chu ma, 1980)
Джеки Чан против Ванга Ин Сика
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/3_05.jpg)
«Молодой мастер» стал первым «большим студийным» проектом Джеки Чана после того, как он «отбрыкался» от обязательств по предыдущему контракту с Ло Вэем. Молодому актеру дали внушительный бюджет и почти полный карт-бланш на «творческий поиск», так что Джеки в кои-то веки работал с чувством, с толком, с расстановкой, не торопясь со сроками и не экономя каждую копейку. Финальную схватку с еще одним корейским мастером боевых искусств Ванг Ин Сиком он решил снимать с минимумом монтажных склеек, чтобы в полной мере показать красоту и мощь этого поединка, и это действительно выдающаяся сцена – ни в коем случае не новаторская, но подводящая своеобразную жирную черту под кунгфу-схватками «старого» образца. Да и фильмами, в общем-то, тоже.
Ниндзя в логове дракона (Long zhi ren zhe, 1982)
Конан Ли против Хироюки Санады
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/3_06.jpg)
Начало 80-х было интересным временем в восточном экшен-кино – Джеки Чан поднял большую волну и… решил делать карьеру в США. Из-за его отсутствия карьеры «новых Джеки Чанов» запускались каждый месяц – и хотя в полноценные звезды из его подражателей не выбился никто, некоторые фильмы того времени вполне достойны причисления к классике. Один из них – «Ниндзя в логове дракона», во времена перестройки известный у нас под названием «Отряд ниндзя» и многим запомнившийся прилипчивой поп-песенкой, под которую группа японских ниндзя выделывала всевозможные трюки на вступительных титрах. Главные роли в фильме сыграли Конан Ли (очень похожий на Джеки Чана внешне, но вразумительную карьеру так и не построивший) и Хироюки Санада, сейчас лучше известный как драматический актер, и их динамичный, остроумный, насыщенный акробатикой поединок в пагоде в середине фильма великолепно смотрится даже сейчас. Еще бы, ведь ставил его Кори Юэнь, впоследствии запустивший экшен-карьеру Джейсона Стэтема «Перевозчиком».
Закусочная на колесах (Kuai can che, 1984)
Джеки Чан против Бенни «Реактивного» Уркидеса
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/3_07.jpg)
В конце девяностых годов, когда западных тематических сайтов о кунгфу-кино Гонконга было особенно много, финальную схватку из «Закусочной на колесах» часто можно было увидеть во главе разнообразных списков «лучших из лучших». Пожалуй, одна из основных причин этому – ее нестандартность и оформление. Вместо того чтобы заставить двух мастеров кунгфу метелить друг друга до последнего издыхания, постановщик Саммо Хунг и его экшен-хореографы предпочли решить ее в виде спарринга, в котором побеждает не сила, а настрой. Бенни Уркидес по прозвищу Реактивный (многократный чемпион по карате, а также обладатель черных поясов по дзюдо, кикбоксингу, кендо и джиу-джитсу) выглядит здесь настоящим айсбергом, несгибаемым и неуязвимым, и пока Джеки не понимает, что этот бой не выиграть нахрапом, схватка складывается совсем не в его пользу. Зато потом Уркидесу приходится «выйти в окно». В буквальном смысле.
Полицейская история (Ging chat goo si, 1985)
Джеки Чан против всех
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/3_08.jpg)
Возможно, лучший фильм Джеки Чана, «Полицейскую историю» есть за что любить и помимо боевых сцен – за юмор, за внятный сюжет (редкость!), за обаятельных актрис. Но, безусловно, в истории кино картина осталась в первую очередь благодаря финальной экшен-сцене в торговом центре, в которой Джеки приходится разбираться с толпой злодеев, попутно пытаясь уберечь от них важную свидетельницу обвинения (Бриджит Лин) и свою девушку (Мэгги Чун). Во время этой необычайно зрелищной схватки соперники разбивают так много витрин, что каскадеры фильма прозвали его между собой «Стеклянной историей», а заключительный трюк, в ходе которого Чан спускается вниз по столбу, увешанному электрическими гирляндами, чуть было не стоил актеру жизни. Как обычно.
