К 70-летию Сергея Беликова
*Осторожно! В посте присутствуют ролики с YouTube!
Советский и российский певец, музыкант, композитор. Заслуженный артист России Сергей Григорьевич Беликов родился 25 октября 1954 года в Красногорске (Московская область). Его отец Григорий Иванович работал водителем большегрузного МАЗа в подмосковной войсковой части, а мать Раиса Павловна была диспетчером автотранспортной колонны, но уже гражданского назначения. Беликовы ютились тогда в комнате коммуналки, но после рождения младшего сына семье выделили 3-комнатную квартиру.
Сергей был очень активным ребёнком, занимался спортом — играл в футбол в спортклубе московского Завода им. В.В. Чернышёва «Красный Октябрь» (Тушино), был чемпионом и призёром первенства Москвы по футболу, и даже отыграл несколько игр в дубле московского ФК «Локомотив». Ходил бассейн и на хоккейный корт. Но затем всё пересилила любовь к музыке.
Также в детстве мальчик был солистом детского хора. А в 13 лет ему в руки попала гитара, на которой он начал подбирать мелодии и постепенно научился играть. Самостоятельно переделал её в электро-, пользуясь схемами из технических журналов. Освоил бас, играл также на барабанах и фортепиано.
Родители поощряли интересы сына и способствовали его творческому развитию. Так Беликов окончил музыкальную школу (баян), затем музыкально-педагогическое училище им. Октябрьской революции (ныне — Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке) по классу народных инструментов, а также Московский государственный университет культуры и искусств/МГУКИ (ныне — Московский государственный институт культуры/МГИК) по специализации «оркестровое дирижирование». Играть на бас-гитаре и петь Сергей начал на танцах в родном Красногорске. Первая в творческой биографии Беликова группа была собрана из однокурсников по училищу. Ребята играли хиты зарубежной поп-музыки. Позднее Сергей увлекся творчеством The Rolling Stones, The Beatles, The Shadows.
Следующим музыкальным коллективом, в котором он работал, стала в 1971 году поп-рок-группа МЫ. Молодёжь Красногорска была в восторге от этого проекта.
« — Вы же сначала выступали на танцах и пели при этом иностранные песни. Как тогда на это реагировали?
— Цензуры не существовало, это же не являлось профессиональной деятельностью, которое курирует Министерство культуры.
— Сколько людей приходило на Ваши танцы?
— Наша группа в период 1971-1973 гг. была очень популярна в Красногорске, причём не только: к нам приезжали толпы и из соседних городов.
— Именно так о вас узнал Владислав Третьяк?
— Это было так. Очередное наше выступление, и вдруг мы видим группу молодых крепеньких людей, а потом вглядываемся и понимаем, что к нам пожаловал ЦСКА! И вдруг к нам подходит Третьяк и говорит: «Ребята, у меня скоро свадьба, а мне так нравится, как вы играете, поэтому хотел бы вас пригласить». Мы и поехали всем коллективом к нему на свадьбу. Праздновали в гостинице «Украина». Атмосфера свадьбы была такая же, как и везде, единственное, что икры чёрной было побольше» (из интервью С. Беликова журналу «Жизнь», 2022).
А в 1974 году, по предложению бывшего бас-гитариста 1-го состава ВИА Голубые Гитары Альфреда Быкова, МЫ выступили с концертом во Дворце спорта в Лужниках. Там Беликова заметили и предложили поработать в столице.
Так Сергей начал свою профессиональную музыкальную карьеру в качестве вокалиста и басиста популярного московского ВИА Аракс. В его составе начинающий музыкант участвовал в Театре им. Ленинского Комсомола (впоследствии — «Ленком») в резонансных музыкальных постановках режиссёра Марка Захарова «Автоград XXI» (1973), «Тиль» (1974) и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1976). Сергею даже обещали роль в спектакле «“Юнона” и “Авось”», но не срослось.
В 1976 году выходит известный LP-диск композитора Давида Тухманова «По волне моей памяти», где звучит одна из лучших композиций на альбоме — «Сентиментальная прогулка» в исполнении Беликова.
