10738
11
В Российской империи на начало 20 века проживало от 2 до 4-5 млн староверов. Это максимально точные цифры, потому что многие просто скрывали принадлежность к старообрядчеству. Сейчас в России их живёт примерно 2 млн.
Немного истории. Старообрядцы сначала именовали себя "православными християнами", а свою веру - "правой верой". Они поначалу не принимали термины, которыми называли тех, кто не подчинился реформам Никона - "брынская вера", "старообрядцы", "раскольники", "староверы", "раскольщики". Термины "старообрядцы" и "староверы" они стали использовать как самоназвание. РПЦ Московской патриархии частенько презрительно называют "никонианской".
Власти не признавали старообрядцев, они были вынуждены уходить в подполье и логично, что движение было сразу расколото на десятки самых разных групп и общин с разными обрядами и правилами. Сейчас в староверческой нише есть несколько основных направлений.
×
РПСЦ
Русская православная старообрядческая церковь, которую также называют Белокриницкой иерархией. Её так называют по месту основания - местечко Белая Криница на территории Австро-Венгрии в 1846 году. Глава церкви - митрополит Корнилий, а общины есть во многих городах по всему миру.
ДПЦ
Это ещё одно значимое направление - Древлеправославная поморская церковь. В отличие от староверов белокриницкого согласия ДПЦ церковь беспоповская и её духовные лидеры называют себя не священниками, а наставниками.
Единоверцы
Это старообрядцы, которые соблюдают дониконианскую традицию, но при этом признающие иерархическую юрисдикцию Московского патриархата.
Русская православная старообрядческая церковь, которую также называют Белокриницкой иерархией. Её так называют по месту основания - местечко Белая Криница на территории Австро-Венгрии в 1846 году. Глава церкви - митрополит Корнилий, а общины есть во многих городах по всему миру.
ДПЦ
Это ещё одно значимое направление - Древлеправославная поморская церковь. В отличие от староверов белокриницкого согласия ДПЦ церковь беспоповская и её духовные лидеры называют себя не священниками, а наставниками.
Единоверцы
Это старообрядцы, которые соблюдают дониконианскую традицию, но при этом признающие иерархическую юрисдикцию Московского патриархата.
Остальные группы и согласия незначительны. Один из современных историков старообрядчества Дмитрий Уршуев считает, что "не все староверческие общины выдержали проверку временем. До наших дней не дотянули многие согласия, некогда бывшие весьма многочисленными. Поредели общины федосеевцев и спасовцев. По пальцам можно пересчитать бегунов, мелхиседеков, рябиновцев, самокрестов, титловцев и филипповцев".
Царское правительство преследовало старообрядцев и они были вынуждены селиться максимально далеко от того, где централизовалась власть. Именно поэтому старообрядческие общины можно было встретить в удалённых областях русского севера, Сибири, Прибалтике, западных губерниях и других удалённых районах. Многие оставили территорию России и выехали в Румынию, Южную Америку, Османскую Турцию, Канаду и другие многие страны.
Те, кто выехали в другие страны до сих пор хранят традиционный уклад, говорят на архаичном русском языке, на котором говорили ещё их предки. Сейчас основным центром старообрядчества в России считается община Рогожского кладбища РПСЦ в Москве. Там в одном месте находится сразу несколько магазинов, церквей, кладбище, жилые дома, принадлежащие старообрядцам. Если хочется вживую посмотреть на их традиции, то стоит поехать именно туда.
В Сибири, Туве, на Урале можно до сих пор встретить целые деревни, на улицах которых можно увидеть длиннобородых мужчин в домотканных рубашках навыпуск, женщин в длинных традиционных платьях и платках. Да, в большинстве таких деревень уже есть электричество, телевизор, мобильная связь и даже интернет. Но несмотря на такие новшества жители деревни продолжают двупёрстно креститься, отрицать бритьё бороды и соблюдают древнее благочестие.
В этих деревнях практически не пьют и не курят. А если пойти дальше, вглубь лесов и подальше от таких далёких деревень, то там будут совсем уж старообрядческие скиты, где нет ни телефонов, ни электричества, ни вообще каких-либо признаков современной жизни. Но число таких скитов уменьшается с каждым днём.
В этих деревнях практически не пьют и не курят. А если пойти дальше, вглубь лесов и подальше от таких далёких деревень, то там будут совсем уж старообрядческие скиты, где нет ни телефонов, ни электричества, ни вообще каких-либо признаков современной жизни. Но число таких скитов уменьшается с каждым днём.
Но стоит знать, что к посторонним в таких поселениях относятся очень подозрительно, если не сказать хуже. Многие века преследований дали свои плоды и для жителей этих сёл "чужаки" - это всегда в первую очередь угроза.
Старообрядцы в мегаполисе
Да, не все они удалились подальше от цивилизации. Многие из них даже в Москве стараются носить традиционные одежды, не брить бороду. Но если заглянуть в старообрядческий храм в столице, то можно увидеть и современно одетых, с подстриженными бородами, а то и вовсе без них. Некоторые выбирают компромисс - в будние дни носят одежду обычную, а в храм надевают традиционную.
