Как глубоко на дно может опуститься человек? Речь не про запрещённые вещества и развратную жизнь: мы говорим буквально, о морском дне! Мировой рекорд по фридайвингу — погружению без акваланга и других примочек, поставил австриец Герберт Ницш: 253 метров. Это 2.6 высоты Статуи свободы или 120 Валуевых, стоящих друг у друга на плечах! А как насчёт других млекопитающих? Кто среди зверей занимает первое место по спускам на дно?
Топ-5 открывают дельфины. Их рекорды мы регистрируем по показателям двух самых узнаваемых и распространённых видов — афалины и дельфина-белобочки. По официальным данным, в дикой природе они опускаются на глубину свыше 200 метров. Да, почти как Ницш! Только без вреда для здоровья. Опускаться на дно им помогает обтекаемая форма тела, замедленное сердцебиение и умение задерживать дыхание на 15-20 минут. Но поскольку бо́льшую часть времени животины всё же проводят на мелководье, каких-то особенных приспособлений для дайвинга у них нет.
Четвёртое место — тюлень Уэддела. Его рекорд — 600 метров глубины и целый час, проведённый под водой. Эти звери довольно широко распространены у берегов Антарктики и считаются главными хищниками этих вод. Покорять морские глубины им помогает толстый слой жира, большой объем крови и высокая концентрация железа в ней. Железо помогает транспортировать кислород ко всем клеткам тела. Чем больше железа, тем больше у зверя запас кислорода на глубине и лучше способности к дайвингу.
Третье место занимают бутылконосые киты, косатки и некоторые другие китообразные-среднячки. Они ещё не научились покорять рекордные глубины, но уже освоили погружения на 1000-1400 метров. Этого достаточно, чтобы выловить всю вкуснятину без каких-нибудь сверхприспособлений. Для погружения на километр они используют те же приблуды, что и тюлень: бо́льший объем крови, повышенная концентрации железа, обтекаемая форма тела, подкожный жир. Но размеры у китообразных куда более солидные, чем у тюленя. Оттого и глубина погружения у них больше.
Почётное второе место в нашей глубоководной гонке справедливо делят кашалоты и южные морские слоны. 2200 метров для китов и 2388 метров для хоботных! Эти животные демонстрируют куда более обширный список примочек для дайвинга, чем все вышеперечисленные виды вместе взятые.
Раз — ещё бо́льший объем крови у кашалота и специальные пазухи в брюшной полости для хранения крови у морских слонов. Два — увеличенное количество эритроцитов (помогают переносить кислород) и миоглобина (создаёт резервный запас кислорода в мышцах). Три — сильное замедление сердцебиения и обмена веществ. Если на суше у морского слона сердце бьётся, как у нас: со скоростью 60-70 ударов в минуту, то на глубине эти показатели замедляются до 10–30 ударов.
Четыре — и кашалоты, и морские слоны способны перенаправить основной ток крови к жизненно важным органам: мозгу и сердцу. При этом ток крови к менее полезным при погружении частям тела, типа кожи и жира, замедляется. Бонусом у кашалотов идёт особый состав плазмы крови, что сразу растворяет попавший в неё азот. Азот вызывает кесонную болезнь — когда кровь во время всплытия на поверхность пенится, разрушает стенки клеток и кровеносных сосудов.
И, наконец, первое место по мастерству дайвинга занимают... клюворылы Кювье! Эти ребята бьют сразу два рекорда среди всех млекопитающих: по глубине нырков и по количеству времени под водой. Только представьте: 2992 метра и 222 минуты без воздуха!
Таких результатов животины смогли добиться благодаря доведению до совершенства всех способностей морских слонов и кашалотов, — принципиально новых примочек клюворылы не используют. Но им и не надо, они и так безусловно хороши! И что они там ищут? На такой глубине уже и жизни то особо нет.
Источник:
- Морской ёж-диадема: страшный сон туриста и дайвера
- В океанической пустоши обнаружено «инопланетное дерево». Оказалось, это животное!
- Кошки-оборотни: обзор самой странной и устрашающей породы в мире
- Как питаются морские звёзды? Это просто кошмар!
- Зачем Японии подводный почтовый ящик
П.с. Вчерашний пост не видел.