4502
21
Пишет annataliya
Помните, месяц назад в Карелии сгорела деревянная церковь 18 века? Ее поджег 15-летний подросток, гостивший у бабушки, как он сам сказал, чтобы обратить на себя внимание.
Помните, месяц назад в Карелии сгорела деревянная церковь 18 века? Ее поджег 15-летний подросток, гостивший у бабушки, как он сам сказал, чтобы обратить на себя внимание.
Потом я читала обсуждения этого поступка на разных форумах и поражалась высказываниям некоторых: "он же еще ребенок", "подумаешь, церковь, никого же не убил", "значит, так боженька хотел!" Конечно, вменяемые комментарии тоже были, но волосы дыбом от такой дремучести, если честно.
Вот такой она была.
Вот такой она была.
А как раз накануне мы с питерскими блогерами ездили по таким же вот деревянным церквям Ленинградской области. Это был один из этапов автопутешествия "Открывая Ленобласть", в ходе которого мы составляли карту достопримечательностей "Подпетербуржья", чтобы больше туристов узнавало о них и приезжало в этот регион. Тогда мы исследовали один из самых отдаленных районов Ленинградской области - Подпорожский. Ведь именно там сконцентрирована большая часть старинных деревянных церквей, в том числе, и самая древняя из них - церковь Георгия Победоносца, построенная аж в 1495 году! 15 век! Вы себе это представляете?
×
Эта церковь считается самой старой деревянной церковью в России, которая не перевезена в музей, а стоит на своем месте. Она же - третья по возрасту вообще из всех российских деревянных церквей.
Находится она в селе Родионово и стоит на пригорке на берегу Юксовского озера
Глаз не оторвать, правда? Рядом с ней, кстати, расположилась еще одна деревянная церквушка - Сретения Господня, построенная в 19 веке. Честно скажу, ее сейчас зачем-то покрасили в ядрено-канареечный цвет, и я сперва по незнанию даже приняла ее за новодел, и не стала фотографировать. Поэтому фото из интернета.
Конечно, хорошо то, что обе они отреставрированы, и, можно сказать, находятся в идеальном состоянии. Но плохо, что пока мы там гуляли, фотографировали, любовались стариной, не увидели ни одной живой души рядом. Охраны нет, батюшки тоже нет. А это значит что? А то, что окажись рядом с церковью какой-нибудь очередной полоумный подросток с канистрой бензина, остановить будет некому.
Но давайте я покажу вам все-таки и другие деревянные церкви Подпорожья. Хотите?
Вот, одна из моих самых любимых. Точнее, это целый комплекс из двух церквей - Николая Чудотворца и Илии Пророка в Согиницах. Обе церкви конца 16 - начала 17 веков постройки. Обе действующие, но как я поняла, открывающиеся только на время службы.
Но давайте я покажу вам все-таки и другие деревянные церкви Подпорожья. Хотите?
Вот, одна из моих самых любимых. Точнее, это целый комплекс из двух церквей - Николая Чудотворца и Илии Пророка в Согиницах. Обе церкви конца 16 - начала 17 веков постройки. Обе действующие, но как я поняла, открывающиеся только на время службы.
Конечно, эти церкви не в таком идеальном состоянии, как церковь в Родионово, но все-таки на одной из них мы заметили строительные леса. Надеюсь, что реставрация там продолжится.
А знаете, какой еще удивительный момент? Вокруг этих и всех остальных старых сельских церквей, которые мы потом увидели в Подпорожье, обязательно есть действующие до сих пор кладбища. На этих кладбищах - целая история. Там и могилы 18-19 веков, и дореволюционные - начала 20 века, и времен Великой Отечественной войны, и послевоенные, и совсем новые. Люди похоронены поколениями, лежат рядом друг с дружкой, с одними фамилиями... Смотришь и понимаешь, что тут настоящие семейные истории.
Это - церковь Воскресения Христова в Курпово на берегу реки Важинка.
