Электронная книга стала величайшим изобретением со времён печатного станка Гутенберга. Если станок сделал книги доступными, то электронная читалка сжала их до такой степени, что мы без труда можем носить с собой тысячи изданий.
Для человека из XVI века такая концепция показалась бы фантастической, однако подобная идея всё же посетила умы современников. В частности, ум Агостино Рамелли.
Агостино Рамелли был итальянским военным инженером. В юности он служил под началом прославленного кондотьера, маркиза Мариньяно, и получил подготовку в математике и военной инженерии. Рамелли обладал даром решения технических задач, и по мере роста его репутации он отправился во Францию на службу к герцогу Анжуйскому, будущему королю Генриху III. Когда во время осады Ла-Рошели Рамелли успешно спроектировал подкоп под бастион и помог прорвать укрепления, он снискал особое расположение командующего.
Агостино Рамелли создал не так много машин. Но у него была масса идей для решения повседневных проблем, таких как помол зерна, перемещение тяжёлых грузов, рытьё рвов или оборона города. В 1588 году он собрал около двухсот лучших проектов и опубликовал книгу «Le diverse et artificiose machine del Capitano Agostino Ramelli» — «Различные и искусные машины капитана Агостино Рамелли».
Книга содержала 195 гравюр с подробными описаниями каждого механизма на итальянском и французском языках. Рамелли посвятил половину труда всевозможным способам подъёма воды, таким как насосы, водяные колёса и колодцы. Среди прочих чертежей были краны, мосты, фонтаны, перемычки, домкраты, метательные орудия и так далее. Одним из самых знаменитых проектов в книге стало книжное колесо.
Книжное колесо было попыткой Рамелли разрешить задачу одновременного чтения или сопоставления нескольких книг. В ту эпоху печатные издания обычно были большими и тяжёлыми, что делало практически невозможным обращение к нескольким томам, если только не разложить их на огромном столе и не перелистывать страницы ногой, что, по замечанию Рамелли, было весьма неудобно для тех, кто «нездоров и измучен подагрой».
Книжное колесо напоминало колесо обозрения из парка развлечений, где вместо кабинок располагались наклонные книжные пюпитры. Сложная система шестерёнок, известная как планетарная передача, которая до этого применялась лишь в астрономических часах, гарантировала, что поверхности для книг сохраняли один и тот же угол наклона независимо от положения колеса.
Сидящий читатель использовал ручной или ножной механизм, чтобы поворачивать колесо и подводить к себе нужный том. Для удержания пюпитров уровне вполне хватило бы и силы тяжести, как в колесе обозрения, однако Рамелли желал продемонстрировать своё математическое искусство, что привело к излишне усложнённой конструкции.
Рамелли намеренно делал свои проекты сложными, чтобы показать применение и важность математики и геометрии в инженерном деле. В предисловии к своей книге он даже не пытался скрыть этот факт. Он писал: «О превосходстве математики, в коем явлено, сколь необходима математика для постижения всех свободных искусств».
Рамелли так и не построил ни одну из своих машин, однако его иллюстрации оказали большое влияние на развитие механики. Единственным механизмом, который всё же был воплощён в жизнь, пусть и поколения спустя, в XVII и XVIII веках, стало книжное колесо. Десятки книжных колёс на основе чертежа Рамелли были сооружены по всей Европе. Как минимум четырнадцать из них сохранились до наших дней.
Источник:


