Лучшего момента, чем 80-летите атомной промышленности и форум, который сейчас проходит в Москве, не найти, чтобы рассказать вам историю то ли о гениальной многоходовочке России, то ли о рискованной авантюре. Так или иначе, намеренно или нет, но Россия обхитрила всех, а все остальные теперь кусают локти
Акт 1: Все думают, что русские сошли с ума
Конец 90-х, начало 2000-х. Мир в панике от ядерных отходов. Что с ними делать? Никто толком не знает. Строить могильники — дорого, опасно, население на митинги выходит. И тут появляется Россия с уникальным предложением: «Ребята, не мучайтесь! Мы ваши проблемы решим. Привозите ваше отработанное топливо к нам. Мы его надежно… приберем».
Все смотрят на это с изумлением. Западные эксперты качают головами: «Они хотят стать ядерной помойкой всей планеты? Это безумие! Им платят за то, чтобы они взяли на себя чужую головную боль!».
И да, России платили. Контракты на миллиарды долларов. Страны вроде Германии, Швейцарии, даже сама Франция, которая сама кое-что умеет, с облегчением вздыхали и отправляли свои «хвосты» в Сибирь. Они видели в этом пусть и очень дорогой, но окончательный способ избавиться от проблемы. Они думали, что Россия просто закапает радиоактивные отходы, на многие тысячелетия отравляя свою землю. Но Россия не просто закапывала.
Акт 2: Гениальная многоходовка
Пока все платили России за «услугу хранения», российские инженеры и ученые не сидели сложа руки. Они десятилетиями вели титаническую работу. Они не строили просто могильник. Они строили ключ к замку.
Пока деньги от «ядерного импорта» текли в бюджет, они вкладывались в фантастически сложные объекты вроде Горно-химического комбината в Железногорске. Они отрабатывали технологию PUREX, доводя её до промышленного совершенства. Они строили и запускали единственный в мире серийный реактор на быстрых нейтронах БН-800, который может питаться тем, что для других — мусор.
И вот наступает момент истины. Технология готова.
Теперь та самая «проблема», за которую многие страны платили России, превращается в… сырьевой склад. Гору бесплатного (более того, еще и оплаченного!) сырья на будущие десятилетия. Это гора обогащённого урана и плутония, которая будет кормить российскую атомную энергетику, которую не надо добывать из шахт. Представьте: вам приносят металлолом, платят вам за то, чтобы вы его взяли, потому что никто не хочет, чтобы он валялся у него на заднем дворе, а потом оказывается, что это не металлолом, а слегка припылённые слитки золота. Каково, а?
Акт 3: Теперь платят второй раз
И вот теперь Россия возвращается к тем же самым партнёрам с новым предложением. Оно звучит уже совсем иначе.
«Помните те отходы, что вы нам привезли? Так вот. Теперь у нас есть услуга «переработка с возвратом». Мы не просто берем ваше ОЯТ (отработанное ядерное топливо). Мы его переработаем. Настоящие отходы (это примерно 3-4%) мы остеклуем и… можете забрать их обратно для захоронения. Это ваша головная боль, но её теперь в десятки раз меньше. А вот извлечённые уран и плутоний останутся у нас — в качестве оплаты за услугу. Либо… мы можем делать для вас из этого топливо и продавать его вам обратно. По выгодной цене, разумеется».
Как вам? Это бизнес-гений уровня злодея из бондианы. Сначала тебе платят за то, чтобы ты принял груз. Потом ты этот груз перерабатываешь в ценный продукт. И потом ты продаешь этот продукт обратно отправителю. Или его соседу.
Короче говоря, теперь у всех есть выбор. Либо продолжать копить свои собственные отходы, тратя миллиарды на могильники. Либо платить России — уже за другую, передовую услугу, которая решает проблему радикально. И при этом Россия укрепляет свою сырьевую и технологическую базу.
Как ни крути, Россия в любом случае в плюсе. И это не просто хитрый план. Это стратегический перехват инициативы в глобальной ядерной повестке. Сначала все смеялись над «ядерной свалкой». А теперь оказалось, что она, не моргнув глазом, купила себе оптом и впрок стратегические энергетические ресурсы на столетия вперед. И сделала это за чужой счёт. По-моему, это блестяще. Жутковато, но блестяще. А вам как кажется?
Источник:
- "Кортик" 1954 г VS "Кортик" 1973 г
- 15 любопытных фотографий разных интересностей
- 27 любопытных фото, которыми поделились пользователи сети
- 15 необычных изображений разных интересностей
- 27 необычных находок и интересностей, которыми поделились пользователи сети


Можете в студию такие сообщить?
