После окончания Первой мировой войны резко усилились противоречия между державами-победительницами. Взаимное недоверие и переплетение интересов на различных направлениях закономерно приводило к тому, что страны продолжали наращивать свои вооружения, а не разоружаться. Но экономические проблемы и политическое благоразумие временно взяли верх. В 1922 году было заключено Вашингтонское морское соглашение.
Договор резко ограничивал размеры линейных флотов основных его участников — Великобритании, США и Японии. Одни корабли подлежали списанию, другие — перестройке в авианосцы, а некоторые проекты просто «ложились на полку».
Нереализованные идеи Лондона
Великобритания в начале 1920-х годов разрабатывала целую серию проектов кораблей с мощной артиллерией. Первым появился проект U-4, предполагавший создание линкора водоизмещением 50000 тонн и 8-ю или 9-ю орудиями калибра 457 мм, размещёнными в стоящих линейно башнях. В октябре 1920 года его разделили на два: линкоры и линейные крейсеры.
Проекты линейных кораблей L2 и L3 представляли собой тяжеловооружённые тихоходные машины. Фактически, это были улучшенные и современные версии стоявших на вооружении Королевского флота типов Revenge и Queen Elizabeth. L2 имел водоизмещение более 52000 тонн, расчётную скорость в 25 узлов и нёс 457-мм орудия ГК. Второй проект, L3, отличался меньшим водоизмещением на 1000 тонн и нёс на одно орудие ГК больше. Однако от них пришлось отказаться в связи с постройкой в США и Японии линейных крейсеров с очень высокой скоростью. Впоследствии, когда нужда в классических линкорах вновь дала о себе знать, проекты L2 и L3 отчасти использовались, как основа для строительства кораблей типа King George V.
Проекты М2 и М3 представляли собой линкоры, три башни ГК которых были расположены в носу. Это позволяло первому проекту сэкономить 1540 тонн водоизмещения, а второму — 1770. Затем последовало изменение рулевого привода и снижение расчётной скорости до 23,5 узлов, что экономило 4420 и 5100 тонн соответственно каждому проекту. M3 виделся Адмиралтейству наиболее многообещающим, и его взяли в дальнейшую проработку под шифром N3.
Проект N3 предполагал корабль длиной в 249,9 м и водоизмещением 49300 тонн. Его особенностями были размещение орудий в носу и отнесение дымовой трубы максимально далеко к корме, чтобы дать как можно больший угол для ведения огня. Перспективные орудия должны были стрелять облегчёнными снарядами и обладать огромной боевой мощью. По расчетам, они должны были пробивать при угле наклона 0 градусов броню толщиной 935,3 мм, что даже больше, чем потом было у линкоров типа Yamato. Вспомогательный калибр насчитывал 16 152-мм орудий BL 6-inch Mk XXII. Зенитное вооружение планировалось из 6-ти 120-мм орудий QF Mk VIII и 4-х «пом-помов». Дополнительно должно было стоять 6 622-мм торпедных аппаратов. Бронирование предполагалось по схеме «всё или ничего».
Проект был почти завершён, но на стадии утверждения Адмиралтейством его пришлось аннулировать в соответствии с соглашением. Предполагалось построить 4 корабля. Они должны были получить имена в честь святых покровителей Англии, Ирландии, Уэльса и Шотландии. Впоследствии, однако, проект N3 получил вторую жизнь, превратившись, с некоторыми изменениями, в линкоры типа Nelson.
Параллельно шла проработка проектов линейных крейсеров, имеющих в своей основе теорию и опыт HMS Hood, а также технологические решения с трофейного немецкого линкора SMS Baden. Первые проекты, К2 и К3, несли 457-мм орудия ГК в 4-х спаренных или 3-х трёхорудийных башнях соответственно. Но большой размер и водоизмещение (от 52800 до 54000 тонн) ограничивали возможности их ремонта и обслуживания. Поэтому следующий проект, J3, «похудел» на 10000 тонн за счёт уменьшения брони и снижения калибра орудий до 381 мм. Ещё один проект, I3, предполагал размещение орудий в носу. Но из-за новых механизмов и брони он не сильно уступал K3 в водоизмещении.
Проект H3 развивал идеи I3, стремясь уменьшить главный недостаток — наличие 40-градусной слепой зоны обстрела в корме. H3a предлагал разместить две башни в носу, а надстройки убрать далеко в корму, что давало некоторый простор для ведения огня. H3b, в свою очередь, предлагал вариант с передним размещением двух башен, но одна из них была перед носовой надстройкой, а вторая — за ней. H3c, сохраняя такую же компоновку, отказывался от линейно-возвышенной схемы размещения башен, чем экономил 1270 тонн водоизмещения.
В конце концов для дальнейшей разработки был взят H3b с новым шифром — G3. Проект описывал корабль длиной 260,9 м и водоизмещением 49200 тонн, развивавший скорость в 32 узла. Бронирование выполнялось по схеме «всё или ничего».
Специально для G3 было разработано 406-мм орудие BL 16-inch Mark I, которое предполагалось устанавливать в трёх трёхорудийных башнях. В качестве боеприпаса выступали лёгкие снаряды, обладающие большой начальной скоростью. Прослеживается явное заимствование у немцев, в отличие от принятой до того момента в британском флоте концепции. Вспомогательное и зенитное вооружение соответствовало проекту линкора N3 — 16 152-мм орудий BL 6-inch Mk XXII, 6 120-мм орудий QF Mk VIII и 4 «пом-пома». А вот торпедных аппаратов стало меньше — только два 622-мм против шести на N3. Разместить их предполагалось прямо на платформе первой башни ГК.
Воплощение проекта G3 в металл прошло дальше всех послевоенных планов Королевского флота. 24 октября 1921 года заказ на 4 корабля на правительственном тендере выиграли компании John Brown, Swan Hunter, William Beardmore и Fairfield — по одному линейному крейсеру для каждой. 3 ноября комиссия Адмиралтейства посетила верфи John Brown & Company. В течение последующих трёх недель велись работы над килевыми блоками и листами корпуса. 18 ноября, спустя неделю после начала деятельности Конференции в Вашингтоне, верфь приостановила работу. 21 февраля 1922 года, после подписания морского соглашения, завод получил распоряжение прекратить постройку.
Пока что невозможно сказать точно, успела ли фирма John Brown & Company заложить свой линейный крейсер. Существует неподтверждённая информация, что всё же закладка была произведена. Но даже если этого и не произошло, то всё равно корабли проекта G3 были серьёзным козырём в руках британской делегации на переговорах. Они в том числе позволили Лондону выторговать себе приемлемые условия в договоре.
Таким образом, большое количество британских проектов, включая совсем готовые, были свёрнуты благодаря положениям Вашингтонского морского соглашения. Каким был бы Королевский флот Великобритании, не случись в 1922 году Конференции? Каким был бы баланс сил на морях, контролируемых самым мощным и многочисленным флотом в мире? Этого к сожалению, теперь узнать невозможно. Но сравнить прекращённые проекты Великобритании с аналогичными в США и Японии вполне допустимо. Это и будет сделано в следующих публикациях.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей
- Британец в 18-й раз стал чемпионом мира по гримасам
- На 11-летнюю британку напал американский булли: породу хотят запретить
- Как выглядит свадебный торт в 3 яруса, по которому можно погулять
- Почему власти Индии хотят переименовать страну в “Бхарат”
- В Норвегии раскопают ладью викингов, погребенную тысячу лет назад