Тупоголовая роющая лягушка, или собакоголовый узкорот — очень странное, почти нереальное создание из семейства микроквакши. Вообще-то они все отличаются очень своеобразным и непропорциональным телосложением. Но в местах, где этот монстрик обитает, люди его не боятся. Наоборот, стремятся всеми силами найти, откопать и... съесть!
Почему мы так удивляемся? А вы на фотки посмотрите! Крохотная голова и плоская морда, будто бы лягушка недавно упала на асфальт. Тонкие короткие лапки и здоровенное шарообразное туловище. В длину лягухи вырастают всего до 6 сантиметров и весят около 30 грамм — получается этакое крохотное, жирненькое и абсолютно беззащитное существо. У них нет ни яда, ни шипов, ни угрожающей окраски — ни-че-го! Они даже прыгать толком не умеют! Роющие лягухи передвигаются мелкими шажками или вплавь.
Единственное, чем узкорот способен испугать недруга — надуться. В самом прямом смысле: под кожей у амфибий есть система воздушных мешков. В момент опасности лягушка закачивает воздух прямо из легких. Выглядит это как в Шреке: когда лягушек трубочками надували.
Прикольно, конечно, но как умение превращаться в живой мячик поможет в случае реальной опасности? Во-первых, потенциальным мясоедам должно показаться, что лягушка в несколько раз больше, чем на самом деле — а вдруг сейчас как нападёт в ответ! И во-вторых, такое надувательство должно заставить врага задуматься: можно ли шарообразное создание проглотить в принципе. А может оно вообще уже протухло!
В теории всё работает чётко, но реальность всегда полна сюрпризов. Тупоголовая лягушка оказалась далеко не тупой: полагаться на подкожный спасательный круг она не стала. Оценив все риски и возможности, амфибия приняла единственное правильное решение — залечь на дно! Собственно, только благодаря этому узкороты до сих пор не вымерли. 9-10 месяцев в году они проводят в спячке в ямах под землёй. Выкапывают они их сами, но поскольку лапки тонкие и слабенькие, закопаться как следует не получается: глубина бункера — не больше 15 сантиметров.
Там амфибии не едят, не размножаются и вообще стараются не шевелиться лишний раз, чтобы не тратить зря энергию. Метаболизм снижается, сердцебиение замедляется. И это несмотря на то, что живут лягухи в Юго-Восточной Азии, где вообще-то тропические джунгли и не бывает сильных заморозков. Другие амфибии чувствуют себя прекрасно здесь круглый год. Но узкороты выбираются из убежища только в сезон дождей.
Оказавшись на поверхности, узкорот первым делом ищет термитник или муравейник. На полноценную охоту наш шарообразный друг не способен — непутевой лягухе ничего не остается, кроме как слизывать с земли беззащитных насекомых. Мураши — не самая питательная еда на свете. Чтобы как следует подготовится к сезону спаривания и предстоящей спячке, амфибия устраивает локальный геноцид.
Набив пузо, самцы отправляются искать свою любовь у ближайшей лужи. В процесс размножения пышные формы и тотальная неуклюжесть тоже вносят свои коррективы: круглым самцам крайне сложно удержаться на не менее круглых самках. Особенно в воде! Результат нелепого соития не особо плодотворный: за сезон самка откладывает до 3000 икринок. Кажется много, но самая простецкая лягушка у пруда на даче способна отложить в 5 раз больше!
После спаривания взрослые лягушки быстренько зарываются под землю. Никаких терзаний за будущее деточек родители не испытывают — им бы свою шкурку поскорее убрать с поверхности. Сутки уходят на вылупление головастика из икринки и около 3-4 недель — на формирование полноценной взрослой лягушки. После метаморфоза молодняк, вслед за родителями, выкапывает норку и остается там до следующего сезона дождей.
Вся вышеописанная схема работала отлично, пока в дело не вмешался человек. Амфибии простили людям нарушение среды обитания, научились жить на возделываемых землях и даже после вырубки лесов не пикнули. Но наших гастрономических закидонов вид, похоже, не переживет. В Азии, как и во Франции, лягушка — изысканный деликатес. Найти тушку узкорота можно рядом с обычными продуктами питания. Но, в отличие от той же Франции, разводить земноводных в неволе азиаты не научились. Бо́льшую часть добывают в джунглях. А узкороты даже надуться не могут: их ловят в самый уязвимый момент — в сезон спячки! Ну, как ловят... выкапывают из-под земли, как картошку. Из-за этого популяция вида быстро уменьшается и в ближайшие годы вообще рискует исчезнуть.
Источник:
- Барханный кот: пьёт кровь вместо воды и ест ядовитых змей
- Легендарная волчья верность: что будет, если волк потеряет свою любовь?
- Черноногая кошка: малютка-терминатор уносит по 15 жизней за ночь
- Лишь бы не сожрали: в Ленинградской области азиаты стащили кошечку по кличке Китя
- Любопытные фотографии из прошлого стран Азии
ферментированная молочка - не очень. А неферментированная - тем более.