70 лет назад Британская империя присоединила свой последний клочок территории — мрачный и необитаемый островок, примерно в 400 км к западу от Внешних Гебридских островов Шотландии. В 1955 году коммандер Королевского флота рассказывал Би-би-си о том, как Роколл был сделан британским — но и сегодня остается объектом споров и притязаний.
В 1956 году британский натуралист Джеймс Фишер описал Роколл как «самую изолированную маленькую скалу во всех океанах мира» — и вполне заслуженно.
Остров Роколл немыслимо удален от цивилизации: добираться от Внешних Гебридских островов до него на судне приходится 11 часов. К тому же он крошечный — всего 25 метров в ширину и 17 метров в высоту над уровнем моря. Почти вся его поверхность — голый отвесный гранит, и лишь один маленький участок размером 3,5 на 1,3 метра достаточно ровный, чтобы на нем можно было стоять.
И все же, как бы незначительно ни выглядел этот зубчатый каменный выступ, 14 сентября 1955 года королева Елизавета II санкционировала аннексию Роколла, поручив Королевскому флоту «взять остров во владение от нашего имени».
Точное местоположение Роколла впервые нанес на карту в 1831 году капитан флота Александр Томас Эмерик Вайдал, но известность он получил только в 1949-м, когда его именем назвали один из морских районов в радиопередаче Би-би-си Shipping Forecast («Прогноз для судоходства»).
Примерно в то же время британское правительство осознало стратегическую важность скалистого островка. Холодная война набирала обороты, и советские и натовские подлодки регулярно патрулировали Северную Атлантику, а контроль над Роколлом рассматривался как ключ к контролю над морским пространством.
К тому же в 370 км восточнее, на острове Саут-Юист, Великобритания создала первый полигон для испытаний американских ядерных ракет с управляемым наведением. Рассекреченные в 1970 году документы НАТО показали, что британское правительство опасалось, что «вражеские агенты» могут закрепиться на Роколле, чтобы следить за результатами испытаний.
15 сентября 1955 года к скале прибыло гидрографическое судно Королевского флота Великобритании Vidal, однако прибывшим пришлось ждать три дня, пока стихнет сильный ветер, и только тогда вертолет смог высадить на остров трех морских пехотинцев и ученого Джеймса Фишера.
Там они водрузили британский флаг и официально заявили о праве Британии на скалу. «У меня был приказ от Ее Величества аннексировать остров Роколл от ее имени, — рассказал командир судна Ричард Коннелл репортеру Би-би-си Невиллу Баркеру вскоре после высадки. — Мы отправили сигнал в Адмиралтейство: „Операция 'Роколл' успешно завершена“. Никогда в жизни я не был так рад отправить какой-либо сигнал».
Фишеру было поручено взять образцы породы для изучения в Геологическом обществе Британии. Роколл сформировался из остатков разрушенного вулкана, и обнаруженный там гранит был «по-видимому, уникален», рассказал он Би-би-си. Позднее геологи, исследуя гранит Роколла, выявили новый минерал — базирит, нигде не встречавшийся раньше.
В 1955 году аннексия Роколла была вопросом национальной безопасности. Но спустя десятилетия правительство больше заботили права на воды, богатые рыбой, и потенциальные нефтяные месторождения на шельфе. Ирландия, Исландия и Дания (от имени Фарерских островов) начали предъявлять встречные претензии на эти богатые ресурсы.
Стремясь закрепить свое владение, британский парламент в 1972 году проголосовал за официальное включение Роколла в состав Великобритании, сделав его частью Западных островов Шотландии.
Однако ни одна страна не признала притязаний Великобритании. Дополнительный удар последовал в 1982 году, когда была ратифицирована Конвенция ООН по морскому праву, фактически запретившая использовать необитаемые скалы, непригодные для жизни или хозяйственной деятельности, как основание для территориальных претензий. Это означало, что владение Роколлом больше не давало решающего преимущества в борьбе за нефтяные ресурсы.
Активисты и искатели приключений на Роколле
Патриотическое желание подтвердить британские права на скалу побудило бывшего спецназовца SAS Тома Макклина в 1985 году разбить лагерь на Роколле. Он прожил там 40 дней и ночей, стремясь доказать, что на скале можно поддерживать человеческое существование, и стал первым известным человеком, обитавшим на Роколле.
«Когда Великобритания впервые аннексировала скалу в 1955 году, никому, кроме нее, она не была интересна, — сказал Макклин Би-би-си. — Так продолжалось лет 10–20, а потом появилась нефть — и все сразу заинтересовались Роколлом».
Макклин оказался не единственным, кто попробовал поселиться на Роколле ради политического заявления. В июне 1997 года трое активистов «Гринпис» высадились туда на вертолете и объявили Роколл столицей новой микродержавы — «Глобального государства Вейвленд», устроив акцию протеста против выдачи лицензий на добычу полезных ископаемых в регионе.
«Гринпис» заявила, что хочет «одолжить» скалу, пока она не будет «освобождена от угрозы разработки», предлагая гражданство Вейвленда каждому, кто принесет присягу на верность.
Активисты провели на скале 42 дня, побив рекорд Макклина. Вскоре после этого Великобритания, присоединившись к Конвенции ООН по морскому праву в 1997 году, наконец признала, что Роколл в юридическом смысле является именно «скалой»,
В одночасье страна лишилась прав на рыболовство и добычу полезных ископаемых в 200-мильной зоне вокруг Роколла, что вызвало протесты рыбаков, возмущенных потерей богатейших угодий.
Огромные акватории были объявлены «международными водами» и открыты для переговоров между заинтересованными сторонами — споры продолжаются и по сей день.
Источник:
- Отец сбросил сына со скалы, чтобы мальчик поборол свои страхи
- Турист рискнул жизнью ради эффектного селфи
- Скульптурные скалы Ротенефа и история их талантливого создателя
- Последние мгновения жизни мужчины, прыгнувшего со скалы на Гавайях
- Долина огня – шедевр застывшего в камне пламени