8
1
Из классмки
- Сколько стоить эта фарфоровая киса?
- Дура, это Буденный!
Это рысь?
- Сколько стоить эта фарфоровая киса?
- Дура, это Буденный!
Это рысь?


На каждом парадном фото Семена Михайловича главное в кадре – монументальные усы. "Это "народные усы", – сказал однажды Сталин и категорически запретил их сбривать. Разумно. Поскольку это были представительские усы, символ победоносной Конармии и всего советского строя, при котором человек, вышедший из низов, может запросто стать маршалом.
Это был переходный период от бороды Маркса к бородке Ленина. А далее по нисходящей: усищи Буденного и Горького, усы самого Сталина, усики Ворошилова.
И так до обритой наголо головы Хрущева. Кто-то "народным усам" умилялся, других они раздражали. Один эмигрант, близко знавший маршала, утверждал, что тот усы подкрашивал, а поскольку краска была некачественной, они иногда становились фиолетовыми. За сталинские усы дергали куда больнее. Помните, у Мандельштама: "Тараканьи смеются усища". Но это "происки", а советская власть поместила наусник Буденного в музей. И справедливо – это примета эпохи.
В чем Буденному крупно повезло, так это в том, что в самом начале своей послереволюционной карьеры он под Царицыном столкнулся со Сталиным. И произвел на него хорошее впечатление. Рубака знатный, но не политик. И не хочет им быть. Кто-то из биографов полагает, что это свойство буденновского характера, другие видят здесь расчет.
В 1935 году Семён Михайлович стал одним из пяти первых маршалов Советского Союза.
Будённый отражение своей эпохи. Лихой кавалерист, нарушивший приказ командира, говорил на четырёх иностранных языках, отбился от чекистов, прекрасно играл на гармони и проявил себя как толковый государственный деятель. Его усы стали легендарными, образ незабываемым, а название «будёновка» (для красноармейского суконного шлема) прочно обосновалось в культуре.
Не стало Будённого в октябре 1973 года. Маршала похоронили у кремлёвской стены на Красной площади.