Холостой выстрел «Катапульты». Сражение бывших союзников в Мерс-эль-Кебир
После капитуляции Франции и вступления Италии во Вторую мировую войну на стороне Германии «владычица морей» оказалась в сложном положении. К середине 1940 года Англия осталась практически один на один против всей немецкой военной машины. Угроза вторжения на острова была вполне реальна. Британцам предстоял непростой выбор.
Предпосылки
В такой ситуации сдерживающим фактором выступал только Королевский военно-морской флот. Но и он не выглядел столь незыблемым — в перспективе, после поражения Франции Кригсмарине должны были существенно усилиться. Ведь французский флот, несмотря на заявления главнокомандующего Жана Луи Дарлана, подчинялся вишистскому режиму.
После того, как в британском адмиралтействе узнали о грядущей судьбе французского флота, появилось распоряжение о формировании соединения «H», что расширило бы оперативную зону в Средиземном море. В сопровождении эсминцев линейный крейсер Hood и авианосец Ark Royal прибыли в Гибралтар. Позднее в это соединение влились лёгкие крейсеры Enterprise и Arethusa, линкоры Valiant и Resolution, а также эсминцы Forester, Foresight и Escort. Королевский флот намеревался всеми силами не допустить, чтобы французские корабли достались Германии.
Большинство офицеров и адмиралов не желало решать данную проблему силовым способом. Так, командующий Средиземноморским флотом Эндрю Каннингем осознавал последствия применения силы и выражал определенные сомнения, развеянные, впрочем, британским правительством. Единственное, что могло бы спасти французский флот — это прекращение сотрудничества с Германией и переход кораблей в порты США или Великобритании. Французы, разумеется, отказались отдавать свой «козырь». Тогда британцы, не изменяя своим принципам, начали операцию «Катапульта».
Вынужденное предательство
Утром 3 июля французские корабли, которые находились в портах Плимута и Портсмута, были разоружены. Во время захвата британцами субмарины Surcouf даже произошло открытое столкновение. Два английских офицера и старшина были убиты, а экипаж подлодки сошёл на берег только после переговоров. Вопреки своему желанию, множество французских моряков пополнили команды кораблей Свободной Франции.
За два дня до этого адмиралу Джеймсу Сомервиллу был отдан приказ ударить по алжирским портам Оран и Мерс-эль-Кебир. Соединение «Н» под его командованием вышло в море на рассвете 3 июля. В Мерс-эль-Кебир французам было предложено выполнить требования Лондона. В противном случае английские корабли были готовы открыть огонь.
В качестве превентивных мер палубные самолёты англичан сбросили магнитные мины на входе в бухту. Переговоры только усложнились. В конце концов, надежды на мирный исход рухнули. За 8 часов дискуссии французские корабли развели пары, экипажи заняли посты, а береговые батареи были приведены в полную боевую готовность. Пытавшийся решить вопрос мирно адмирал Сомервилл отдал приказ кораблям выступать. Срок ультиматума истекал в 18:26, однако операция «Катапульта» уже началась. Бывшие союзники открыли огонь на поражение.
Первыми заговорили орудия линкора Resolution, а спустя минуту в ответ открыл огонь линкор Provence. Французские корабли не могли начать движение одновременно из-за тесной гавани и были вынуждены выстроиться в колонну.
Линкор Dunkerque находился к англичанам ближе остальных и получил попадание 381-мм британского снаряда, который прошёл сквозь обшивку, повредил электропроводку и пробил топливные цистерны.
Provence также получил попадание 381-мм снаряда. В результате на палубе возник пожар и корабль начал набирать воду. После нескольких попаданий загорелся дредноут Bretagne, который вскоре был весь охвачен огнём. Через две минуты он опрокинулся и взорвался. Тысяча французских моряков погибла в один момент.
В это же время контрминоносец Mogador пропустил транспорт, замедлив ход. Спустя минуту в его кормовую часть прилетел 381-мм снаряд, который прошел насквозь, но в результате сдетонировали все 16 глубинных бомб. Корабль остался без кормы, лишь чудом остался на плаву и на следующий день добрался до берега.
Между тем, Hood продолжал обстреливать экс-союзника по охоте за немецкими рейдерами. Dunkerque вёл огонь, потеряв ход. Сквозь английскую блокаду прорвался только линкор Strasbourg вместе с эсминцами, который направился в порт Тулон.
Через некоторое время британское адмиралтейство получило информацию о приближающихся французских кораблях, и соединению «H» было приказано отступить.
