1130
25
43 года назад не стало Эдмонда Гамильтона — популярного американского писателя-фантаста, считающегося одним из основателей направления «космической оперы» в жанре научной фантастики XX века.
Родился Эдмонд Мур Гамильтон 21 октября 1904 года в городе Янгстаун (Огайо, США), расположенном на самом севере штата, в 100 км от одного из Великих Озер — Эри.
«В ту пору, — писал американский литературный критик и историк фантастики Сэм Московиц, — в воздухе американского Северо-Востока ещё не выветрился дух Новой Англии – дух романтической эпохи первопоселенцев, отцов-основателей нации, работящих, по-деревенски обстоятельных и религиозных до фанатизма…»
«В ту пору, — писал американский литературный критик и историк фантастики Сэм Московиц, — в воздухе американского Северо-Востока ещё не выветрился дух Новой Англии – дух романтической эпохи первопоселенцев, отцов-основателей нации, работящих, по-деревенски обстоятельных и религиозных до фанатизма…»
×
Семья будущего писателя корнями уходила как раз в тех самых переселенцев из Шотландии и Ирландии, которые сначала обосновались в Южной Вирджинии, а потом подались на север. Однако все, видевшие в жизни Гамильтона, отмечали, что в его жилах, вполне вероятно, текла и кровь, наполовину уничтоженных вновь прибывшими, коренных американцев.
Отец Эдмонда работал художником-карикатуристом в местной газете, и позже, когда сын с успехом занялся производством комиксов, это можно было объяснить и заслугой отца. Мать писателя, рождённая в квакерской семье, до замужества преподавала в школе, а в семье стала главной фигурой: муж, романтик и человек увлекающийся, подолгу отсутствовал — то воевал с испанцами в 1898 году, то прокладывал телеграфные линии на Аляске в период «золотой лихорадки». И вся работа по дому ложилась на плечи миссис Гамильтон, родившей до Эдмонда 2-х дочерей и ещё одну — после.
Отец Эдмонда работал художником-карикатуристом в местной газете, и позже, когда сын с успехом занялся производством комиксов, это можно было объяснить и заслугой отца. Мать писателя, рождённая в квакерской семье, до замужества преподавала в школе, а в семье стала главной фигурой: муж, романтик и человек увлекающийся, подолгу отсутствовал — то воевал с испанцами в 1898 году, то прокладывал телеграфные линии на Аляске в период «золотой лихорадки». И вся работа по дому ложилась на плечи миссис Гамильтон, родившей до Эдмонда 2-х дочерей и ещё одну — после.
Почти сразу после рождения сына дела в газете у Гамильтона-старшего пошли из рук вон плохо, и он решил попытать счастья в крестьянском труде, приобретя небольшую ферму в местечке с названием Поланд (Poland/«Польша» (англ.)). И все детские воспоминания будущего автора звёздных эпопей сводились, в основном, к полям, амбарам, деревенскому дому — без газа, воды и электричества. «Коровы, курицы, снежные шапки на елях в окружавших ферму густых лесах — вот вам точный образ старой, успокоенной и неизменной сельской Америки» (из воспоминаний Э. Гамильтона).
Впрочем, в 1911 году и с деревенской жизнью было покончено, когда отец получил работу в Ньюкастле, расположенном в соседней Пенсильвании. Город по тем временам был немаленьким: 40 тыс. населения, но, самое главное — неподалеку, в г. Ист-Уилмингтон, находился престижный колледж — «Вестминстер»/Westminster College, New Wilmington, куда, после блестяще оконченной по всем предметам школы (к тому же досрочно, в 14 лет), и направил свои стопы будущий писатель.
Родители, гордые от сознания, что в семье растёт вундеркинд, всячески способствовали его интересу к наукам. Уже на 2-ом курсе молодой Гамильтон, казалось бы, подтвердил их оптимистические надежды, получив поощрение, как один из лучших учеников. Однако, затем наступил непредвиденный поворот: занятия ему надоели, а разница в возрасте отдалила Эдмонда от однокурсников, он превратился в законченного интроверта, начал курить трубку, запоем читал Бернарда Шоу, Юджина О’Нила и Генрика Ибсена. И, как нетрудно догадаться, мечтал стать драматургом. Но, начав коллекционировать старые книги, обнаружил среди них образцы литературы, которую он раньше и не замечал – фантастику. После чего классиков в круге его чтения потеснили Эдгар Райс Берроуз, Абрахам Меррит, Джордж Аллан Ингленд и им подобные кумиры начала века. Новое увлечение поставило крест и на академической карьере студента.
Впрочем, в 1911 году и с деревенской жизнью было покончено, когда отец получил работу в Ньюкастле, расположенном в соседней Пенсильвании. Город по тем временам был немаленьким: 40 тыс. населения, но, самое главное — неподалеку, в г. Ист-Уилмингтон, находился престижный колледж — «Вестминстер»/Westminster College, New Wilmington, куда, после блестяще оконченной по всем предметам школы (к тому же досрочно, в 14 лет), и направил свои стопы будущий писатель.
Родители, гордые от сознания, что в семье растёт вундеркинд, всячески способствовали его интересу к наукам. Уже на 2-ом курсе молодой Гамильтон, казалось бы, подтвердил их оптимистические надежды, получив поощрение, как один из лучших учеников. Однако, затем наступил непредвиденный поворот: занятия ему надоели, а разница в возрасте отдалила Эдмонда от однокурсников, он превратился в законченного интроверта, начал курить трубку, запоем читал Бернарда Шоу, Юджина О’Нила и Генрика Ибсена. И, как нетрудно догадаться, мечтал стать драматургом. Но, начав коллекционировать старые книги, обнаружил среди них образцы литературы, которую он раньше и не замечал – фантастику. После чего классиков в круге его чтения потеснили Эдгар Райс Берроуз, Абрахам Меррит, Джордж Аллан Ингленд и им подобные кумиры начала века. Новое увлечение поставило крест и на академической карьере студента.
