Великий князь Владимир Святославович крестивший Русь в 988 году, и названный за это благое и полезное мероприятие равноапостольным, в самом начале своего правление начинал, как убеждённый и ревностный язычник.
Но в 983 году случился с ним один яркий эпизод повлиявший на ход его устоявшегося мировоззрения, в связи с чем начали появляться у него сомнения в истинности язычества.
Эпизод этот произошёл с воинами — христианами Феодором и его сыном Иоанном состоявшими в его военной дружине, которых убила толпа - язычников.
Совсем незадолго до крещения Руси языческим идолам Перуну, Белесу и другим божествам славяне стали приносить человеческие жертвы, и жребий быть принесенным в жертву пал на юного Иоанна, сына Феодора.
Разумеется, что Феодор отказался отдавать сына для принесения жертвы славянским божествам, он сказал им:
«Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны вручную из дерева секирою и ножом. Бог же один, которому служат греки и поклоняются; сотворил Он небо, и землю, и человека, и звезды, и солнце, и луну, и создал жизнь на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам»...
Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесём его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?».
Толпа подстрекаемая волхвами, в ярости подрубила столбы их дома, и отец с сыном были убиты, а их слова и смерть поразили князя Владимира.
Впоследствии после крещения князь Владимир в 989—996 годах на месте гибели мучеников Феодора и Иоанна воздвиг первый каменный храм на Руси, но это будет потом.
А пока до знакового события повлиявшего на весь исторический ход становления и развития православной Руси, правитель русского государства активно искал и вёл беседы с проповедниками разных религий.
Временами задаёшься вопросом почему князь — язычник выбрал Православное христианство, а не выбрал Ислам, Католичество, или Иудаизм того далекого времени, например?
Ведь по приглашению великого князя в Киев приходили проповедники от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и в последнюю уж очередь пришли греки, и он со всеми по очереди беседовал часами, и узнавал от них детали об их вере.
Подробные описания можно обозреть у Нестора Летописца (1056–1114) в древнерусской летописи «Повесть временных лет»:
«В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: «Какова же вера ваша?». Они же ответили: «Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами.
Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех; та и будет ему женой. Здесь же, говорит, следует предаваться всякому блуду. Если кто беден на этом свете, то и на том», и другую всякую ложь говорили, о которой и писать стыдно.
Владимир же слушал их, так как и сам любил жен и всякий блуд; потому и слушал их всласть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив, сказал он: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть».
Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные папой», и обратились к Владимиру: «Так говорит тебе папа: «Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера – свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги – просто дерево».
Владимир же спросил их: «В чем заповедь ваша?». И ответили они: «Пост по силе: «если кто пьет или ест, то все это во славу Божию», – как сказал учитель наш Павел». Сказал же Владимир немцам: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого».
Услышав об этом, пришли хазарские евреи и сказали: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля». И спросил Владимир: «Что у вас за закон?». Они же ответили: «Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу».
Он же спросил: «А где земля ваша?». Они же сказали: «В Иерусалиме».
А он спросил: «Точно ли она там?». И ответили: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам».
Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?».
Затем прислали греки к Владимиру философа, так сказавшего: «Слышали мы, что приходили болгары и учили тебя принять свою веру; вера же их оскверняет небо и землю, и прокляты они сверх всех людей, уподобились жителям Содома и Гоморры, на которых напустил Господь горящий камень и затопил их, и потонули, так вот и этих ожидает день погибели их, когда придет Бог судить народы и погубит всех, творящих беззакония и скверное делающих. Ибо, подмывшись, вливают эту воду в рот, мажут ею по бороде и поминают Магомета. Так же и жены их творят ту же скверну, и еще даже бóльшую...».
Услышав об этом, Владимир плюнул на землю и сказал: «Нечисто это дело». Сказал же философ: «Слышали мы и то, что приходили к вам из Рима научить вас вере своей. Вера же их немного от нашей отличается: служат на опресноках, то есть на облатках, о которых Бог не заповедал, повелев служить на хлебе, и поучал апостолов, взяв хлеб: «Сие есть тело мое, ломимое за вас...». Так же и чашу взял и сказал: «Сия есть кровь моя нового завета». Те же, которые не творят этого, неправильно веруют».