Но в том же году Сергей перешёл в ВИА Самоцветы Юрия Маликова, который переманил его возможностью гастролей по большим дворцам спорта и зарплатой в 2, а то и 3 раза выше, чем в ленкомовском ансамбле. Но Араксу, чью деятельность контролировал лишь сам театр, а не худсоветы, предоставлялось гораздо больше свободы в творчестве, и музыканты могли исполнять со сцены и хиты с Запада, и свои песни. Так что через год Беликов вернулся, чтобы принять участие в самом плодотворном периоде деятельности ансамбля.
Всё началось с записи песен для х/ф «31 июня» (1978), главную роль в котором исполнял Николай Еременко. Композиция на музыку Александра Зацепина называлась «Дракон по имени кошмар» и звучала из уст одного из претендентов на руку главной героини — принцессы Милисенты.
Продолжив кинопение, в 1979 году Сергей записал песню «У беды глаза зелёные» к х/ф «Опасные друзья». Она стала очень популярной и вошла затем в репертуар многих известных исполнителей. Несколько песен, так же ставшими известными, Беликов записал в составе Аракса и к телефильму «Берегите женщин» («Радуга», «Мечты сбываются» и др.). Его голос прозвучал также в картинах «Большое приключение», «О спорт, ты — мир!», «Мама, я жив», «Узнай меня», «Волшебный голос Джельсомино».
А вслед за Зацепиным, к Араксу пришёл Юрий Антонов, предложивший группе совместную запись. И песни, записанные ими в 1980 году, стали классикой своего времени. Сотрудничество породило целую обойму всенародных хитов: «Золотая лестница», «Мечта сбывается», «Зеркало», «Двадцать лет спустя» и др.
« — Почему все песни в фильме «Берегите женщин» поёте Вы, а не Юрий Антонов, как думают многие?
— За полгода до фильма мы записали совместный альбом — Юрия Антонова и группы Аракс, это был наш 4-й диск. Была сторона, где наши песни, и другая, где Антонов поёт свой репертуар. Потом появился режиссёр, которому нужна была музыка к фильму, и мы предоставили диск, откуда потом и выбрали и песни, и исполнителя» (из интервью журналу «Жизнь»).
Благодаря своему редкому голосу (лирический тенор), молодой вокалист привлёк внимание и многих других композиторов. Так Беликов сотрудничал с Евгением Птичкиным, Александрой Пахмутовой, Вячеславом Добрыниным, Борисом Емельяновым. В этот период вокалист находился на пике популярности, занимая высокие места в хит-парадах в номинации «Лучший певец года».
Аракс сделал Беликова звездой всесоюзного масштаба, он активно гастролировал, записывал новые хиты. Музыкант как-то упомянул, что в этом коллективе он зарабатывал в месяц сумму, эквивалентную 10 среднестатистическим советским зарплатам!
Но уже в конце 1980 года Сергей из Аракса ушёл: в составе назревал конфликт — музыканты были недовольны, когда публика выделяла солиста и требовала именно его выхода на сцену. Да и сам Беликов устал вскоре от напряженного графика гастролей. К тому же, на его место уже нацелился новый басист — Евгений Маргулис, о чём Сергея даже не уведомили.
Уходил музыкант в никуда, но понимал, что с его уровнем мастерства без работы он не останется. Так и случилось. Вскоре последовали приглашения от групп Автограф и Весёлые Ребята.
Но Беликов вновь пришёл в Самоцветы. Его выбор был обусловлен тем, что там было больше возможностей для развития сольной карьеры. Этот период был отмечен такими удачными работами, как «Зеркало и Шут» и «Цветы на асфальте». Для ансамбля же этот период был примечателен довольно удачной работой над изменением имиджа и звучания, направленного в сторону «осовременивания». И интерес к деятельности Самоцветов в этот период заметно возрастает. Правда, не обошлось и без казусов — в 1983 году вышла пластинка «Ансамбль "Самоцветы" и солист Сергей Беликов» с песнями «Земляничная поляна» и «Ноктюрн», которые на самом деле были записаны Сергеем ещё с Араксом.
Пробыл певец в ансамбле недолго, но успел проявить себя не только как вокалист, но и как автор музыки. Самая известная песня, которую исполнил Сергей в составе Самоцветов, «Всё, что в жизни есть у меня». Он даже шутил, что только ради этого и пришёл в коллектив.
Через 3 года сотрудничества с Самоцветами Беликов принял решение начать сольную карьеру. Его репертуар сложился из простых, но душевных песен, вызывающих живую реакцию аудитории.