Когда же его пропуски занятий, и что ещё страшнее — церкви («Вестминстер» был пресвитерианским религиозным колледжем) — превысил все нормы, Гамильтона с 3-го курса отчислили. Семья была огорчена — единственный сын разбил их надежды. Вместо диплома физика он ограничился работой клерка на Пенсильванской железной дороге/Pennsylvania Railroad, но и этой, как оказалось, первой и последней в жизни работы «за зарплату», Эдмонд лишился уже менее чем через 3 года.
Вот тогда, в 1925 году, он сел и написал первый НФ-рассказ, и более 50 следующих лет с этим, счастливо обретённым делом жизни, уже не расставался.
«Я до сих пор считаю, что решение зарабатывать на жизнь научной фантастики было чистой воды безумием, но… удалось! С 1925 года, когда я продал в профессиональный журнал первый рассказ, я ничем другим не занимался. И в целом моя профессия принесла мне определённое богатство — я имею в виду не количество заработанных денег, а число приобретённых друзей и реализованных немыслимых старых грёз» (из воспоминаний Э. Гамильтона).
Дебют в НФ состоялся в 1926 году, когда в августовском выпуске журнала ужасов и «странной фантастики» Weird Tales/«Странные истории» появился первые его опубликованный рассказ — «Бог-чудовище Мамурта» («Чудовище пустыни», «Бог пустыни», «Чудовищный бог Мамурта»)/The Monster-God of Mamurth. В том номере по рейтингу Гамильтон уступил первенство только американскому писателю, журналисту и редактору Абрахаму Мерриту, (1884-1943, писал в жанре фантастики о затерянных мирах и цивилизациях, или в жанре мистического детектива, («Лунная заводь»/The Moon Pool (1919), «Живой металл» («Металлический монстр»)/The Metal Monster (The Metal Emperor) (1920), «Гори, ведьма, гори!»/Burn, Witch, Burn! (1932), «Лик в бездне»/The Face in the Abyss (1931), «Корабль Иштар»/The Ship of Ishtar (1924)), короткий роман которого — «Лесные женщины»/The Woman of the Wood, также появился в том самом выпуске. При этом новичку удалось оттеснить на 3-е место очень популярного в то время (да и не только в то) «короля литературы ужасов» — самого Говарда Филлипса Лавкрафта!
Вот тогда, в 1925 году, он сел и написал первый НФ-рассказ, и более 50 следующих лет с этим, счастливо обретённым делом жизни, уже не расставался.
«Я до сих пор считаю, что решение зарабатывать на жизнь научной фантастики было чистой воды безумием, но… удалось! С 1925 года, когда я продал в профессиональный журнал первый рассказ, я ничем другим не занимался. И в целом моя профессия принесла мне определённое богатство — я имею в виду не количество заработанных денег, а число приобретённых друзей и реализованных немыслимых старых грёз» (из воспоминаний Э. Гамильтона).
Дебют в НФ состоялся в 1926 году, когда в августовском выпуске журнала ужасов и «странной фантастики» Weird Tales/«Странные истории» появился первые его опубликованный рассказ — «Бог-чудовище Мамурта» («Чудовище пустыни», «Бог пустыни», «Чудовищный бог Мамурта»)/The Monster-God of Mamurth. В том номере по рейтингу Гамильтон уступил первенство только американскому писателю, журналисту и редактору Абрахаму Мерриту, (1884-1943, писал в жанре фантастики о затерянных мирах и цивилизациях, или в жанре мистического детектива, («Лунная заводь»/The Moon Pool (1919), «Живой металл» («Металлический монстр»)/The Metal Monster (The Metal Emperor) (1920), «Гори, ведьма, гори!»/Burn, Witch, Burn! (1932), «Лик в бездне»/The Face in the Abyss (1931), «Корабль Иштар»/The Ship of Ishtar (1924)), короткий роман которого — «Лесные женщины»/The Woman of the Wood, также появился в том самом выпуске. При этом новичку удалось оттеснить на 3-е место очень популярного в то время (да и не только в то) «короля литературы ужасов» — самого Говарда Филлипса Лавкрафта!
А 1926 год стал воистину годом рождения американской журнальной фантастики. Она тогда насчитывала лишь месяцы своего существования, и только в апреле 1926 года предприимчивый инженер и издатель Хьюго Гернсбек выпустил №1 самого первого специализированного НФ-журнала — Amazing Stories/«Поразительные истории».
До этого — к середине 1926 года, фантастика печаталась от случая к случаю в популярных журналах более широкой ориентации. И более всего блистали тогда 2 издания, за появлением которых бдительно следили юные фэны, — журналы Argezy и Weird Tales. Одним из асов Argezy и был А. Меррит — один из первых кумиров Эдмонда в литературе.
Гамильтон быстро стал одним из главных членов группы писателей, публиковавшихся тогда в Weird Tales и собранных главным редактором журнала Фарнсуортом Райтом. В ту же группу входили Г. Лавкрафт и Роберт Говард. В период 1926-1948 гг. в Weird Tales было опубликовано целых 79 произведений Гамильтона, что сделало его одним из самых плодовитых писателей.
Но подлинный его триумф наступил 2 годами позже, когда в журнале был напечатан первый рассказ писателя из цикла о Межзвёздном Патруле. С ним вчерашний дебютант сразу вошёл в «топ» американской фантастики, хотя книжного издания пришлось дожидаться аж до 1965 года, когда большинство произведений цикла объединили в 2 тома — «За пределами Вселенной»/Outside the Universe и «Сталкивающиеся светила»/Crashing Suns.