Над законом (Zhi fa xian feng, 1986)
Синтия Ротрок против Карен Шепард
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/3_09.jpg)
Во второй половине 80-х в гонконгском экшен-кино подняло голову отдельное направление – боевики с участием девушек. Да, они не такие сильные и выносливые, как мужчины, но при этом они более гибкие и эффектные в акробатике, а еще им куда проще сопереживать. Так вот, лучшей из многочисленных экшен-сцен с участием девушек, наверное, стоит признать схватку между совсем юной Синтией Ротрок и Карен Шепард в культовом боевике «Над законом» (также он известен под названием «Зло во благо»). Справедливости ради, ничего такого, чтобы прямо «Ах!» и «Ох!», девушки не демонстрируют (в этом же фильме есть более зрелищные поединки), но эта схватка включает в себя все, что сделало популярным этот поджанр, – энергичность, пластичность и, конечно же, сексуальность.
Драконы навсегда (Fei lung mang jeung, 1987)
Джеки Чан и Юэнь Бьяо против Юэня Ва и Бенни «Реактивного» Уркидеса
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/14_10.jpg)
После дилогии «Мои счастливые звезды» (1985) пути «трех братьев» – Джеки Чана, Саммо Хунга и Юэня Бьяо – разошлись, но спустя три года они вновь объединили усилия в экшен-комедии «Драконы навсегда». Фильм подарил их поклонникам все, чего они ждали, а главное – роскошную финальную схватку, в которой Джеки Чан и Юэнь Бьяо сражаются против уже знакомого нам Бенни «Реактивного» Уркидеса и главного злодея – щупленького и на вид безвредного героя Юэня Ва, который «при ближайшем рассмотрении» оказывается настоящим монстром кунгфу. «Тщедушность» этого великолепного кинобойца и акробата годом ранее Саммо Хунг уже использовал в своих «Восточных кондорах» (1987), поэтому сам он от финальной схватки устранился – его герой в ней выступает заложником.
Семья драконов (Long zhi jia zu, 1988)
Энди Лау, Макс Мок и Алан Там против всех
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/14_11.jpg)
«Семья дракона» – не самый очевидный участник этого топа, во многом потому, что вообще-то это «огнестрельный» гангстерский боевик, вдохновленный в первую очередь экшенами Джона Ву. Тем не менее финальная разборка трех главных героев с армией злодеев выполнена в не совсем обычном для подобных картин стиле. Дело в том, что персонажи активно смешивают боевые искусства и стрельбу, что отсылает нас… да-да, к той самой ган-кате, которую спустя 14 лет воспримут как откровение в «Эквилибриуме». Правду говорят, корни всех западных «находок» в плане экшена нужно искать в Гонконге 80-х.
Однажды в Китае (Wong Fei Hung, 1991)
Джет Ли против Яна Ши-Квана
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/14_12.jpg)
Если восьмидесятые в гонконгском кино прошли под знаком реалистичных «современных» драк, то девяностые открыли дорогу для новых героев и нового вида экранного кунгфу – «веревочного», в котором соперники летают на страховочных тросах и выделывают на них такие невероятные трюки, на которые не решился бы даже самый рисковый каскадер. Одним из первых и самым влиятельным из подобных фильмов стал «Однажды в Китае» – фильм начал моду на «уся» (героическое фолк-фэнтези), дал начало длинному циклу сиквелов и бесчисленному множеству подражаний. Финальная схватка картины, в которой Джет Ли противостоит «злодею поневоле», обманутому «бледнолицыми дьяволами» мастеру боевых искусств в исполнении Яна Ши-Квана, балансируя на сложной конструкции из нагроможденных друг на друга лестниц, стала классикой жанра – и цитировалась она не только в гонконгском кино, но и в западном (например, в «Мушкетере» Питера Хайэмса).