А то говорят, что даже в СГА (сша) есть проблемы, там фентоноловая эпидемия наркомании, проблемы с едой - рекорды талонов на еду, мосты обычные стоят как Крымский...
Аль врут?
На новопидорском пишите вы уважаемый, я на русском.
У Вас уважаемый где?
У нас в России по разному, масса проблем, но и масса развития, какие то проблемы решаются, какие то новые появляются, что естественно, какие то требуют длительной работы.
Братья работают. Нормальные граждане - работают.
В России - так.
А у вас внопидории - хз как.
Нам неизвестно.
Пук в лужу. Решил выпендриться своими познаниями? Смею тебя разочаровать. Государство называется так, как это записано в дипломатических документах и никак иначе, как бы тебе этого не хотелось. От того, что ты по-другому называешь чужую страну, ей ни горячо, ни холодно, а вот ты, со стороны выглядишь как блоха на Моське которая лает на слона. Я ни в коем разе не встаю на защиту США, я просто уссываюсь с твоего ЧСВ.
...Реакторы, в которых в качестве теплоносителя используются органические жидкости, обладают уникальными возможностями. Из-за низкой коррозионной активности в качестве основного конструкционного материала в них можно использовать дешевые обычные углеродистые стали. Кроме того, наведенная активность в органическом теплоносителе крайне низка по сравнению с водой, что без проблем допускает проводить обслуживание оборудования первого контура реактора. Высокая температура кипения и низкая упругость паров теплоносителя позволяют снизить давление в 1-м контуре, что существенно снижает вероятность аварии с разрывом корпуса или трубопроводов.
Однако не бывает «плюсов» без «минусов», и главный из них заключался в радиационно-термическом разложении органики, сопровождавшимся поликонденсацией продуктов распада на теплообменных поверхностях твэлов. Под действием излучения и высокой температуры в органических жидкостях начинают проходить процессы, аналогичные нефтяному крекингу. Потери теплоносителя в этом случае составляют от 0,1 до 1 кг вещества на 1 МВтч выработанной электроэнергии. Осаждение высокомолекулярных соединений на поверхности твэлов в виде пленок (фаулинг) ухудшает теплообменные процессы, поэтому их нужно как можно быстрее удалять из теплоносителя, то есть для реактора с органическим теплоносителем необходимы постоянные регенерация теплоносителя и его подпитка.
Эта проблема стала главной для ученых, конструкторов и проектировщиков АЭС «АРБУС». Их основные усилия были направлены на поиски возможности регенерации продуктов крекинга без выведения последних из контура. И такой способ, основанный на процессе каталитического гидрокрекинга, был найден. Это позволило рекомендовать для первого контура реактора «АРБУС» гидростабилизированный газойль, который отличали низкие температура замерзания (-40 С) и стоимость (также испытывались и показали хорошие результаты гидротерфенил и дитолилметан).
Научное руководство по созданию АЭС «АРБУС» взял на себя Институт атомной энергии им. Курчатова, главным конструктором стал НИКИЭТ.
Для реактора установки «АРБУС» была выбрана двухконтурная схема очистки. «Тонкая» очистка теплоносителя осуществлялась в металлокерамических фильтрах, установленных на байпасных линиях циркуляционных насосов.
Второй контур установки «АРБУС» представлял собой часть типовой конденсационной паротурбинной электростанции. Насыщенный пар из парогенератора под давлением 25 атм направлялся на турбину, после чего поступал в конденсатор, охлаждаемый водой или азотом.
Образующиеся в процессе разложения теплоносителя низкокипящие фракции газойля конденсировались в ресивере, откуда периодически сбрасывались в дренажный бак. Отбор теплоносителя на регенерацию производился из первого контура, а регенерированный газойль подавался в сливной бак.
Предполагалось, что АЭС «АРБУС» будет поставляться в виде отдельных полностью смонтированных блоков, прошедших стендовые испытания на заводе-изготовителе. Станция комплектовалась 19 блоками, каждый весом не более 20 тонн, что позволяло перевозить их как наземным, так и водным транспортом. Монтаж АЭС на промплощадке занимал не более 3 месяцев.
Тепловая мощность реактора составляла 5 МВт, электрическая 750 кВт.
Твэлы для «АРБУС» изготавливались из алюминиевого сплава. В качестве топлива использовалась уран-силуминовая композиция, гарантировавшая минимальный выход продуктов распада при нарушении герметичности твэлов. Полная загрузка урана-235 в активную зону составляла 22,5 кг, обогащение по урану-235 36 %. Работа реактора на полной мощности без перезарядки активной зоны была рассчитана на 2 года.