Гамильтон быстро стал одним из главных членов группы писателей, публиковавшихся тогда в Weird Tales и собранных главным редактором журнала Фарнсуортом Райтом. В ту же группу входили Г. Лавкрафт и Роберт Говард. В период 1926-1948 гг. в Weird Tales было опубликовано целых 79 произведений Гамильтона, что сделало его одним из самых плодовитых писателей.
Но подлинный его триумф наступил 2 годами позже, когда в журнале был напечатан первый рассказ писателя из цикла о Межзвёздном Патруле. С ним вчерашний дебютант сразу вошёл в «топ» американской фантастики, хотя книжного издания пришлось дожидаться аж до 1965 года, когда большинство произведений цикла объединили в 2 тома — «За пределами Вселенной»/Outside the Universe и «Сталкивающиеся светила»/Crashing Suns.
«Межзвёздный Патруль своевременно реагирует на угрозу вторжения в Галактику агрессоров-чужаков из далёкого «умирающего» звёздного скопления. Но всё заканчивается, естественно, на редкость удачно, к вящей славе Патруля. После того, как герой с тайной миссией добирается до Туманности Андромеды (где находит союзников — преобладающую там газообразную форму жизни), наступает кульминация. В финале титанической битвы звёздных эскадр, уничтожающих пространство, тысячи солнц сближаются, образуя шаровое скопление, своего рода кишащий «муравейник светил» — гигантское супер-солнце…»
Именно цикл из 8 повестей о Межзвёздном Патруле, публиковавшийся на страницах журнала начиная с 1928 года, принёс Гамильтону славу одного из отцов-основателей современной американской НФ, и являющийся первой в истории литературы «космической оперой» (в современном понимании этого термина).
В нём писатель заложил каноны жанра, ставшие для него определяющими на десятилетия вперёд: межзвёздные (и даже межгалактические) перелёты, космические пираты, «звёздные войны» с участием армад боевых звездолётов, Звёздная Федерация, включающая большую часть Галактики (у Гамильтона — «Объединенные Звёзды»).
Это был и вестерн, и исторический роман, и батальные полотна, но на шкале расширившейся — галактической. Масштабы, вот чем брали читателей все без исключения мастера «космической оперы», старательные ученики Александра Дюма и Вальтера Скотта.
В нём писатель заложил каноны жанра, ставшие для него определяющими на десятилетия вперёд: межзвёздные (и даже межгалактические) перелёты, космические пираты, «звёздные войны» с участием армад боевых звездолётов, Звёздная Федерация, включающая большую часть Галактики (у Гамильтона — «Объединенные Звёзды»).
Это был и вестерн, и исторический роман, и батальные полотна, но на шкале расширившейся — галактической. Масштабы, вот чем брали читателей все без исключения мастера «космической оперы», старательные ученики Александра Дюма и Вальтера Скотта.
В период между концом 1920-х и началом 1930-х гг., писатель публиковался во всех американских pulp-журналах, издававших НФ. Его рассказ «Остров безрассудства»/The Island of Unreason (№5 ещё одного созданного Гернсбеком, путём слияния 2 ранее издававшихся им журналов Air Wonder Stories и Science Wonder Stories — журнала Wonder Stories/«Удивительные Истории» за 1933 г.) был награждён, как лучший НФ-рассказ года, премией Жюля Верна (первая НФ-премия, вручаемая по результатам голосования читателей — прообраз учреждённой в 1953 году Премии «Хьюго»/Hugo Award).
В тот период Гамильтон был почитаем, и считался ветераном среди писателей, сотрудничавших с Weird Tales. В конце 1930-х гг. в журнале были напечатаны несколько выдающихся фантастических рассказов Эдмонда, наибольшей популярностью из которых пользовался «Кто имеет крылья»/He That Hath Wings (1938), переиздававшийся впоследствии чаще остальных.
В тот период Гамильтон был почитаем, и считался ветераном среди писателей, сотрудничавших с Weird Tales. В конце 1930-х гг. в журнале были напечатаны несколько выдающихся фантастических рассказов Эдмонда, наибольшей популярностью из которых пользовался «Кто имеет крылья»/He That Hath Wings (1938), переиздававшийся впоследствии чаще остальных.
Затем писатель погрузился в создание серии рассказов, главным действующим лицом которых был супергерой Курт Ньютон, более известный как «Капитан Фьючер» («Капитан Будущее»)/Captain Future. В 1940-50-е гг. Гамильтон написал более 100 рассказов в рамках этой серии. Первоначально они печатались в журналах, а затем были опубликованы в виде 13 «романов». Сериал пользовался большой популярностью, но автор никогда не относился к нему серьёзно — для него это была лишь работа «на заказ».
«Решительный и благородный бесстрашный галактический искатель приключении Кэртис Ньютон, бдительный страж законности, настигает негодяев всех мастей на самых окраинных планетах Галактики, даже в поясе астероидов. Неумолимый враг преступников, он и его верные спутники — робот Грэг, андроид Ото и «живой мозг» Саймон Райт, словно по заказу, появляются именно там, где сейчас требуется их помощь. Не случайно для мирного населения обитаемых миров капитан Фьючер — подлинный герой всех времён и народов. Пока капитан Фьючер на страже — земляне могут спать спокойно!»
«Решительный и благородный бесстрашный галактический искатель приключении Кэртис Ньютон, бдительный страж законности, настигает негодяев всех мастей на самых окраинных планетах Галактики, даже в поясе астероидов. Неумолимый враг преступников, он и его верные спутники — робот Грэг, андроид Ото и «живой мозг» Саймон Райт, словно по заказу, появляются именно там, где сейчас требуется их помощь. Не случайно для мирного населения обитаемых миров капитан Фьючер — подлинный герой всех времён и народов. Пока капитан Фьючер на страже — земляне могут спать спокойно!»