Железная обезьяна (Siu Nin Wong Fei Hung Chi: Tit Ma Lau, 1993)
Ю Ронгуан и Донни Йен против Яна Ши-Квана
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/11_13.jpg)
Один из многочисленных клонов «Однажды в Китае», «Железная обезьяна» известна на Западе лучше других, потому что в начале нулевых после успеха «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» и с подачи Квентина Тарантино картину запустили в США в ограниченный прокат. В целом фильм мало чем отличается от типичного уся-боевика тех лет, но финальная схватка в нем и правда хороша – в ней главные герои в исполнении Ю Ронгуана и Донни Йена сходятся лицом к лицу с опаснейшим врагом, вновь в исполнении Яна Ши-Квана. Отличительная черта этой битвы – соперники находятся на гигантских пылающих столбах, вкопанных в землю.
Кулак легенды (Jing wu ying xiong, 1994)
Джет Ли против Ясуаки Кураты
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/12_14.jpg)
Если «Однажды в Китае» закрепил за Джетом Ли титул короля «веревочного» кунгфу, то «Кулак легенды» в буквальном смысле спустил его с небес на землю. В этом вольном ремейке «Кулака ярости» с Брюсом Ли Джет играет Чен Жена – легендарного мастера боевых искусств, который мстит японским оккупантам за убитого учителя и уничтоженную школу. В картине полно жестких, зрелищных и очень изобретательных поединков, но, пожалуй, лучший – тот, в котором Чен Жен противостоит японскому мастеру в исполнении Ясуаки Кураты. И последний оказывается весьма крепким орешком даже для такого виртуоза боевых искусств, как Чен Жен.
Пьяный мастер II (Jui kuen II, 1994)
Джеки Чан против Кена Ло
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/10_15.jpg)
У «Пьяного мастера 2» полно достоинств, в каком-то смысле это «Терминатор 2» или «Чужие» по отношению к первым частям – эффектный апгрейд скромного по размаху оригинала. И несмотря на то, что его съемки ознаменовались неслабым скандалом (постановщик картины, легендарный режиссер и экшен-хореограф Лау Кар-Леунг разругался с Джеки и покинул проект, не закончив, чтобы снять все задуманное в виде «Пьяного мастера 3», который с треском провалился), венчается фильм, пожалуй, лучшей кунгфу-схваткой в истории гонконгского кино – мощнейшим поединком Джеки Чана и Кена Ло. Последний до этого много лет мелькал на вторых ролях во многих боевиках, но именно «Пьяный мастер 2» превратил его в личность по-настоящему культовую. А сам Джеки добавил в копилку запоминающихся кинотрюков своего авторства еще один – пробежку руками по горящим углям.
Клинок (Dao, 1995)
Винсент Жао против Сион Синсина
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/9_16.jpg)
В разнообразных списках лучших из лучших, которые так любит составлять Квентин Тарантино, время от времени мелькает и «Клинок» – вольный ремейк классического «Однорукого меченосца» (1967), рассказывающий об одноруком кузнеце, который решается выступить против жестоких бандитов. Это очень брутальный, жесткий фильм, который принято хвалить в первую очередь за тяжелую атмосферу и бешеную, животную энергетику. Этими же качествами пропитан и финальный бой, в котором главный герой выходит на финальную схватку с предводителем бандитов. Забудьте о визуальной красоте и балетной отточенности движений, это гонконгский экшен совсем другого толка – натуральный «собачий бой», щедро приправленный визуальными приемами из комиксов и аниме.
Новая полицейская история (San ging caat goo si, 2004)
Джеки Чан против Энди Она
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/9_17.jpg)
Хотя некоторые поклонники Джеки Чана считают, что их кумир как экшен-герой «кончился» еще в 90-х, это не значит, что в нулевых у него не было отличных киношных поединков. Один из самых запоминающихся можно увидеть в «Новой полицейской истории» – причем не в финале фильма, а в его середине, где Джеки дерется с одним из бандитов в исполнении Энди Она в комнате, забитой игрушками Lego (вот как надо продвигать продукцию спонсора – учитесь, российские киношники!). В некоторых движениях Джеки дублируют, но Энди Он, который сейчас считается одним из самых ярких молодых актеров-кинобойцов (кстати, скоро его можно будет увидеть в «Кибере» Майкла Манна), хорош безо всяких оговорок. Да, положа руку на сердце, эта схватка не так хороша, как многое из того, что Джеки делал в 80-е и 90-е, но мы все-таки решили отдать ей предпочтение из уважения к тому, на что способен Чан в пятьдесят лет.
S.P.L. Звезды судьбы (Saat po long, 2005)
Донни Йен против Джеки Ву
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/8_18.jpg)
Донни Йен и Джет Ли начинали примерно в одно и то же время, но пока Джет оттачивал свое киношное кунгфу в цикле «Однажды в Китае» и других культовых картинах своего времени, Йен отчаянно пытался выплыть из пучины трэша, куда его когда-то загнала его собственная самонадеянность. «Свою игру» он нашел в середине нулевых с реалистичным городским боевиком «Звезды судьбы», подарившим нам сразу две мощные схватки. Заключительная, в которой Донни сражается с поистине монументальным Саммо Хунгом, тоже хороша, но больше зрителям полюбился сравнительно короткий поединок перед ней – в нем герой Донни Йена вступал в ножевой бой с подручным Саммо в исполнении Джеки Ву. Это динамичная, яростная, очень эффектно смонтированная схватка, давшая поклонникам боевого кино Гонконга надежду на возрождение жанра. К сожалению, не совсем оправдавшуюся.
Горячая точка (Dou fo sin, 2007)
Донни Йен против Коллина Чоу
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/6_19.jpg)
Попытав после «Звезд судьбы» удачу с комиксным боевиком «Врата тигра и дракона» (неудачно), Донни вновь вернулся на городские улицы с экшен-триллером «Вспышка». Как художественное произведение он немного слабоват, но с точки зрения поединков в нем все более чем здорово – и именно в нем в полной мере проявилась любовь Донни не к классическому кунгфу, а к смеси самых разных стилей. Так, финальный поединок, в котором Йен разбирается с Коллином Чоу (помните Серафима в сиквелах «Матрицы»?), можно смело причислять к числу лучших экранных схваток в его карьере. Противники в ней не придерживаются киношных «правил» и без стеснения смешивают тяжелые удары с захватами и бросками – на вид весьма болезненными.
Ип Ман (Yip Man, 2008)
Донни Йен против Луиса Фана
![](https://s.fishki.net/upload/post/201506/09/1561359/5_20.jpg)
«Ип Ман» – единственный китайский боевик, пробившийся в топ-250 портала IMDb, и это уже многое говорит о нем как о фильме. И с точки зрения боевых сцен в нем все более чем достойно – Донни Йен снова решил не замыкаться в рамках одного стиля и обратился к винчуну, более мягкому, традиционно «женскому» стилю боевых искусств. В кино его задействовали редко именно по причине внешней «незрелищности», однако авторы «Ип Мана» показали, что нет ничего невозможного. Так, в одной из сцен Ип Ман в исполнении Донни Йена противостоит мастеру более жесткого, «ударного» северного кунгфу (его сыграл Луис Фан), и это крайне завораживающее зрелище, танец яростного огня и обволакивающей воды.
Источник:
Ссылки по теме:
- Актёры фильма «Служебный роман» 38 лет спустя
- 15 киноприквелов, не ударивших лицом в грязь (16 фото)
- Съемочная площадка «Звездных войн»
- 15 самых красивых инопланетянок (16 фото)
- Актёры фильма «Джек Восьмеркин — «американец» 30 лет спустя
Новости партнёров
реклама
(с) Гоблин. "Шматрица"
вот это эпично
Классный пост. Мне понравилось