"Ты пойми главное — мы в Москве живем! А Москва — это большая лотерея. Здесь можно сразу все выиграть", — утверждала Людмила из фильма "Москва слезам не верит". И если сами "понаехавшие" из провинциальных городков, сёл и посёлков свято в такую лотерею верили, то жители Москвы и прочих крупных городов называли их презрительным словом "лимита".
Собственно, сам термин "лимитчики" произошёл от слова "лимит". Так называли людей, приехавших в Москву и крупные города из провинции по трудовым договорам с предприятиями и "лимиту прописки", проще говоря, низкоквалифицированных трудовых мигрантов. Есть мнение, что современным синонимом этого слова является "гастарбайтер", но это не так. Разница в сути этих двух явлений.
Если под термином "гастарбайтер" понимать иностранного трудягу, приехавшего в большой город подзаработать денег, чтобы отправить их семье на родину, то у "лимитчиков" цель была совсем другая - обосноваться в столице, пустить здесь корни.
Введенная в Советском Союзе в 1932-м паспортная система предусматривала обязательный режим прописки - эта мера помогала государству регулировать уровень населения в крупных городах. Особенность системы заключалась в том, что колхозники паспорта не получали, оставаясь привязанными к одному месту работы и проживания, чтобы село не осталось без рабочей силы.
В городах без прописки нельзя было жить даже у знакомых, и уж тем более, невозможно было устроиться на работу. Прописку мог проверить в любой момент на улице любой милиционер. За нарушение режима прописки гражданин получал внушительный штраф (от 200 рублей) и предупреждение. Повторное нарушение наказывалось трудовыми работами на полгода и даже судимостью.
Однако Москва росла как на дрожжах (только жилья в стране строилось 1,6 млрд кв. м) и потому остро нуждалась в рабочих руках - строителях и отделочниках, водителях транспорта, работниках коммунального хозяйства, рабочих, швеях, прачках, поварах, сварщиках, плотниках и монтажниках.
Коренные москвичи, коих тогда в столице было большинство, считали такую работу непрестижной и нежелательной, а желающих их заменить, и таким образом перебраться из провинции в столицу, было великое множество. И прописка являлась самым трудно преодолеваемым барьером на пути к мечте.
Первыми лимитчиками стали метростроевцы.
В 1932 году было начато строительство Московского метрополитена. Местные жители не горели желанием гробить себя на тяжелой и вредной работе. Проблему решили лимитчики. Это был целый пласт людей, готовых трудиться за идею, учиться на рабфаках, а когда пришло время, большинство из них самоотверженно отправились на фронт.
Совсем по другому дело обстояло с лимитчиками "эпохи развитого социализма". Послевоенное поколение лимитчиков было совсем другим.
Шли 50-е годы. Большинство столичных предприятий стали выделять рабочие места для приезжих, давая им прописку в трудовых общежитиях. Неторопливая миграция довоенных лет сменилась бурной волной "понаехавших". Привлечение рабочих по лимиту стало обычным делом.
При этом "лимитчики" могли работать только на своем предприятии, без повышения должностей и зарплат. И всё ради вожделенной мечты: через 10 лет "пахоты" человек получал свое жилье (квартиру или комнату в общежитии) и прописку в Москве.
Такая вот разновидность крепостного права. Но страдать было за что. "Лимита" имела доступ к столичным товарам, продуктам, услугам и развлечениям, невиданным в тех краях, откуда они приехали.
Справедливости ради, надо добавить, что все 10 лет над головой лимитчика висел "дамоклов меч".
В случае преждевременного увольнения человек лишался не только койки в общежитии, но и права жить в столице. С этой проблемой можно было бороться только одним путём - путём заключения браков с "коренными москвичами".
Москвичи относились к "лимите" пренебрежительно - для них это были странные "корявые на лицо и одежду" люди, привыкшие топить печи, ходить "до ветра", набирать воду из колодцев и вечерами "глушить водку под гармонь-тальянку", - пишет "Культурология".
И хотя москвичи совсем не горели желанием выполнять тяжелую и грязную работу, в обществе было принято сетовать на нехватку рабочих мест "из-за провинциалов". К тому же считалось, что "лимита" пойдет на любую подлость, обман, чтобы закрепиться и остаться в Москве или любом другом крупном городе.
Особенно "лимиту" боялись родители юных москвичей и москвичек- дескать "в общежитиях повальный грех, пьянство и криминал", "охмурят, залетят, оженят ради прописки, заберут полквартиры".
Лимитчики отвечали местным взаимностью, считая их "зажравшимися".
Ходил даже популярный самиздатовский рассказ "Лимитчица" о девушке из села, которая стала москвичкой, "выпивая и давая". Директору колхоза - за путевку в столицу, начальнику цеха за должность, коменданту общежития - за хорошую комнату, москвичам - чтобы выйти замуж.
Кстати, любимый многими поколениями кинозрителей фильм "Москва слезам не верит" стал отличной иллюстрацией жизни советских лимитчиков.
Сейчас "лимитой" изредка называют провинциалов, которые приехали в Москву из регионов, готовы ютиться хоть на 8-10 кв. м., лишь бы в столице, с московской медициной, пенсией, развлечениями, более высокооплачиваемой и интересной работой.