Идея создания сериала принадлежала нью-йоркскому редактору Морту Вайзенгеру, вдохновляемому популярным в те годы персонажем межавторского цикла — Доком Севеджем/Doc Savage — идеальным героем, сочетавшим в себе черты учёного и бойца. Рассказы о его приключениях публиковались с марта 1933 года до лета 1949 года издательством Street & Smith в одноимённом журнале. Вайзенгер решил сделать то же самое, только в декорациях космического будущего (Севедж был современником — жил и действовал в XX в.).
Для написания серии редактор решил нанять именно Гамильтона. В июне 1939 года он пригласил его на встречу, отправив письмо с примерным описанием сюжета. Деньги писателю были, конечно же, нужны, но большая часть идей Вайзенгера ему решительно не понравилась из-за их явной примитивности. Он поехал в Нью-Йорк, где убедил редактора в том, что цикл о Фьючере нужно делать совсем по-другому. После того, как Вайзингер согласился, Гамильтон приступил к работе.
О том, что писатель никогда не относился к этому проекту серьёзно, говорят его собственные слова: «Поначалу мне платили так мало за эти романы, что я отсылал в редакцию первый черновик прямо из печатной машинки, без всякой правки. После публикации шестого романа ставка была увеличена, так что я стал дорабатывать черновики, и тексты стали получше…».
Скорее всего, именно цикл о капитане Фьючере имел в виду шведский писатель и критик Сэм Люндвал, который писал в своей «Иллюстрированной истории фантастики»: «Эдмонд Гамильтон был удивительно зрелым и восприимчивым автором, который мог бы стать одним из самых великих писателей-фантастов, если бы не тратил так много времени и сил на мелодраматическую „космическую оперу“…, ибо другие космооперы, написанные Гамильтоном тогда же, в 40-е, но никак не связанные с капитаном Фьючером,— такие как „Три планетёра“ (1940), или самый известный его роман „Звёздные короли“ (1947) — стоят на много порядков выше, чем этот коммерческий сериал».
Скорее всего, именно цикл о капитане Фьючере имел в виду шведский писатель и критик Сэм Люндвал, который писал в своей «Иллюстрированной истории фантастики»: «Эдмонд Гамильтон был удивительно зрелым и восприимчивым автором, который мог бы стать одним из самых великих писателей-фантастов, если бы не тратил так много времени и сил на мелодраматическую „космическую оперу“…, ибо другие космооперы, написанные Гамильтоном тогда же, в 40-е, но никак не связанные с капитаном Фьючером,— такие как „Три планетёра“ (1940), или самый известный его роман „Звёздные короли“ (1947) — стоят на много порядков выше, чем этот коммерческий сериал».
В 1946 году писатель-фантаст Джек Уильямсон, с которым Эдмонда связывала тесная дружба (они даже осуществили совместное ритуальное плавание по великой американской реке Миссисипи) — познакомил его в Лос-Анджелесе с писательницей и сценаристкой Ли Брэккетт (Ли Дуглас Брэкетт, 1915-1978).
В том же году писатели поженились. Свидетелями на свадьбе были супруги-фантасты — Кэтрин Мур и Генри Каттнер, а близким другом новоиспеченной четы стал молодой местный фэн и автор — Рэй Брэдбери (подробнее о писателе – здесь: Земные хроники Рэя Брэдбери).
Ли и сама писала фантастику, как писатель дебютировала в 1940 году в журнале Astounding Science Fiction/«Поразительная научная фантастика» с рассказом «Марсианский гладиатор»/Martian Quest. А наибольшую известность принесли произведения с придуманным ей в 1945 году героем Эриком Джоном Старком. Её талант проявился не только в литературе. Вскоре после появления «Вуали Астеллара»/The Veil of Astellar (1944), продюсер Говард Хоукс приглашает писательницу в Голливуд для работы над сценарием неоклассического фильма Хемфри Богарда «Глубокий сон» («Большой сон»)/The Big Sleep (1946) по роману Р. Чандлера, в сотрудничестве с Уильямом Фолкнером.
В том же году писатели поженились. Свидетелями на свадьбе были супруги-фантасты — Кэтрин Мур и Генри Каттнер, а близким другом новоиспеченной четы стал молодой местный фэн и автор — Рэй Брэдбери (подробнее о писателе – здесь: Земные хроники Рэя Брэдбери).
Ли и сама писала фантастику, как писатель дебютировала в 1940 году в журнале Astounding Science Fiction/«Поразительная научная фантастика» с рассказом «Марсианский гладиатор»/Martian Quest. А наибольшую известность принесли произведения с придуманным ей в 1945 году героем Эриком Джоном Старком. Её талант проявился не только в литературе. Вскоре после появления «Вуали Астеллара»/The Veil of Astellar (1944), продюсер Говард Хоукс приглашает писательницу в Голливуд для работы над сценарием неоклассического фильма Хемфри Богарда «Глубокий сон» («Большой сон»)/The Big Sleep (1946) по роману Р. Чандлера, в сотрудничестве с Уильямом Фолкнером.
С этого фильма началась голливудская карьера Брэкетт. Она написала также сценарии для фильмов: «Рио Браво»/Rio Bravo (1959), «Рио Лобо»/Rio Lobo (1970), «Долгое прощание»/The Long Goodbye (1973), «Звёздные войны. Эпизод V. Империя наносит ответный удар»/Star Wars: Episode V - The Empire Strikes Back (1980) и др.