Также они могут пользоваться мобильной связью, интернетом, у них есть свои собственные книги, журналы, издательства и интернет-сообщества. Часть из них - это неофиты, те, кто искали для себя истинную веру и нашли её в старообрядчестве.
Да, не все они удалились подальше от цивилизации. Многие из них даже в Москве стараются носить традиционные одежды, не брить бороду. Но если заглянуть в старообрядческий храм в столице, то можно увидеть и современно одетых, с подстриженными бородами, а то и вовсе без них. Некоторые выбирают компромисс - в будние дни носят одежду обычную, а в храм надевают традиционную.
Также они могут пользоваться мобильной связью, интернетом, у них есть свои собственные книги, журналы, издательства и интернет-сообщества. Часть из них - это неофиты, те, кто искали для себя истинную веру и нашли её в старообрядчестве.
Если вы заинтересуетесь и захотите посетить старообрядческий храм, то нужно быть готовым к очень холодному приёму, не забыть надеть закрытую обувь и одежду с длинным рукавом, а женщинам юбку/платье с длинным рукавом и платок.
Лучше всего прийти на утреннюю воскресную службу в воскресенье, встать у входа и (очень важно) не креститься и не молиться. Крещение тремя пальцами и неправильное поведение может просто оскорбить присутствующих ревнителей старой веры.
Лучше всего прийти на утреннюю воскресную службу в воскресенье, встать у входа и (очень важно) не креститься и не молиться. Крещение тремя пальцами и неправильное поведение может просто оскорбить присутствующих ревнителей старой веры.
Также надо понимать, что при входе могут спросить, зачем вы пришли, в храм РДЦ (беспоповский) могут вообще не впустить. Можно зайти в храм, когда там нет служения, но тогда теряется самое главное - увидеть традиции предков такими, какими они были до середины 17 века.
Источник:
Еще крутые истории!
- Женщины рассказали, какие курьезные истории произошли с ними во время родов
- 18 редких исторических фотографий, которые рассказывают занимательные истории
Новости партнёров
реклама
Сколько лет их притесняли, платили двойной налог, а выжили и ещё как .
В сибири самые крепкие деревни, и не пьют и не курят.
во-вторых - уровень бесплатной медицины в стране таков, что я в принципе не хожу туда, спокойно зарабатывая себе на качественную платную медицину. Претензия не к врачам, а к системе. Спасибо, был печальный опыт, больше не надо.
В третьих - я училась в государственной школе, где были ежемесячные поборы "на шторы", "на канцелярию", "на обои" такие, что возможно дешевле было бы учиться в платной. При том, что ни штор, ни линолеума, ни канцелярии не видели ни учителя, ни ученики. Зато в кабинете директора регулярно обновлялась мебель, а сама директор регулярно обновляла машины.
Я училась в платном институте. Помимо оплаты обучения нужно было еще и стол в конце года собирать преподам - традиции, чтоб их. Ну и чтобы не валили на экзаменах.
Так что именно и кто должен государству, если оно не в состоянии дать ни качественного бесплатного образования, ни качественной бесплатной медицины, ни хотя бы нормальных дорог и футбольной команды? Но налоги будь любезен отчислять, а парням нужно отдавать какой-то неведомый долг, хотя они ничего не занимали.
На базовом уровне государство не обеспечивает ребенку ничего, начиная с родов этого самого ребенка. Хорошо и спокойно родить в государственном роддоме стоит денег и немалых. Без денег тоже можно, проведя время в схватках часто чуть ли не на каталке в коридоре, нередко под оры акушерок и опасные и часто ненужные процедуры.
Также есть навык боевых искусств, бокса и стрельбы. Научиться этому можно и без тупого прапора, стоящего над душой
И если для девушки единственным критерием выбора молодого человека является армейка, то девушке стоит поработать над своей самооценкой и приоритетами.
А во-вторых, если даже есть люди, которые допустим учились в качественных, с хорошими учителями госшколах и ни копейки не вносили в эти самые школы, потом поступили успешно на бюджет, не давали там взятки за экзамены, не оплачивали преподавателям банкеты и у них есть под боком невероятно современные, комфортные и оборудованные государственные больницы с вежливыми врачами, регулярно проходящими повышение квалификации, в которые они ходят, то это точно не староверы.
Поэтому я и возвращаюсь к изначальному вопросу: на кой черт староверам служить в армии и платить налоги за то, чем они не пользуются вообще?
Шел я за ним по поезду, к "моему" первому вагону. Одет он был странно, черная кепка, черная шинель, кирзовые сапоги. Вот как на фото, только постарше.
Я подумал сперва, что это кто-то из массовки какого-то фильма решил домой по приколу поехать не передеваясь.
Когда дошли мы до первой двери и встали друг на против друга, стало ясно что мужик не из массовки. Такие большие, натруженные ладони не нагримируешь.
