Эта стеклянная ваза изготовлена в эпоху правления Августа Цезаря. И представляет собой один из самых загадочных объектов культурного наследия.
Сосуд, украшенный фигурами людей на кобальтовом фоне, по одной из версий, нашли в XVI веке на месте захоронения императора Александра Севера. Стенки вазы украшены двумя сценами-зарисовками с участием мужчин, женщин и мифических персонажей.
В соответствии с версиями разных исследователей, это может быть как отображение героев греческой мифологии, так и зарисовки из жизни обычных людей. Очень интересна технология изготовления, которая вызвала неподдельный интерес к находке со стороны стеклодувов. Дело в том, что ваза состоит из двухслойного стекла – иссиня-чёрной кобальтовой основы и белого непрозрачного слоя. И синий был удалён особым способом, чтобы выступивший на поверхность белый и сформировал изображения.
Да, ваза древняя, мастерски выполненная, красивая. Неоднократно переходила из рук в руки именитых владельцев. И название – Портлендская она получила благодаря одним из них – герцогам Портлендским.
Но подобные предметы не такая уж редкость. Чем же ваза выделяется на фоне прочих?
Её дважды за два последних столетия разбивали и восстанавливали с филигранной точностью – это первое. А вторая удивительная особенность – никто из современных мастеров так и не смог точно идентифицировать технику, в которой ваза была изготовлена.
В 1810 году ваза попала в Британский музей. И в один из зимних вечеров изрядно захмелевший молодой посетитель разбил произведение искусства древности. Сделал это умышленно, схватив стоящую рядом скульптуру и использовав её как кувалду.
Несчастная ваза разлетелась на множество осколков. Их было 189 штук. И работникам музея посчастливилось отыскать специалиста, который смог восстановить экспонат. Потребовалось несколько месяцев скрупулёзной работы. Но оно того стоило: изделие восстановили. Но спустя несколько десятилетий образовалась проблема – на местах склеивания начали проступать стыки.
Реконструировать вазу снова решили относительно недавно, в конце прошлого века. Сосуд «разбили» снова, разделив на кусочки, которые соединили с помощью натурального клея и обработали ультрафиолетом. Работа шла долгих 9 месяцев, а контролировался процесс с помощью электронного микроскопа.
Не раз и не два талантливые стеклодувы пытались воспроизвести древнюю амфору. Всего сделано пять копий, но понять, как древние мастера пришли к невероятно сложной технологии и выполнили шедевр, пока так и не смогли.
Источник:
- Как отсканировать qr-код
- Реалистичные фигурки пауков, сделанные из стекла
- Хитрец, прикинувшийся простачком и создавший империю
- "Песнь стекла и пламени" или уникальный русский мастер стекла
- Танцующие скелетики: пляска смерти как феномен в искусстве
Сначала делают вазу тёмного стекла, затем, пока она не застыла окончательно, окунают в светлое стекло, тонкий слой которого остаётся поверх тёмного. На вазе к стати видно, что её окунали до уровня ручек.
Остужают, а потом камнерезным инструментом вырезают рельеф. Инструмент изготавливается из фигурных палочек твердого дерева, которые окунаются в расплавленную смолу, смешанную с алмазной пылью, потом ещё присывают той же пылью. Получается нечто вроде стека, но с алмазным напылением.
Греки так умели резать агаты и даже изумруды (конечный продукт назывался камея или гемма), а стекло гораздо мягче агата.
Конечно сам объём работы поражает, но секрета никакого нет...
Очень похоже на библейскую историю про Адама и Еву...
И ещё на себя обращает внимание персонаж справа, с намёком на рожки на голове, который с любопытством наблюдает за сценой...