В 2014 году она была введена в Зал славы научной фантастики и фэнтези/Science Fiction and Fantasy Hall of Fame (посмертно), лауреат Премии Кордвейнера Смита "Открытые заново"/The Cordwainer Smith Rediscovery Award (2005, «За заслуги перед жанром»), Премии «Форри»/Forry Award (1978 ,посмертно), номинировалась аж на 5 Премий «Хьюго»: в 1941 году за рассказ «Марсианский поиск»/Martian Quest (1940) и рассказ «Звёздный Легион»/The Stellar Legion (1940), в 1944 году за повести «Не-люди»/The Halfling (1943) и "Цитадель потерянных кораблей»/The Citadel of Lost Ships (1943), и в 1956 году за роман «Долгое завтра»/The Long Tomorrow (1955).
Спустя 3 года Гамильтон и Брэккетт переселились на восток Штатов, на ферму в Кинсмене (Огайо), принадлежавшую дальним родственникам Эдмонда. Ферме было более 100 лет, и она занимала площадь в 15 га. Тогда супруги ещё не знали, что это будет их постоянный дом до конца их жизней. Умерла Ли Брэкетт 18 марта 1978 года от рака, лишь на год пережив мужа.
В послевоенные годы популярность Гамильтона пошла на убыль. К началу 1940-х гг. у писателя вырабатывается более чистый литературный язык, психология персонажей прорисовывается им глубже, читать его неискушённому читателю становилось сложнее. Также, Эдмонд не сумел найти общий язык с Джоном Вудом Кэмпбеллом, главным редактором Astounding SF, который за несколько лет умелого руководства сумел сделать свой журнал ведущим фантастическим изданием Америки. Писатели, публиковавшиеся в нём, популярными становились «автоматически». Однако Кэмпбелл отличался диктаторской манерой управления — у Гамильтона стало уходить слишком много времени на исправления и переписывания, согласно требованиям редактора, своих произведений, что и замедляло и усложняло работу.
Эдмонд вспоминал после этого неудачного опыта сотрудничества с Кэмпбеллом: «Больше я не посылал ему рассказов. По простой причине: я не мог заработать на жизнь, сочиняя для Джона Кэмпбелла. А ему не нравились авторы… сотрудничающие с другими журналами» (из интервью американскому редактору и составителю антологий НФ Патрику Д. Н. Хейдену).
Гамильтон продолжил сотрудничество с менее популярными, но более «лояльными» к авторам журналами и опубликовал в них несколько удачных романов: «Звезда жизни»/The Star of Life (1959), «Город на краю света»/City at World's End (1951), «Битва за звезды» («Война за Галактику»)/Battle for the Stars (1961), «Хранители звезд»/The Haunted Stars (1960). Популярностью пользовалась также трилогия о Звёздном Волке: «Звёздный волк I: Оружие извне»/Starwolf #1: The Weapon From Beyond (1967), «Звёздный волк II: Закрытые миры» («Вторая война Звёздного Волка»)/The Closed Worlds (1968), «Звёздный волк III: Мир звёздных волков» («Третья война Звёздного Волка»)/World of the Starwolves (1968).
Эдмонд вспоминал после этого неудачного опыта сотрудничества с Кэмпбеллом: «Больше я не посылал ему рассказов. По простой причине: я не мог заработать на жизнь, сочиняя для Джона Кэмпбелла. А ему не нравились авторы… сотрудничающие с другими журналами» (из интервью американскому редактору и составителю антологий НФ Патрику Д. Н. Хейдену).
Гамильтон продолжил сотрудничество с менее популярными, но более «лояльными» к авторам журналами и опубликовал в них несколько удачных романов: «Звезда жизни»/The Star of Life (1959), «Город на краю света»/City at World's End (1951), «Битва за звезды» («Война за Галактику»)/Battle for the Stars (1961), «Хранители звезд»/The Haunted Stars (1960). Популярностью пользовалась также трилогия о Звёздном Волке: «Звёздный волк I: Оружие извне»/Starwolf #1: The Weapon From Beyond (1967), «Звёздный волк II: Закрытые миры» («Вторая война Звёздного Волка»)/The Closed Worlds (1968), «Звёздный волк III: Мир звёздных волков» («Третья война Звёздного Волка»)/World of the Starwolves (1968).
Трилогия о Звёздном Волке Моргане Чейне считается одним из лучших произведений, написанных в жанре фантастического боевика. Сильный, обаятельный и безрассудно храбрый герой постоянно рискует и с блеском выходит из самых отчаянных переделок. Обвинённый в убийстве, Чейн вынужден бежать с родной планеты. Его подбирают космические наёмники. Благодаря своим качествам, Звёздный Волк становится полноправным членом команды и участвует в самых опасных операциях.
Умер Эдмонд Мур Гамильтон 1 февраля 1977 года, на 73-м году жизни, не дождавшись публикации своего последнего сборника, составленного женой — «Лучшее Эдмонда Гамильтона»/The Best of Edmond Hamilton (1977).