А вот дети и внуки бывших советских лимитчиков, когда-то вкалывавших ради заветной столичной прописки, уже давно считают себя москвичами, свысока смотрят на нынешних "понаехавших" и рассказывают социологам за что они не любят "замкадышей".
Источник:
- Женщины рассказали, какие курьезные истории произошли с ними во время родов
- Австралийка поймала мужа на изменах благодаря бонусной программе супермаркета
- 18 редких исторических фотографий, которые рассказывают занимательные истории
-----------
загляните в госдуму и посмотрите как сидящие там лимитчики, превращают Москву в город без москвичей, завозя сюда животных из центральной азии многотысячными толпами, пока русские на войне.
- Враньё! "лимит" был не по прописке, а по количеству мест выделенных предприятию на привлечение иногородних!
...При этом "лимитчики" могли работать только на своем предприятии, без повышения должностей и зарплат.
- Враньё! Повышение в должности и з/п было!
Кадровые дыры затыкают в основном мигрантами и деревенскими откуда-нить издалека.
Если в жизни больше ни чего не удалось, то можно погордиться местом где тебя мама народила. У меня вот бабки понаехали, а деды родились в Москве при царях еще. Впрочем скорее всего и они понаехали. Просто сведения об этом моменте скрыты от меня....
2. 300 лет Российская казна сибирской пушниной и золотом пополнялась. А было время, что только за счёт пушнины и жила.
3. А во сколько лет москвичи на пенсию выходят?
2) никогда Россия не жила за счет пушнины и прочего (хватало других статей дохода,содержать там войка,поставлять провиант,отправлять деньги,никакая пушнина с золотом не стоят того (даже сейчас,золота в реках полно,но никто не разрабатывает промышленно,ибо невыгодно,одни черные старатели только работают)
3) москвичи выходят на пенсию позже всякой лимиты с севера,как и все в 65 мужчины,еще и кормят всякий сброд типа кавказа (не забывай на чьи мля налоги идут дотации и на кавказ и на Дальний восток,мля вся Чукотка это 330 тыс жителей (меньше захолустной балашихи по населению),так что лимита,не епи людям мозги,никуя вы для москвичей не сделали и не делаете,для своих с регионов да,которые страной рулят,а москвичи нихера от вас хорошего давно не видели,проблемы создаете,а вот пользы москвичам от вас нет,а меж тем,коренных жителей (в третьем поколении и более) 7 млн из 13 (официально зарегистрированных,а не официально,днем в Москве 23-25 млн человек (сука это половина населения Украины до СВО,в одном сука городе (ты хоть представляешь как мы от вас устали?)
Мне, например, глубоко не симпатичен холивар на тему кто кому что должен.
Если я кому что и должен, то я всех давно простил.)
москвичи ( в ... поколении) уже наелись городом и переезжают на природу , по выходу на пенсию.
поэтому все подмосковье застроено котеджами
Я так обожаю кино
Я нашел себе невесту
Я хочу на ней жениться
Я кладу кирпичи
Я куплю красивый галстук
Итальянские ботинки
Я кладу кирпичи
Уступите мне место в вашем метро.
Приготовьте два кресла в вашем кино
Звуки Му. "Новоселы"
Для гастера мы тут все кормовая база - не более, кое-как отработал, где-то украл, деньги домой выслал и в случае чего свалил на родину, а лимитчик свой, какой бы он не был. Да, припухшие в жирных конторах их побаивались, а работягам, по большому счёту пофиг было.
Товарищ Промыслов вернулся к микрофону и четко, с нажимом, проговорил: " В Москве! Никаких! Лимитчиков! Нет!".
Москвичи не любили приезжих. В посиделках, в пивнушках часто возникали споры. Я когда услышал это в первый раз ушам своим не поверил. Молодой приезжий и москвич в возрасте поспорили, вроде - кто круче?.. Когда аргументы у москвича закончились, он выдал: - "А я - москвач!".
- Ну и что?, - спросил молодой.
- А ты лимита сраная! - ответил москвич.
Какое крепостное право? Людям квартиру давали бесплатно в Москве. Можно я поменяю сегодняшнее крепостное ипотечное право на работу чтобы через 10 лет получить бесплатно квартиру?
Впрочем касательно хохлушек - без понятия, они тоже очень разные. Некоторых знал - те прям реально пашут, будь здоров баба работает по хозяйству, некоторые - фифы какие-то пустоголовые, причем ладно бы карьеристки - и в профессии тоже ни о чём. С такими свяжешься - только нервы себе мотать, дом-2 какой-то ходячий.
Хохлушки очень разные, там рандом ))
Хотя русские тоже, фигли. Тоже разные )
3.14 здёж чистой воды.
Метростроевцев не было от слова
"Совсем".
Опыта не было.
Приглашали лучших шахтёров.
И это совсем не "лимита".
Элита профессии.
Одно дело человек сам рвётся в златоглавую, пристроить жопу в тепле и сытости.
И совсем другое, когда государство приглашает (либо в добровольно-принудительном порядке) набирает специалистов, но комфортную жизнь при этом не обещает.
-никто и не сомневался.)