Прославиться в качестве солиста Сергею помогла песня Добрынина «Живи, родник!», которая стала визитной карточкой певца. С ней он вышел в финал Всесоюзного телефестиваля «Песня-85». Затем была «Снится мне деревня», предложенная Дербенёвым. Беликов так убедительно исполнял её, что многие слушатели думали: артист родом из деревни и поёт о самом себе.
Примечательно, что Сергей, услышав этот материал, хотел поначалу от него отказаться. Но Дербенёв уверил певца, что в его исполнении это будет хит. И время показало, что композитор не ошибся — песню помнят и любят и спустя десятилетия.
Но в начале 1990-х гг. певец пережил нелёгкий период из-за отказа централизованных концертных организаций устраивать его выступления. Видимо, сыграл свою роль тот факт, что Беликов требовал от организаторов качественный звук на концертах, поэтому не попал во вновь формировавшийся рынок, где были другие правила и другие критерии. Популярность падала, люди начали его забывать.
« — Я так скажу, глядя со своей обочинки: российская музыкальная действительность — она горька. Наших артистов превратили, не побоюсь этого слова, в толпу обезумевших людей, которые пытаются втиснуться в узкое горлышко под названием «Ти-Ви». Это просто какое-то помешательство.
— А может, вы просто завидуете более удачливым коллегам?
— Зависть? Нет. Я испытываю горечь. Потому что наш сегодняшний шоу-бизнес, условно говоря, — игра краплеными картами» (из интервью С. Беликова Дмитрию Мельману, портал МК.RU, 2003).
О Сергее тогда даже начали ходить нелепые, а порой и мрачные слухи. Поговаривали, что исполнитель стал наркоманом или и вовсе умер.
Хоть предпосылки к таким разговорам были — какое-то время Сергей испытывал хроническую депрессию из-за семейных неурядиц. Ещё в молодости певец женился на юной танцовщице ансамбля «Березка» Елене, с которой познакомился во время гастролей. Молодые сыграли скромную свадьбу без белого платья и фаты, и вскоре вместе уехали на гастроли. Затем жена родила Беликову сына Григория, в семье также воспитывалась и её дочь от 1-го брака Наталья.
Но личная жизнь Сергея много раз была под угрозой. Так, когда он ещё выступал с Араксом, да и позже, с Самоцветами, молодая жена ревновала супруга к настойчивым поклонницам, которые буквально толпами бегали за ним. Музыкант же уверял, что повода волноваться у неё не было, и все слухи о его похождениях — лишь слухи. И в определённый момент отношения между супругами накалились, Сергей даже подал на развод. А когда (спустя 2 года!) разногласия были преодолены, пара опять стала жить вместе, но официально вновь так и не зарегистрировалась.
В это время творчество у музыканта «не шло» и он решил временно сосредоточиться на футболе.
19 августа 1991 года под Санкт-Петербургом провела свой 1-й матч футбольная сборная звёзд эстрады «Старко», вдохновителями которой явились Виктор Резников (подробнее — здесь: Виктор Резников), Юрий Давыдов (Зодчие), Валерий Сюткин (Браво), Михаил Муромов и, собственно, Беликов, ставший в дальнейшем ещё и лучшим бомбардиром команды (сказалась футбольная юность). До конца 1990-х гг. этот футбольно-музыкальный проект был очень популярен и востребован (объехал 140 городов России и 6 стран Европы), и Беликов основное внимание тогда уделяет именно ему. Пресса даже присвоила ему титул «Лучшего футболиста среди певцов и лучшего певца среди футболистов».
« — Вас называют лучшим футболистом среди певцов и лучшим певцом среди футболистов. Как Вы попали в сборную звёзд «Старко»?
— Я был четвёртым участником этого формирующегося проекта. Со мной были ещё Пресняков, Муромов, Сюткин. Потом в течение недели подтянулись остальные. Мы съездили на пару выставочных игр в Санкт-Петербург, стали удачно играть, и в какой-то момент стали непобедимой командой. Так 2 мая 1992 года в Лужниках мы играли с итальянцами, которых обыграли. Команда победила за счёт меня, потому что я забил 3 гола. И потом уже начались гастроли по разным городам. Обычно там мы играли со сборными правительств этих городов.
— Кто лучше всех играл в «Старко»?
— Очень прилично играл в обороне Юрий Лоза, на удивление, хорошо играл Михаил Муромов, неплох был Серёжа Минаев. Это те люди, на которых держался скелет команды.