Гамильтон был первым, кто ещё в 1928 году описал в своей первой повести из цикла о Межзвёздном Патруле — «Сталкивающиеся солнца»/Crashing Suns голографию (под термином «телестерео»), оспаривал, кстати (в частности, у К. Саймака (подробнее о писателе – здесь: Земные и неземные Города «Старого Клиффа»), титул «крестного отца» андроидов: в рассказе «Металлические гиганты»/The Metal Giants (1926) им был описан один из самых ранних в НФ примеров функциональных роботов. В романах «Похитители звёзд»/The Star-Stealers (1929) и «В недрах туманности»/Within the Nebula (1929) — писатель впервые в НФ выдвинул концепцию Галактической Федерации, а в «Проклятой галактике» («Галактическая чума»)/The Accursed Galaxy (1935) впервые в художественной литературе сформулировал гипотезу расширяющейся Вселенной. Ещё до начала «космической эры», в рассказе «Как там — извне?», написанном ещё в 1933 году (опубликовать который Гамильтон смог только в 1952 году, т.к. тогдашним редакторам «пророчество» показалось достаточно смелым) автор писал, что исследование Солнечной системы окажется малорезультативным ввиду его крайней дороговизны. Сборник рассказов Гамильтона «Ужас на астероиде» («Убийство на астероиде»)/The Horror On the Asteroid (1936) стал одним из самых первых книг американской фантастики, вышедших в твёрдом переплёте (hardcover). Популярный сегодня, благодаря «Звёздным войнам»/Stars Wars световой меч, был впервые придуман и описан также Гамильтоном — ещё в 1933 году, в романе «Калдар, мир Антареса»/Kaldar, World of Antares. Значительная же часть антуража самой саги была взята Дж. Лукаса из дилогии Гамильтона «Звёздные короли»/The Star Kings (1947) и «Возвращение к Звёздам»/Return to the Stars (1969), основой сюжета которой и были эти самые т.н. «звёздные войны», и сценарий к которым был написан, в том числе, и женой писателя — Ли Брэкетт. Так же, автор лихих вселенских гонок на сверхсветовых скоростях в одном из произведений предложил-таки вполне корректный «досветовой» способ космических путешествий. В литературе он позже получил название «разгонного» (ram jet), суть оторого состоит в том, что разгоняющийся корабль добывает себе топливо по пути: с помощью гигантских электромагнитов собирая в дороге космический газ и перерабатывая его в энергию.
Российский писатель и переводчик Сергей Сухинов, который к тому времени перевёл на русский 10 романов Гамильтона, в 1998-2006 гг. выпустил в серии «Стальная крыса» издательства «Эксмо» 15 романов-продолжений серии о Звёздном Волке («Звёздный Волк-4: Капкан для Звёздного Волка», «Звёздный Волк-18: Террористы космоса»).
Библиография Э. Гамильтона:
Циклы:
«Межзвёздный Патруль»/Interstellar Patrol:
«Сталкивающиеся солнца»/Crashing Suns (1928), «Похитители звёзд»/The Star-Stealers (1929), «В недрах туманности»/Within the Nebula (1929), «За пределами Вселенной»/Outside the Universe Фьючер (1929), «Водители комет»/The Comet-Drivers (1930), «Солнечные люди»/The Sun People(1930), «Космическое облако»/The Cosmic Cloud 1930), «Корсары космоса»/Corsairs of the Cosmos (1934).
«Калдар, мир Антареса»/Kaldar, World of Antares:
«Калдар, мир Антареса»/Kaldar, World of Antares (1933), «Змеиный народ Калдара»/Snake Men of Kaldar (1933), «Великий Мозг Калдара»/The Great Brain of Kaldar (1935).
«Доктор Дейл»/Doctor Dale:
«Повелитель вампиров»/The Vampire Master (1933), «Обитель Ока Зла»/House of the Evil Eye (1936).
«Капитан» («Капитан Будущее»)/Captain Future:
«Капитан Фьючер и император космоса»/Captain Future & the Space Emperor (1940), «Капитан Фьючер приходит на помощь»/Calling Captain Future (1940), «Поиск капитана Фьючера»/Captain Future’s Challenge (1940), «Миссия капитана Фьючера»/The Triumph of Captain Future (1940, в 1967 переиздан, как «Галактическая миссия»/Galaxy Mission), «Капитан Фьючер и семь звёздных камней»//Captain Future and the Seven Space Stones (1941), Star Trail to Glory (1941, на англ.), «Чародей с Марса»/The Magician of Mars (1941), «Потерянный мир Времени»/The Lost World of Time (1941), «Звёздный поиск»/Quest Beyond the Stars (1942), «Изгои Луны»/Outlaws of the Moon (1942), «Кометные короли»/The Comet Kings (1942), «Планетная угроза»/Planets in Peril (1942), The Face of the Deep (1943, англ.), Star of Dread (1943, англ.), Magic Moon (1944, англ.), Red Sun of Danger (1945, англ., переиздан в 1968, как «Опасная планета»/Danger Planet), «Неукротимый мир» («Таинственный мир»)/Outlaw World (1946), «Галактическая миссия»/Galaxy Mission, (1967), «Опасная планета»/Danger Planet (1968, под псевдонимом Brett Sterling), «Десятая планета»/The Tenth Planet (1969. под псевдонимом Brett Sterling).
«Звёздные короли»/The Star Kings:
«Звёздные короли»/The Star Kings (1947), «Звёздный охотник»/The Star Hunter (1958), «Возвращение к звёздам»/Return to the Stars (1969), «Старк и звёздные короли»/Stark & the Star Kings (совместный проект с Ли Брекетт).
«Звёздный Волк»/Starwolf:
«Оружие извне» («Галактическое оружие»)/The Weapon from Beyond (1967), «Закрытые миры»/The Closed Worlds (1968), «Мир звёздных волков»/World of the Starwolves (1968).
Отдельные романы:
«Всадники времени»/The Time Raider (1927), «Озеро Жизни»/The Lake of Life (1937), «Три планетёра»/The Three Planeteers (1940), «Янки в Валгалле»/A Yank At Valhalla (1941), «Убийство в клинике»/Murder in the Clinic (1945), «Девушка-тигр»/Tiger Girl (1945), «Таркол — повелитель неизведанного»/Tharkol, Lord of the Unknown (1950), «Город на краю света»/The City at World’s End (1951), «Звезда жизни»/The Star of Life (1959), «Разрушитель Солнц» («Молот Валькаров»)/The Sun Smasher (1959), «Хранители звёзд»/The Haunted Stars (1960), «Битва за звёзды»/Battle for the Stars (1961), «Долина мироздания»/The Valley of Creation (1964), «Беглец со звёзд»/Fugitive of the Stars (1965), «Роковая звезда»/Doom Star (1966), «Арфисты Титана»/The Harpers of Titan (1967).