Решение о месте размещении экспериментальной АЭС с теплоносителем органической жидкостью принимал министр Е. П. Славский. Предпочтение было отдано Мелекесу (г. Димитровград), где создавался новый центр ядерных технологий научно-исследовательский институт атомных реакторов (НИИАР). Проект привязки АЭС к промплощадке выполнил ВНИИПИЭТ.
На площадке НИИАР АЭС «АРБУС» размещалась в отдельном здании. Вне его располагались электролизер и сливные емкости. Пусковые потребности реактора обеспечивал отдельный дизель-генератор. Обслуживанием станции занимались 17 человек.
Для проведения перегрузки активной зоны станция укомплектовывалась контейнером, координатно-наводящим устройством, специнструментом для перезарядки, хранилищем отработанного топлива. Выгрузка и загрузка топлива в активную зону осуществлялась с помощью мостового крана.
Расчеты активности теплоносителя первого контура показали, что даже в случае нарушения герметичности твэлов она будет минимальной, что позволило отказаться от биологической защиты первого контура и ограничиться защитой реактора (железобетон, графит, полиэтилен).
Весь проект был реализован за 2,5 года, при этом монтаж оборудования (19 блоков) занял 7 месяцев. После сборки реактора была проведена его тройная промывка горячим дизельным топливом.
Пуск установки состоялся 11 августа 1963 года.
Результаты первой кампании АЭС «АРБУС» выявили недостатки конструкции ТВС. Так использование дистанцирующей решетки привело к накоплению в ТВС продуктов разложения, поэтому она была заменена на продольные ребра. Проверка новой конструкции ТВС после 170 суток работы показала хорошее состояние твэлов, которые после удаления отложений путем отжига проработали еще 110 эффективных суток. Некоторые изменения в конструкции ТВС были также внесены для ликвидации выявленных застойных зон и увеличения скорости теплоносителя.
Однако к тому времени оказалась скомпрометирована главная цель создания АЭС «АРБУС», как энергоисточника для Антарктиды. Одна из ключевых статей Договора об Антарктике от 1959 года запрещала здесь ядерные взрывы, как в военных, так и в мирных целях. Это вкупе с запретом удаления в этот район радиоактивных материалов превратило Антарктику в безъядерную зону. Договор не предусматривал запрета на использование в Антарктике ядерного оборудования или ядерной техники. Ввиду этого обстоятельства на американской базе Мак-Мердо была сооружена и функционировала в 1960-х гг. и первой половине 1970-х гг. атомная электростанция. А затем американские исследователи обнаружили, что при работе этой АЭС происходит утечка радиоактивных отходов. АЭС пришлось демонтировать, а загрязненный ею район тщательно очистить.
Поскольку работа АЭС «АРБУС» сопровождалась наработкой радиоактивных отходов, из-за трудности решения для неё в условиях Антарктики проблемы полной ядерной безопасности проект размещения атомной установки для обеспечения электроэнергией научных исследований в Антарктике осуществлен не был, хотя ряд сотрудников НИИАР прошел специальную медкомиссию и уже готовился к поездке в Антарктиду.
Как АЭС установка «АРБУС» эксплуатировалась 15 лет, за это время наработка реактора составила 789 эфф. суток. Она зарекомендовала себя как высоконадежная и безопасная, простая и удобная в управлении для её обслуживания требовалось 3 человека в смену. За этот период были отработаны регенерация газойля, позволявшая исключить его потери вследствие образования высококипящих продуктов радиолиза, и технология очистки твэлов от нерастворимых отложений вакуум-дистилляционным методом. Также была произведена замена теплоносителя первого контура на гидротерфенил, как более стойкий к воздействию радиации.
За период с 1963 по 1978 гг. были зафиксированы только незначительные неполадки, связанные конденсатором и деаэратором, а также один крупный инцидент из-за поломки турбины. Отказов в работе оборудования АЭС «АРБУС», способных привести к тяжелой аварии, не было.
В 1978 году руководство отрасли приняло решение о переводе установки на работу в режиме выработки тепла для теплоснабжения жилых поселков и промышленных предприятий. Для этого турбина, конденсатор и деаэратор были демонтированы и заменены теплообменниками, вместо гидротерфенила в первый контур был залит дитолилметан. Пар из парогенераторов теперь подавался в бойлер, где конденсировался, подогревая сетевую воду. Установка получила второе название АСТ-1 (атомная станция теплоснабжения). Фактически установка «АРБУС» стала в СССР первой атомной станцией теплоснабжения.