— Самый яркий и запоминающийся матч?
— В Киеве в 1992-м играли с артистами Украины. Пришло 75 тыс. зрителей, а никто из нас перед такой аудиторией никогда не выходил. И мы выиграли 5:4, а я забил 4. После игры правительство устроило нам банкет, где мы гудели полночи.
— Ваше отношение к алкоголю?
— Я не являюсь трезвенником, но и не злоупотребляю. С удовольствием выпью 1-2 рюмочки, но я не из тех, кто будет напиваться, у кого в конце вечера под столом звон пустых бутылок» (из интервью журналу «Жизнь»).
Но травмы заставили его от футбола отказаться: так в 52 года Беликов сломал ногу, а в 54 года — другую. После переломов надо 2 месяца ходить на костылях. И даже после длительного восстановления, во время выступлений он испытывал боли, так что со «Старко» пришлось завязать.
А новый творческий импульс Сергей получил лишь в 1994 году, когда исполнил песню «Ночная гостья» (В. Чумак-Н. Ким), занявшую 4-е место в итоговом хит-параде «Радио России».
В 2000-х гг. у публики появился интерес к песням 1970-80-х гг., и артисты советской эпохи вновь стали выступать на «ностальгических» фестивалях, таких как «Дискотека 80-х» или «Легенды “Ретро FM”». Так 6 февраля 2010 года Беликов в сводном концерте «Легенды СССР» вместе с Галиной Ненашевой и Ксенией Георгиади выступал в ЦКиОМ г. Северодвинск. А весной 2012 года принял участие в концерте памяти Александра Барыкина (подробнее — здесь: Больше не встречу) в ныне печально известном «Крокус-сити холле».
С 2019 года музыкант выступал также в «Параде звезд 80-х» — проекте, участниками которого являются солисты «золотых» составов советских ретро-коллективов: Анатолий Алёшин (Аракс, Весёлые Ребята, подробнее — здесь: Алёшин’а музыка), Владимир Преображенский и Евгений Войнов (Синяя птица), Михаил Долотов (ВИА п/у Л. Борткевича, БССР), Валерий Ярушин (Ариэль, подробнее — здесь: Долгий полёт Ариэля), Сергей Скачков (Земляне, подробнее — здесь: «Землянин»), Анатолий Ярмоленко (Сябры, БССР), Михаил Муромов, Валерий Ющенко (Синяя Птица), Валерий Каримов (Аракс, Рок-Ателье) и др. Но шоу пришлось прервать из-за пандемии коронавируса, а после снятия ограничений Сергей гастролировал со сборной программой «Большой новогодний концерт».
Очередной виток популярности позволил Беликову не только возобновить концерты, но и пополнить дискографию сольными пластинками «Где-то меж правдой и истиной» (2000) и «Может, я останусь» (2024).
Осенью 2023 года вышел выпуск телешоу «Привет, Андрей!» с участием Сергея, где певец рассказал о своей семейной драме и исполнил хит «У беды глаза зелёные».
Той же осенью, в день своего 69-летия, Беликов стал гостем и программы «Малахов», где снова обсуждалась его семейная драма. Ведь, несмотря на видимое благополучие, размолвки с супругой продолжались, она даже выгоняла Сергея из дома, и он долгое время жил по съёмным квартирам.
А дети певца давно уже выросли и живут отдельно от родителей. Дочь Наталья вышла замуж за англичанина, родила дочь Джордан и осела в Лондоне. Сын Григорий занимается клубной музыкой, а иногда выступает и вместе с отцом. Наследник женат, жена Юлия родила ему сына Тимофея. Внуки — гордость и отрада Сергея Григорьевича.
Беликов продолжает выступать, он востребован у аудитории в возрасте «50+», но есть у него слушатели и помоложе. По словам исполнителя, он не использует фонограмму и всегда поёт вживую, что особо ценится публикой.
« — В Вашем репертуаре звучат сегодня только старые песни. Может, в этом и кроется главная причина ваших бед?