Писал под псевдонимами: Джон Бентон (John Benton), Александр Блэйд (Alexander Blade), Роберт Вентворт (Robert Wentworth), Уилл Гарт (Will Garth), Хью Дэвидсон (Hugh Davidson), Роберт Кастл (Robert Castle), С. К. М. Сканлон (C. K. M. Scanlon), Брэтт Стерлинг (Brett Sterling), С. М. Теннесхау (S. M. Tenneshaw), Роберт Уоллес (Robert Wallace), Джон С. Эндикот (John S. Endicott).
В 1996 г. современный фантаст Аллен Стил написал повесть «Смерть капитана Фьючера»/The Death of Captain Future (1995, цикл «Околокосмическая серия»/Near-Space Series), которую посвятил покойному Эдмонду Гамильтону.
В сборнике издательства «Азбука – Терра» 1997 года «Эдмонд Гамильтон. Звёздные скитальцы» произведение под названием «Хозяин астероида»/Asteroid Man принадлежит перу не Гамильтона, а Лайонела Фанторпа, и было включено по ошибке (или умышленно?) Александром Тишининым, причём, под чужим переводом (перевод на русский выполнялся с немецкого перевода, а не с оригинального текста).
В электронных публикациях последнего времени появилась тенденция к объединению ранних романов Гамильтона в единую историю будущего, но нет никаких подтверждений того, что это был замысел самого автора, а не его современных издателей.
Циклы:
«Межзвёздный Патруль»/Interstellar Patrol:
«Сталкивающиеся солнца»/Crashing Suns (1928), «Похитители звёзд»/The Star-Stealers (1929), «В недрах туманности»/Within the Nebula (1929), «За пределами Вселенной»/Outside the Universe Фьючер (1929), «Водители комет»/The Comet-Drivers (1930), «Солнечные люди»/The Sun People(1930), «Космическое облако»/The Cosmic Cloud 1930), «Корсары космоса»/Corsairs of the Cosmos (1934).
«Калдар, мир Антареса»/Kaldar, World of Antares:
«Калдар, мир Антареса»/Kaldar, World of Antares (1933), «Змеиный народ Калдара»/Snake Men of Kaldar (1933), «Великий Мозг Калдара»/The Great Brain of Kaldar (1935).
«Доктор Дейл»/Doctor Dale:
«Повелитель вампиров»/The Vampire Master (1933), «Обитель Ока Зла»/House of the Evil Eye (1936).
«Капитан» («Капитан Будущее»)/Captain Future:
«Капитан Фьючер и император космоса»/Captain Future & the Space Emperor (1940), «Капитан Фьючер приходит на помощь»/Calling Captain Future (1940), «Поиск капитана Фьючера»/Captain Future’s Challenge (1940), «Миссия капитана Фьючера»/The Triumph of Captain Future (1940, в 1967 переиздан, как «Галактическая миссия»/Galaxy Mission), «Капитан Фьючер и семь звёздных камней»//Captain Future and the Seven Space Stones (1941), Star Trail to Glory (1941, на англ.), «Чародей с Марса»/The Magician of Mars (1941), «Потерянный мир Времени»/The Lost World of Time (1941), «Звёздный поиск»/Quest Beyond the Stars (1942), «Изгои Луны»/Outlaws of the Moon (1942), «Кометные короли»/The Comet Kings (1942), «Планетная угроза»/Planets in Peril (1942), The Face of the Deep (1943, англ.), Star of Dread (1943, англ.), Magic Moon (1944, англ.), Red Sun of Danger (1945, англ., переиздан в 1968, как «Опасная планета»/Danger Planet), «Неукротимый мир» («Таинственный мир»)/Outlaw World (1946), «Галактическая миссия»/Galaxy Mission, (1967), «Опасная планета»/Danger Planet (1968, под псевдонимом Brett Sterling), «Десятая планета»/The Tenth Planet (1969. под псевдонимом Brett Sterling).
«Звёздные короли»/The Star Kings:
«Звёздные короли»/The Star Kings (1947), «Звёздный охотник»/The Star Hunter (1958), «Возвращение к звёздам»/Return to the Stars (1969), «Старк и звёздные короли»/Stark & the Star Kings (совместный проект с Ли Брекетт).
«Звёздный Волк»/Starwolf:
«Оружие извне» («Галактическое оружие»)/The Weapon from Beyond (1967), «Закрытые миры»/The Closed Worlds (1968), «Мир звёздных волков»/World of the Starwolves (1968).
Отдельные романы:
«Всадники времени»/The Time Raider (1927), «Озеро Жизни»/The Lake of Life (1937), «Три планетёра»/The Three Planeteers (1940), «Янки в Валгалле»/A Yank At Valhalla (1941), «Убийство в клинике»/Murder in the Clinic (1945), «Девушка-тигр»/Tiger Girl (1945), «Таркол — повелитель неизведанного»/Tharkol, Lord of the Unknown (1950), «Город на краю света»/The City at World’s End (1951), «Звезда жизни»/The Star of Life (1959), «Разрушитель Солнц» («Молот Валькаров»)/The Sun Smasher (1959), «Хранители звёзд»/The Haunted Stars (1960), «Битва за звёзды»/Battle for the Stars (1961), «Долина мироздания»/The Valley of Creation (1964), «Беглец со звёзд»/Fugitive of the Stars (1965), «Роковая звезда»/Doom Star (1966), «Арфисты Титана»/The Harpers of Titan (1967).