Атака на Dunkerque
Dunkerque не успел покинуть порт из-за противоречий между командирами. А поскольку французская пресса заявила о том, что «повреждения линкора Dunkerque незначительны», англичане решили атаковать его повторно. На этот раз они задействовали авианосец Ark Royal и эскадрилью торпедоносцев Fairey Swordfish.
ПВО линкора, равно как и порта, не была готова отразить подобную атаку. 6 июля Мерс-эль-Кебир был атакован английскими торпедоносцами, которые сопровождались истребителями. Первая волна бипланов сбросила торпеды, которые прошли мимо. Вторая волна сумела сбросить три торпеды, одна из которых попала в патрульное судно, переломив его пополам. Через 10 минут появилась третья волна, но её перехватили французские истребители. Начался воздушный бой, в результате которого бипланы были полностью уничтожены.
Торпедоносцы последней группы сбросили две торпеды. Одна из них попала в буксир, буквально сметя его с поверхности воды, а вторая прошла под Dunkerque, попав в затонувшее ранее патрульное судно, которое находилось с правого борта линкора.
Это попадание привело к детонации 14 стокилограммовых глубинных бомб. Сильнейшая ударная волна проделала в линкоре пробоину 18 на 12 метров. От корпуса оторвались бронеплиты, некоторые отсеки затопило, появился лёгкий крен. Dunkerque принял 20000 тонн воды и опустился на грунт. Он вышел из строя на многие месяцы. Два линкора, несколько эсминцев и вспомогательных кораблей получили серьёзные повреждения.
1300 французских моряков погибли в результате артиллерийской дуэли и воздушной атаки. Однако соединение «H» свою задачу выполнило лишь частично: один новейший линкор — Strasbourg — прорвался сквозь блокаду, а для выведения из строя второго понадобился повторный налёт с воздуха.
Нападение на Дакар
Британское адмиралтейство в сентябре 1940 года решило вновь ударить по французским ВМС. Соединение «M», сформированное для выполнения данной задачи, возглавил адмирал Каннингэм. В состав эскадры вошли линкоры Barham и Resolution, десять эсминцев, крейсеры Devonshire, Fiji и Cumberland, а также авианосец Ark Royal. В Дакар направились и корабли Свободной Франции под командованием Шарля де Голля.
Перед тем, как открыть огонь, Шарль де Голль предложил французским силам в Дакаре присоединиться к антигитлеровской коалиции. Но, несмотря на все его старания и увещевания, власти Дакара отказались. Утром 23 сентября в туманную гавань вошли три корабля. Французы были готовы атаковать любой неприятельский корабль, и линкор Richelieu дал предупредительный залп.
Спустя полчаса открыла огонь береговая артиллерия. Завязался бой. Артбатарея одним попаданием вывела из строя Cumberland и заставила его отступить.
На следующий день французская субмарина была потоплена английскими эсминцами. Бипланы, взлетевшие с Ark Royal, направились в сторону Richelieu. Последний получил два попадания авиабомбами. Одновременно с этим начали стрелять линкоры Resolution и Barham. Первым же залпом была повреждена вторая башня французского линкора, и он открыл огонь из орудий вспомогательного калибра.
Бой продолжился 25 сентября, однако Richelieu не сдавался. Прикрываясь дымовой завесой, он продолжал вести огонь по английским линкорам. После нескольких часов артиллерийской дуэли в Resolution попала торпеда, выпущенная подводной лодкой. В целом бой складывался не в пользу англичан. Эндрю Каннингэм решил отступить.
Итоги
Атака на французские порты в Африке обернулась для англичан несоизмеримыми потерями. Многие новейшие корабли французских ВМС остались в строю, а уничтожение устаревших дредноутов было совсем не приоритетной задачей. Таким образом, можно сказать, что «Катапульта» выстрелила вхолостую.
Помимо прямого урона, английский радикализм вызвал негативные последствия на политической арене. Своими действиями Великобритания дискредитировала себя перед французским обществом. Вишисты сразу разорвали дипломатические отношения с Великобританией. Французы затаили обиду на долгие годы.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»
- Поле золотой парчи – безумное по роскоши и полностью бессмысленное мероприятие
- На службе у трёх стран. Линкор со столичным именем
- Он притворялся другим кораблём, отвлекая внимание врага. История HMS Centurion
- Великобритания вслед за Францией переживает нашествие клопов
- Конвой, который охраняли почти все Союзники. Операция «Брошюра»