— А я объясню. Не попадая в ротацию радио и телевидения, я лишен возможности познакомить людей с новыми песнями. Чтобы, как говорят, они легли на слух. А неузнаваемый материал на концертах не проходит. Вот ты придёшь на концерт Deep Purple, и если тебе начнут играть целое отделение с последнего альбома, который ты не слышал, я уверен — заскучаешь. В любом случае, новые песни никогда не вызовут столько восторга и умиления, как хорошо известные. Поэтому артисты звёздные, но выпавшие из обоймы... Кстати, здесь возникает законный вопрос: а что значит «выпал»? Я не спился, на наркотики не сел, голос не потерял. Как это получается, что человек, полный сил, выпадает из обоймы? Может быть, подтолкнули так, что он перевалился за поручень? И артисты-ветераны оказываются заложниками такой схемы.
— Чувствуете себя жертвой шоу-бизнеса?
— Ну, в шоу-бизнесе обиженных-то много. Разве может назвать себя неудачником артист, который до сих пор, на 4-ом десятке своей профессиональной деятельности, видит, что его появление на сцене по-прежнему вызывает интерес, а пение — восторг? Конечно же, нет. Я здоровый, вполне обеспеченный человек. Меня никогда не трогали пластическая хирургия и стоматология. У меня взрослые дети, очаровательная внучка, внук, красивая жена. И вроде к творчеству не потерял интерес. Вот недавно очередной диск выпустил своих лучших песен. Там и «У беды глаза зелёные», и «Снится мне деревня», и «Живи, родник!». Так что жизнь продолжается» (из интервью Д. Мельману).
А в марте 2024 года закончился очередной тур «Парада звёзд 80-х» (организаторы Максим и Любовь Токаревы): 15 концертов по городам центральной России, Ростов-на-Дону, Волгоград. Компания была та же, что и раньше: Алёшин, Долотов, Преображенский. Везде были полные залы, аншлаги. В Воронеже был даже продан полностью ещё и дополнительный концерт. Так что, имена всё ещё «работают», песни по-прежнему любимы, публика восторженна. Очередные концерты проекта запланированы на ноябрь-декабрь 2024 года. В планах посещение Санкт-Петербурга, Саратова, Ульяновска, Пензы, Челябинска, Томска, Ангарска и других городов.
Дискография С. Беликова: «ВИА “Самоцветы”» (1973), «Танцуй со мной» (сборник советской эстрады, 1983), «Сон-трава» (миньон, песни из к/ф «Опасные друзья» (1979), запись 1985), «Утренний свет» (1989), «Танцы в темноте» (1990), «Кончается шампанское…» (1993), «Лучшие песни. 1974-1994» (1994), «Вечерний звонок» (1997), «Где-то меж правдой и истиной» (2000), «Песни разных лет» (2014), «Может, я останусь... (Новое и Лучшее)» (2024).
Песни в кино: «Волшебный голос Джельсомино» — Джельсомино («Одесская киностудия», реж. Тамара Лисициан, 1977), «31 июня» — сэр Генри (к/с «Мосфильм», реж. Леонид Квинихидзе, 1978), «Опасные друзья» («Мосфильм», реж. Владимир Шамшурин, 1979), «Берегите женщин» («Одесская киностудия», реж.: Александр Полынников, Виктор Макаров, 1981), «О спорт, ты — мир» (документально-художественный, «Мосфильм» по заказу МОК, реж.: Юрий Озеров, Борис Рычков (док. съёмки), Фёдор Хитрук (мультипликация), 1981), «Мама, я жив» (к/с «Беларусьфильм», реж. Игорь Добролюбов, 1985).
Участие в документальных фильмах: «На своей волне» (к 40-летию выхода альбома Д. Тухманова «По волне моей памяти», реж. Алексей Михалёв, «Россия-24», 2017).
P.S. В тексте поста присутствуют ссылки на мой же, внезапно переставший работать аккаунт, прошу не счесть за плагиат.
Источники:
https://dzen.ru/a/ZThEuiGvul5WN44_
https://24smi.org/celebrity/3857-sergei-belikov.html
https://biographe.ru/znamenitosti/sergey-belikov/
https://ru.ruwiki.ru/wiki/Беликов,_Сергей_Григорьевич
https://dzen.ru/a/ZVMbZ82bbkOe-ehO
https://vk.com/paradzvezd80?z=video-120512490_456239169%2F2f24077c78fcdf063a%2Fpl_wall_-64936878
- Доитель изнурённых жаб
- Эстонская «звезда» советской эстрады
- Доктор, ставший бардом
- От «Арии» до «Артерии»
- Сам себе извозчик