19 ноября 1979 года осуществлен пуск установки в режиме выработки тепла. В этот день она была выведена на мощность 5 МВт и дала тепло для отопления зданий института. В дальнейшем мощность реактора была увеличена до 8,1 МВт (ограничение на мощность реактора накладывала низкая производительность системы очистки). В таком режиме установка «АРБУС» проработала 735 эффективных суток.
В мае 1988 года в связи с отсутствием финансирования установка АСТ-1 была остановлена и переведена в режим временной консервации. Отработанное ядерное топливо выгружено из реактора в приреакторное хранилище и после выдержки, в 1989 году, вывезено в центральное хранилище ОТВС института.
В 1990 году руководство отрасли приняло решение о выводе АСТ-1 из эксплуатации.
В 1997-1998 гг. было проведено комплексное обследование установки и затем принята программа по выводу АСТ-1 из эксплуатации.
Американцы несколько раз вбухивали деньги, чего они не делают никогда, но их опять крали.
В итоге наши сохранили ядерную отрасль.
Торговать такими вещами нужно только и исключительно за рубли. по рублёвым ценам. Вот тогда это выгодно.
Я эту историю знаю не так. Про неё даже сам Он рассказывал в одном из своих интервью.
Не знаю что там было в 90х. Я скорее поверю в алкаша Борьку, зарабатывающего на любом говне. Особенно если исходить из того, что под "спасительными" кредитам России впаривали самое говнище. И менее поверю в продуманный шаг науки и инженерии.
А вот при самом Нём встал вопрос между Россией и США о разоружении. И обе стороны поняли, что боеголовки - это мусор, ядрёность из них нельзя "перелить" в топливо для реакторов. И общее решение было: "и мы, и вы вкладываем лавэ в переработку этих боеголовок". И влили. У одних вышло, у американцев вышел только распил бюджета. А дальше всё просто. Россия единственная страна, способная переработать (если не ошибаюсь, дообоготить до нужного состояния для энергетических реакторов) отходы (если не ошибаюсь, отходы - это без малого количества стопроцентный исходник). За этим и потянулись со всего мира. Ядерщики (обычно пишут гордое "мы", если гордятся чем-то, к чему не имеют отношения. Я не ядерщик, ток что я тут ни при чём) теперь способны и из отходов, и из боеголовок делать мирный атом. Дальше рыночек помешает. И если Россия берёт за подобную добавочную стоимость деньги, то это не обманул и не ограбил. Это как сказать, что немцы наепали весь мир, наделали круизы тачек, теперь все их и покупают. Или, что казахи перехитрили весь мир, уран у себя добывают.
Итог, история интересная, автор - нет.
Говорят, когда выработают весь уголь\газ\обычное ядерное топливо - тогда технология себя оправдает.Но пока, нет ничего дешевле электричества с ГЭС .
второе из поиска в интернете ничего такого не нашёл, кроме как перспективных разработок....
ну а сам видел передачки по каналу Наука про места их хранения в "бассейнах" в специальных контейнерах, на будущее когда научимся перерабатывать.
Ну а пока это всё ради:
а вообще это называется "замкнутый цикл"
а про сказки как мы весь мир нае....ли
это как говорить, что мы весь мир [мат] когда вышли на рынок обогащённого урана имея технологии обогащения при которых себестоимость обогащения кажется раз в 80 была меньше чем у конкурентов и начали дико демпинговать :)
лучше уж рассказали как мы такие технологии разрабатывали - это более интересная и позновательная тема
Отработанное ЯТопливо не отходы, учет перевозка складирование - всё другое.
Серьезный цикл переработки был и раньше. Да! Сейчас переработка и стала ещё глубже,
что позволяет получать энергию и сопутствующие материалы.
Респект Росатому и Институтам разработчикам соответствующих технологий.
Теперь я понял как работает "утильсбор".
ОЯТ (отработавшее ядерное топливо) не смотря на то, что его называют «отработанным», оно является потенциальным сырьем, содержащим пригодные для повторного использования уран и плутоний.
РАО (радиоактивные отходы) все, что стало радиоактивным при работе с топливом: фильтры, одежда персонала, смолы, строительные материалы, части оборудования.
Продукты деления выделенные при переработке ОЯТ компоненты, которые требуют особого обращения из-за длительного периода полураспада.
В статье есть такие подробности? Да ни яух нету.