Сказал же Владимир: «Пришли ко мне евреи и сказали, что немцы и греки веруют в того, кого они распяли». Философ ответил: «Воистину веруем в того; их же пророки предсказывали, что родится Бог, а другие – что распят будет и погребен, но в третий день воскреснет и взойдет на небеса. Они же одних пророков избивали, а других истязали. Когда же сбылись пророчества их, когда сошел он на землю, был он распят и, воскреснув, взошел на небеса, от них же ожидал Бог покаяния 46 лет, но не покаялись, и тогда послал на них римлян; и разбили их города, а самих рассеяли по иным землям, где и пребывают в рабстве». Владимир спросил: «Зачем же сошел Бог на землю и принял такое страдание?». Ответил же философ: «Если хочешь послушать, то скажу тебе по порядку с самого начала, зачем Бог сошел на землю». Владимир же сказал: «Рад послушать».
Отмечу, что беседы с представителями разных конфессий состоялись тогда, когда Владимир был матёрым язычником, одержимым пороком блуда так, как древнерусская летопись «Повесть временных лет» доносит до нас то, что у князя имелись на тот момент пять жен: Рогнеда и от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини – Вышеслава, а еще от одной жены – Святослава и Мстислава, а от болгарыни – Бориса и Глеба, и 800 наложниц (300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове).
Нестор пишет, что «И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц».
В 987 году состоялось совещание Владимира с боярами, старцами и другими людьми, где обсуждался вопрос о выборе религии.
Сообща решено было избрать и отправить 10 мужей славных и умных, сказав им:
«Идите сперва к болгарам и испытайте веру их». Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою.И сказал им Владимир: «Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю».
Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю..
Когда русские послы после путешествия вернулись на Русь, тогда князь созвал всех бояр своих и старцев выслушать всё то, что 10 мужей увидели, услышали и испытали:
«Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах.
Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?». Они же сказали: «Где тебе любо».
Удивительная складывается картина, что при порочной страсти матёрый язычник Владимир смог разумно, осознано и без эмоций выбрать Восточное христианство, крестится в купели, где одно из лидирующих мест в христианстве занимает заповедь воздержания от блуда («Не прелюбодействуй»).
Ещё удивительней сложилось то обстоятельство, что прежде, чем выбрать какую-либо одну из представленных религий был проделан долгий путь коллективного осознанного обсуждения, рассуждения, кропотливых исследований, ибо обстановка на Руси давно созрела, славяне устали от безумства язычества, и междоусобных войн.
Спасибо за чтение. Всем мира и добра.
Источник:
1) Иудейство - слабо, смысла в союзе нет
2) Мусульманство - враги-булгары
3) Рим - папа главный над всеми
4) Константинополь - признает светских владык
В итоге всё просто - у православия были лучшие условия.
P.S. Могло остаться родное язычество, но местные фракции разосрались какой божок главнее, а страну объединять надо было - вот и плюнули на них
Цирк сгорел.. Клоуны разбежались..А потом они малость приху.ели..
Так то католики отделились от ортодоксов в 1054 году.
Т.е. в момент крещения Владимира, папа Римский был по формуле: первым среди равных патриархов ортодоксальной церкви серичь как сейчас принято называть: Православной, т.е. до 1054 года не было разницы кроме мелкой обрядовой между патриархом римским и патриархом Константинопольским.
Соответственно и остальное в статье - странные измышления.
Изменение догмата об нисхождении святого Духа и остальная ересь (заблуждения, ошибка, например о непогрешимости (что естественно не возможно для человека), наместничестве и так далее) Папизма сильно позже.
А так... Борьба за власть, не более того.
А по факту. Были прочные, устоявшиеся связи с Константинополем. Собор Святой Софии - Премудрости Божией уже 400 с лишним лет уже как построен. Храм и сейчас производит неизгладимое впечатление, а уж тогда и подавно.
И, ГЛАВНОЕ, приведу слова при Крещении равноапостольного князя Владимира.
"Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия, и даждь им уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны хрестьянския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его".
Вот на этих словах и держимся.
Будучи, в молодости, наёмником на службе в Византии, Владимир влюбился в тамошнюю принцессу, которую захотел себе в жёны.
Став Великим Князем он заслал сватов; сваты же привезли ответ Базилевса: "Прими Веру нашу и народ свой к ней приведи,- получишь сестру нашу в законные жёны".
Так из-за бабы всё и завертелось...