Писал под псевдонимами: Джон Бентон (John Benton), Александр Блэйд (Alexander Blade), Роберт Вентворт (Robert Wentworth), Уилл Гарт (Will Garth), Хью Дэвидсон (Hugh Davidson), Роберт Кастл (Robert Castle), С. К. М. Сканлон (C. K. M. Scanlon), Брэтт Стерлинг (Brett Sterling), С. М. Теннесхау (S. M. Tenneshaw), Роберт Уоллес (Robert Wallace), Джон С. Эндикот (John S. Endicott).
В 1996 г. современный фантаст Аллен Стил написал повесть «Смерть капитана Фьючера»/The Death of Captain Future (1995, цикл «Околокосмическая серия»/Near-Space Series), которую посвятил покойному Эдмонду Гамильтону.
В сборнике издательства «Азбука – Терра» 1997 года «Эдмонд Гамильтон. Звёздные скитальцы» произведение под названием «Хозяин астероида»/Asteroid Man принадлежит перу не Гамильтона, а Лайонела Фанторпа, и было включено по ошибке (или умышленно?) Александром Тишининым, причём, под чужим переводом (перевод на русский выполнялся с немецкого перевода, а не с оригинального текста).
В электронных публикациях последнего времени появилась тенденция к объединению ранних романов Гамильтона в единую историю будущего, но нет никаких подтверждений того, что это был замысел самого автора, а не его современных издателей.
Награды и премии Э. Гамильтона:
1967 — введён в «Зал славы Первого фэндома»/First Fandom Hall of Fame Award, неформальной ассоциации американских любителей фантастики. (В Зал славы включают фэнов, писателей, редакторов, художников и литературных агентов, посвятивших фантастике 30 и более лет жизни).
2018 — Премия журнала "Бифрост"/Prix des lecteurs de Bifrost (литературно-критический журнал «Бифрост»/Bifrost едва ли не самый популярный на рынке НФ-периодики во Франции, выходит ежеквартально с апреля 1996 г., печатал первоначально (первые 7 номеров) преимущественно молодых франкоязычных авторов, несколько реже – более маститых, а с №8 стал публиковать и англоязычных писателей). Категория: «Переводной рассказ (США)» — «Как там, в небесах?»/What's It Like Out There? (1952).
Номинировался на премии:
1944 — Премия «Хьюго»/Hugo Award (ретроспективная), рассказ «Изгнанник»/Exile (1943), 1946 — (ретроспективная), роман /Red Sun of Danger (1945); 1988 — премия «Великое Кольцо». Категория: «Крупная форма (перевод)» — «Звёздные короли»/Star Kings (1947); 2016 — Премия «Италия»/Premio Italia, Категория: «Зарубежный роман (США)» — «Нашествие»/Across Space (1926).
1967 — введён в «Зал славы Первого фэндома»/First Fandom Hall of Fame Award, неформальной ассоциации американских любителей фантастики. (В Зал славы включают фэнов, писателей, редакторов, художников и литературных агентов, посвятивших фантастике 30 и более лет жизни).
2018 — Премия журнала "Бифрост"/Prix des lecteurs de Bifrost (литературно-критический журнал «Бифрост»/Bifrost едва ли не самый популярный на рынке НФ-периодики во Франции, выходит ежеквартально с апреля 1996 г., печатал первоначально (первые 7 номеров) преимущественно молодых франкоязычных авторов, несколько реже – более маститых, а с №8 стал публиковать и англоязычных писателей). Категория: «Переводной рассказ (США)» — «Как там, в небесах?»/What's It Like Out There? (1952).
Номинировался на премии:
1944 — Премия «Хьюго»/Hugo Award (ретроспективная), рассказ «Изгнанник»/Exile (1943), 1946 — (ретроспективная), роман /Red Sun of Danger (1945); 1988 — премия «Великое Кольцо». Категория: «Крупная форма (перевод)» — «Звёздные короли»/Star Kings (1947); 2016 — Премия «Италия»/Premio Italia, Категория: «Зарубежный роман (США)» — «Нашествие»/Across Space (1926).
Источники:
Вл. Гаков. «Звездный король Эдмонд Гамильтон» (предисловие к сборнику «Э.Гамильтон. Звездный Волк», М.: АРМАДА, 1996);
https://fantlab.ru/autor417;
https://fantlab.ru/autor31;
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/G/GAMIL%27TON_Edmond_Mur/Gamil%27ton_E.M..html;
https://litvek.com/br/322662?p=4;
https://e-libra.ru/author/2698-gamilton-yedmond.html
личный архив.
Вл. Гаков. «Звездный король Эдмонд Гамильтон» (предисловие к сборнику «Э.Гамильтон. Звездный Волк», М.: АРМАДА, 1996);
https://fantlab.ru/autor417;
https://fantlab.ru/autor31;
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/G/GAMIL%27TON_Edmond_Mur/Gamil%27ton_E.M..html;
https://litvek.com/br/322662?p=4;
https://e-libra.ru/author/2698-gamilton-yedmond.html
личный архив.
Ссылки по теме:
- Что означают популярные женские американские имена
- Сын Стива Ирвина отметил 16-летие и получил от мамы замечательный подарок
- Геройски погибший студент стал джедаем
- 10+ видов забытой посуды советских времен
- Невосполнимые потери: ученые, режиссеры, музыканты и политики ушедшие из жизни в 2019 году
Новости партнёров
реклама
Простой проходной боевичок. Пришёл, увидел, отлюбил (но деликатней, чем Конан)