Обитает зверь в Северной и Восточной Африке. Жизнь в суровых пустошах его не пощадила — грозным хищником при его виде даже не пахнет. Самцы весят около 15 кг, самки — около 10.
Едят они всякую мелюзгу: грызунов, насекомых, яйца, птиц, ящериц, падаль и фрукты. Если в семье достаточно ударной силы, могут поохотиться и на «крупняк» вроде зайца или дикдика. Чем не шакал? Вот и учёные так подумали, окрестив животину соответствующе — волчьим шакалом.
Но если абстрагироваться от габаритов, начинаешь замечать не совсем шакальи черты: мощная грудная клетка, лобастая голова, сухие длинные ноги, большие лапы с длинными пальцами, характерный окрас с белыми зонами на морде и черным (или очень темным) кончиком хвоста. В 2015 году кто-то что-то заподозрил. Путем генетических анализов в ходе обширных международных исследований выяснилось, что «казачок-то засланный». Восточноафриканский золотистый волк оказался единственным видом волка южнее Сахары! Да, новообретенный родственник выглядит несолидно даже по сравнению с койотом, но против генов не попрёшь.
Считается, что эта ветвь образовалась около миллиона лет назад. Именно тогда волки пришли в Африку и прифигели с местных условий. Львы, леопарды, гиены — Олимп пищевой пирамиды уже был занят. Как итог: лютый лесной зверь постепенно мельчал, приспосабливаясь к новым условиям и конкуренции.
В биографии нашего героя нет ни легендарных охот, ни зловещего воя под луной, зато есть долгая, терпеливая адаптация к африканской жизни, где за каждый клочок тени и каждый кусочек еды такому мелкому хищнику надо бороться, применяя интеллект. А интеллект у него есть. Наш волчок — тот ещё тактик.
Этот волк умеет ловить момент и подбирать остатки добычи за львами до того, как разберут самые лакомые кусочки. С почти кошачьей ловкостью он добывает грызунов, мышкуя по кустам и норам. А если совсем припрёт, найдет общий язык с павианами. Звери саванны используют приматов, как сигналку. Заметив опасность, павианы бьют тревогу громким криком, оповещая всех местных обитателей о кипише. И волки этим пользуются. Идут вслед за обезьянами и ждут, когда те поставят на уши всю Африку. Мелкие зверьки в панике разбегаются кто куда, чем и пользуются волки.
Семейная жизнь у золотистых волков примерная, почти показательная. Пара создаётся надолго, часто на всю жизнь. Вместе семейная чета охотится, вместе воспитывает щенков. А когда ребятня подрастает — старшие братья и сёстры помогают родителям ухаживать за младшими. Всё в лучших волчьих традициях.
Современные исследования показали, что золотистый волк населяет обширную территорию — от Судана и Эфиопии до северной Танзании. В Танзании, где я его, собственно, и искала полтора года, лежит самый южный край его ареала. Здесь его можно встретить в основном на севере — в Серенгети, Нгоронгоро, а также в окрестностях озера Натрон. Разведка докладывает, что есть он и южнее — в Руахе и Ньерере. Он избегает густых лесов и горных тропиков, предпочитая открытые саванны, кустарниковые равнины и редколесья.
Людей эта зараза тоже избегает. Шакалы посмелее будут, особенно чепрачные. А этого гада поди найди еще! Полтора года кормила кровососов в разных нацпарках, надеясь на встречу. Всё, что мне досталось — цепочка следов на берегу Натрона! Только в мае этого года удалось впервые увидеть волчка у кромки озера в Нгоронгоро издалека. Но, конечно, снять он себя не дал. Зато раскрыл место, где его искать. В следующий заезд, уже в июне, волков как прорвало. Восемь особей за пару дней, причем все достаточно близко. Один даже к машине подошел. Удалось понаблюдать, как волчок мышкует в траве. Туристы, естественно, моего восторга не разделяли и ехали мимо в поисках «Большой пятерки».
Люди вообще недооценивают нашего «недолютоволка». А ведь это важный участник экосистемы: он контролирует численность грызунов и насекомых, убирает падаль, помогает сохранять равновесие. Когда в некоторых районах Кении их начали истреблять как «вредителей», количество мышей и сусликов выросло в разы, и фермеры быстро поняли, что ошиблись. Так что теперь к этому волку относятся с куда большим уважением: маленький, но полезный. Африка может гордиться тем, что у неё есть настоящий волк, пусть и маленький. Если серый волк — это сага о свободе и крови, то восточноафриканский — сборник афоризмов о смирении, изворотливости и еде с низким содержанием жира.
Источник:
- На что идут неядовитые змеи, чтобы спастись от хищников? 4 способа самообороны
- Другие гиены: не все знают про существование этих видов!
- Белый медведь реально нападает на человека при встрече, или это всё страшилки?
- Почему волки в цирке не выступают
- Львы охотятся хуже большинства хищников Африки, но их всё равно называют королями


