Змееяды относятся к редкому экологическому типу животных — к стенофагам. Так учёные называют организмы, которые специализируются на каком-то конкретном типе пищи, начисто игнорируя все остальные варианты. Вот и наши пташки специализируются на мясных макаронах — их содержание в рационе змееяда достигает 96%
И в этой стезе змееяд просто чудо как хорош. Он способен охотиться на любых змей, за исключением самых крупных: от безобидного европейского ужа до опасной индийской королевской кобры и безумно ядовитой африканской чёрной мамбы. Ведь тактика его охоты крайне проста, эффективна и, одновременно с этим, смертельно опасна для самой птицы.
На бумаге всё выглядит легко. Сначала оголодавшая птица парит под облаками и высматривает добычу с помощью своего орлиного зрения. Заметив жертву, она камнем падает вниз, разгоняясь при этом до доброй сотни километров в час и, практически у самой добычи, резко сбрасывает скорость ударами крыльев по воздуху. Одновременно с этим птица выбрасывает вперёд когтистые лапы, которые буквально приколачивают к земле голову и шею змеи. Один-два быстрых удара клювом — и вот добыча уже не способна сопротивляться.
И все, без исключения, змееяды владеют этой тактикой на безупречном уровне. Иначе и быть не может, ведь любая ошибка может стоить птице жизни. Если птица неправильно рассчитает время для торможения, то она либо даст змее время подготовиться к атаке, либо разобьётся о землю, не успев сбросить скорость. Если же хищник промахнётся мимо змеи или, скажем, схватит её за хвост, то чешуйчатая сразу же вонзит в неё свои ядовитые клыки — скорость её реакции значительно превосходит человеческую.
И второго шанса у птицы не будет, ведь её устойчивость к ядам примерно на уровне человека при значительно меньших размерах. В экспериментальных условиях птицы с трудом переносили даже разбавленный яд обыкновенной гадюки, более опасные змеи наверняка не оставят им и шанса.
И всё же, несмотря на вечное балансирование на острие ножа, у подобной специализации есть и плюсы. Так как змеи широко распространены по старому свету, поэтому их пожиратели обитают и в экваториальной Африке, и в Индии, и даже в окрестностях Екатеринбурга.
Другой, не менее важный плюс — это почти полное отсутствие конкуренции. Да, некоторые животные не против перекусить змейкой-другой, но вот специалистов по охоте на змей практически не существует. Помимо наших пернатых героев к ним можно отнести разве что мангустов и королевских кобр. А последние, к тому же, и сами являются потенциальной добычей змееядов.
Получается, что змееяды живут по принципу: «Высокий риск — высокая награда». И на сегодняшний день эта стратегия оправдывает себя: даже в условиях рассыпающейся экосистемы они чувствуют себя более чем комфортно. Но вид платит за свой успех постоянным риском, на который идут отдельные его представители. И, если честно, даже в самых дурных кошмарах я не хотел бы оказаться на их месте.
Источник:
- Обморочные козы: они вырубаются от любого чиха
- Аптоцикл: рыба-недоразумение
- Нарвал: бесполезная палка или волшебный посох?
- Хоботковая собачка: как гены слона изменили жизнь крошечного зверька?
- Ложный вампир: кровь не пьёт, оно ловит и ест птиц целиком


--------------------------------------------------------
индийская кобра (лат. Naja naja) и королевская кобра (лат. Ophiophagus hannah) это два разных не то что вида, но и рода змей.
2. Другой, не менее важный плюс это почти полное отсутствие конкуренции. Да, некоторые животные не против перекусить змейкой-другой, но вот специалистов по охоте на змей практически не существует. Помимо наших пернатых героев к ним можно отнести разве что мангустов и королевских кобр.
-----------------------------------------------------------
Ну конечно, вот специализированные охотники на змей навскидку: птица-секретарь, медоед, королевские змеи (род неядовитых змей семейства ужеобразных. Насчитывает 26 видов. Обитают в Северной и Центральной Америке) королевская кобра к ним не относится, хотя и она пожирает змей, муссурана и т.д.