А главное взгляд, вот как описывают у староверов:Не доверчивый, опасливый, можно сказать что злой... но без какой-то личной злости, а как у человека находящимся в опасном, чужом окружении.
Сдаётся мне что это обыкновенный ,,аттракцион,, который приносит прибыль. По типу шоу Буффало Билла, монастыря Шаолинь, и прочих традиционных ,,зулусских племен,, в разных странах))
Про атамана Платова слышали?Профессор Пыжиков,митрополит Андриан(инженер-конструктор),создатель судов на подводных крыльях Алексеев.
Под самой Москвой, Егорьевск и Орехово-зуево испоконные вотчины старообрядцев.
Жили там испокон века и Родине пользу приносили при всех строях.
Хлудовы, Морозовы и прочая.
Бабушка по маме оттуда, из старообрядцев.
Своеобразные они конечно, но доброжелательные, без заскоков и "секстанства"
Если взять за правило то, что есть некий бог, который есть свет, добро и справедливость, который есть внутри каждого из людей, то для человека, у которого он есть внутри нет смысла устраивать дополнительные развлечения для того, чтобы люди вели себя так, как хотели бы, чтобы вели себя по отношению к ним.
для меня вера - это то, на что может опереться человек, когда нет своих сил (по разным причинам) подняться и жить. многие приходят к вере после тяжелейших событий в своей жизни, потому что им нужен своего рода костыль, чтобы подняться. не вижу в этом ничего плохого или странного - у каждого свой костыль.
А все эти развлечения - как креститься, да кому молиться, - это человеку надо, чтобы покраше верить было, да за что крестовые походы проводить.
я про остальные игрища, из которых меня особенно веселит обрезание. Это ж надо было чисто гигиеническую процедуру в религию присунуть.
Читала у кого-то, не вспомню автора книги, что уважаемому ребе задали вопрос: "Посуди, сказал, сам, о член раввинского совета, зачем Богу, которому принадлежат все сокровища неба и земли, этакое сокровище – кусочек твоей пиписьки?"
Ребе очень оскорбился, приказал побить камнями вопрошающего, но на вопрос так и не ответил.
Как по мне, вот это и все, что нужно знать о религии. Не о вере. Вера она не про то, кто в какой одежде ходит, сколько постится и сколько баранов режет. Она про мысли и поступки.
А пост это не поступок? А одежда это не поступок? А молитва это не мысль? Мне кажется, у вас крайне поверхностное понимание религиозных обрядов и впринципе религиозных катехизисов. Молитва есть разговор, рефлексия. Пост есть способ лечения и спасения - не знаю за другие, но в православии к постам отношение не строгое и все те, кто не могут поститься по каким-либо причинам, могут без зазрения совести этим не заниматься. Для остальных же это не только проверка своих психических сил, но и очищение организма, проведение внутренней ревизии. В войну пост христиан был также и частью идеи "всё на фронт" - христиане в тылах таким образом могли дать фронту больше продовольствия. И так далее.
Крест... Знаете, я не могу придумать ничего нагляднее, чем автомобиль. Вот есть автомобиль. Всё, из чего он состоит - атрибуты. Вот вы сказали, что достаточно одного колеса(креста) и автомобилем можно пользоваться. Далеко вы на этом колесе уедете?
Не совсем с вами соглашусь про сравнение автомобиля и креста. Потому что все, что есть в автомобиле - это не атрибуты, а как вы правильно сказали - способ, чтобы ехать, без всего того, что в нем есть - машина просто не поедет.
Но разве нужно человеку, чтобы помолиться, отправить богу запрос, что-то кроме его самого? По сути, вера - это нравственный ориентир и в целом ее можно заключить в одно понятие: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Для того, чтобы не красть, не убивать и прочее по списку, не нужно как-то правильно есть, как-то по-особому одеваться, отрезать себе части тела и так далее.
Чисто мое мнение, не претендующее на истину: все эти ритуалы, пейсы, бараны и одежды - это от того, что люди не могут просто так поверить и жить в любви друг к другу, как в общем-то Иисус и просил в Новом Завете. Им надо что-то осязаемое, вот тогда они поверят, что где-то там сидит некий бог, который их конечно же встретит и все им воздаст по делам. Так то религия.
Вера не рассуждает - есть он или нет. И доказывать самим себе его существование голоданием, пейсами, бараньими головами, храмами, от которых глаза слепнут нет смысла.
Я встречала по-настоящему верующих людей. Так они вот этим всем не занимаются. Молитвами рак не лечат. И на службах часами коленки не протирают. Они просто стараются жить так хорошо, на сколько у них получается, а в тяжелые минуты/дни просто стараются обратиться туда, выговорить боль. И им легче становится.
Спасибо, что дочитали)
Ближе к городам - возможно, ровно так же как и амиши продают свои продукты, изделия и к ним можно приехать "поглазеть".
А так-то пронесло тебя )))