Многие и не заметили какие большие изменения произошли внутри стерео аппаратуры буквально за десять лет. Чем ярче и красивее становилась "обертка" аппаратуры, тем сильнее упрощалась внутренняя конструкция, наплевав на все законы акустики
Стереофония, это способ получения пространственного звука за счет передачи по двум независимым каналам схематично это выглядит так:
Одним из основных параметров стерео аппаратуры является переходное затухание между каналами. Говоря по простому, это показывает насколько каналы защищены от влияния друг на друга. Чем выше этот параметр, тем лучше качество СТЕРЕО звука. Для примера характеристики музыкального комплекса " Электроника Т1-003-стерео":
Рассвет стерозаписи пришелся на 60-ые годы. Стерео использовалось в стационарной аппаратуре, акустические колонки были отдельные и все требования для создания стереоэффекта соблюдались.
Для создания наилучшего стереоэффекта рекомендовалось разнести акустические колонки на расстояние не менее 1,5 метров и повернуть в сторону слушателя.
Даже при соблюдении всех условий, зона стереоэффекта составляет довольно маленький треугольник.
По мере развития техники и технологий выросло качество воспроизведения переносной аппаратуры, соответственно и там начали применять технологию стерео. Колонки выполнялись отдельно, но для удобства переноски пристегивались к основной аппаратуре.
Для удобства длительной переноски началась борьба с лишним весом. Первым отказались от массивных (антирезонансных) корпусов из ДСП
Видя, что массовый покупатель далеко не меломан и претензий к снижению качества не имеет, продолжили оптимизацию. Колонки сделали несъемные, но добавили функцию "расширение стереобазы". Говоря по простому эта опция создает эффект, как будто акустические колонки разнесены, хотя они находятся рядом. Есть несколько способов добиться этого эффекта: либо манипулируя уровнями в каналах, либо внося задержку по времени., но в любом случае это искажение исходной записи.
Ну а дальше убрали перегородки между динамиками левого и правого канала.
О каком переходном затухании между каналами тут можно говорить? Кстати, этот параметр так же пропал из списка технических характеристик. Да и нет уже правой и левой акустической колонки-все в одном "флаконе". Это чем то напоминает технологию создания иллюзии пространственного звука в ламповых моно приемниках 50х годов:
Дальше пошла мода на выделение низших звуковых частот отдельным динамиком сабвуфер (subwoofer). Естественно это тут же коснулось и переносной аппаратуры. Появились модели с изумительным выделением низких частот, например SANYO :
или AIWA
ну и другие фирмы не отставали. Трехполосная акустика замечательно вытягивала полосу вплоть до 16-18 кГц, но когда все динамики в общем корпусе и рядом -это не стерео , а псевдо стерео звучание. Нет в них разделения каналов.
Получается как в анекдоте: нам на ужин приготовили изумительный салат, ароматный борщ, изысканные японские суши, компот из экзотических ягод, но все подали в одной большой тарелке
Тем более не стоит искать СТЕРЕО звук в нынешних "бумбоксах", ведь это плоды дальнейшей "оптимизации".
При нынешнем уровне развития электроники, аккумуляторов, сделать раздельные колонки для полноценного стерео звука ничего не стоит. Причем не нужны провода, путающиеся под ногами-все можно передать по радиоканалу с наилучшим качеством. Но покупателю все равно, а производителю это подавно не нужно...
Так что слушайте музыку в наушниках. Там пока еще стерео
Источник:
- Технические новинки ХХ века, которые сегодня кажутся явно переоцененными
- Разработчики Disney сделали робота с человеческим взглядом
- В Колорадо создали самый быстрый пассажирский самолет
- В Израиле создали аудиоустройство, передающее звук без наушников или колонок
- Американские летчики испытали летающий автомобиль
p.s. поправил колонки, сделал погромче, врубил enter sandman.
К слову покупал он его новым, за 1400р, в 80 годах. Это было примерно 10 средних месячных зарплат, Ява с коляской дешевле стоила. Это был самый топовый комплект домашней аккустики в СССР. Таки меломан был.
А сейчас поменял на моноблок... Это к слову о ценителях стерео.
А я вот кайфую от этого звука. На втором этаже стоит Одиссей 001 с парой С-90, на первом поставил Эстонию. С-90 вытаскиваю на балкон для уличных гулянок, АС-35 в доме чисто для души, звук конечно день и ночь.
Разумеется, на бытовом уровне такими сложными схемами сопряжения никто не заморачивается, берут то, что есть на прилавке и не парятся, как верно замечено: "чтобы разные ящики не таскать". Хотя.. у лично меня и усилки и АС с момента первой установки сдвигаются с места сугубо ради протереть пыль под ними. У тебя же наверняка есть а\м? - глянь, что пишут про Stereo Separation, например тут: http://magnitola.org/ob-usilitelyah/4942-usiliteli-klassy-osnovnye-parametry-tipovye-shemy-podklyucheniya.htmlhttp://magnitola.org/ob-usilitelyah/4942-usiliteli-klassy-osnovnye-parametry-tipovye-shemy-podklyucheniya.html
p.s. тебя снова удивит, но термин "полоса" совсем не означает "канал", имеется в виду НЧ, СЧ и ВЧ. Так то )
Сам домой себе брал дешёвые колонки behringer vp2520 (ну как дешевые... сейчас из за доллара цена конечно многим не по карману), но скажу так, звук с 15" блинами глубокий, объёмный (даже на малой громкости), сравнивал с 12" блинами эффект уже не тот, про 8" вообще молчу. По верхам забыл сказать, кристально чистый звук. Друзьям запускал с ютуба (в лучших традициях пережатого звука) "Ансамбль Сирин - Душа моя прегрешная" - звук всё равно бомбический.
п.с.
Забыл написать, НЕ ДЛЯ КВАРТИРЫ, а то купите и потом будете вспоминать меня добрым словом. Ну и усилитель транзисторный рековый нонейм (трансформатор) по 400вт на канал.
Переносная аппаратура по определению не может иметь разнесенных колонок, поэтому сетовать, что производители используют технические методы достижения "псевдо" стереозвука по меньшей мере странно.
Это не лечится))))))).
Всегда, когда нужно было получить качественное стерео, разносили колонки или одевали наушники. В остальных случаях стерео быть не может физически.
У меня до сих пор советские колонки s-50 с усилителем "радиотехника".
Любое совершенство оборудования стоит денег. Рынок правит миром. И в этом смысле нормальное стерео попадает "где-то между". Обычному гражданину качественное стерео в жизни как бы и не к чему, ему нужно дешевле, но чтобы звучало, и желательно чтобы басы были качественными. А протертый меломан не пожалеет денег на действительно хорошее многоканальное, для него стерео - это каменный век, если не в наушниках.
Да, автор, и ты забыл упомянуть автомобили. В них как правило ставится именно стерео. Может, в каких-то дорогих авто ставят и больше каналов, но как правило все равно стерео. Ибо и по радио идут "две дорожки", и на флэшке как правило mp3 пишут, чтобы слушать в авто. Мало кто берет в авто flac-и, где их будут заглушать внешние звуки....
Ну вот КТО тебя просил?!
Мой мир больше никогда не будет прежним!