Судьба у церкви удивительная. Построили ее в 16 веке, тогда же она и сгорела. Что делать? Отстроили заново. От первоначальной постройки тогда уцелел основной десятигранный сруб на подклете. Его при ремонте уже в 19 веке перекрыли куполом. Ну, а в советские годы эту церковь, как и множество других, закрыли, а здание передали колхозному клубу.
Интересное случилось во время Великой Отечественной войны. Эту территорию, включая деревню Курпово, оккупировали финны. И что вы думаете? Церковь они открыли и даже немного отремонтировали. В общем, с 1942 по 1944 годы она была действующей!
Впрочем, после войны советское правительство не стало нагнетать. Совет Министром в 1946 году принял решение об официальном возобновлении в этой церкви богослужений. Почему так? Не знаю! Но несмотря на пропагандируемую повсюду "безбожность", был такой факт (кстати, не единственный).
А в 1990-е годы церковь Воскресения Христова в Курпово была единственной действующей на всем северо-востоке Ленинградской области.
Интересное случилось во время Великой Отечественной войны. Эту территорию, включая деревню Курпово, оккупировали финны. И что вы думаете? Церковь они открыли и даже немного отремонтировали. В общем, с 1942 по 1944 годы она была действующей!
Впрочем, после войны советское правительство не стало нагнетать. Совет Министром в 1946 году принял решение об официальном возобновлении в этой церкви богослужений. Почему так? Не знаю! Но несмотря на пропагандируемую повсюду "безбожность", был такой факт (кстати, не единственный).
А в 1990-е годы церковь Воскресения Христова в Курпово была единственной действующей на всем северо-востоке Ленинградской области.
Еще один потрясающий храмовый комплекс - ансамбль Гиморецкого погоста. Состоит он из деревянной церкви Рождества пресвятой Богородицы и колокольни, построенных в конце 17 - начале 18 веков.
На ограде погоста того же времени постройки есть даже табличка о том, что данный ансамбль - памятник архитектуры и охраняется государством.
Но увы, ребят, зрелище грустное: и церковь, и колокольня сыпятся на глазах. :(
Пока мы гуляли там вокруг, встретили одно семейство приехавшее на кладбище у церкви аж из Москвы, и разговорились с ними. Оказалось, что они - бывшие местные. Женщина рассказала нам, что раньше рядом с погостом была большая деревня - Гимрека. Сейчас в окрестности церкви не осталось ни единого дома. И до 7 лет она жила в этой деревне вместе с бабушкой. Бабушкин дом стоял прямо рядом с погостом. А в 1970-е годы к ним сюда приехали снимать кино о деревянных храмах. Гиморецкий погост тоже должны были снимать. У киношников и деятелей культуры, под чьей эгидой должен был выйти этот фильм, денег было немало. А дом у бабушки был тоже старинный и деревянный. В общем, они выкупили у нее этот дом.
Бабушка с внучкой переехали жить в Москву, а дом в Гимреке был отреставрирован. Женщина рассказала, что они приезжали сюда несколько лет спустя и удивлялись, как же хорошо он выглядит. А потом у киношников то ли деньги закончились, то ли интересы изменились - в общем, съемки остановились и реставрация вместе с ними. Сейчас тот самый дом - уже не дом, а скорее, руины. И никому уже нет до него дела.
Бабушка с внучкой переехали жить в Москву, а дом в Гимреке был отреставрирован. Женщина рассказала, что они приезжали сюда несколько лет спустя и удивлялись, как же хорошо он выглядит. А потом у киношников то ли деньги закончились, то ли интересы изменились - в общем, съемки остановились и реставрация вместе с ними. Сейчас тот самый дом - уже не дом, а скорее, руины. И никому уже нет до него дела.
А еще нам женщина рассказала, что службы в Рождественской церкви больше тоже не ведутся. Но у кого-то в соседней деревне, у какого-то мужчины, дом которого рядом с магазином, есть ключ от церкви и от колокольни. И он его дает, если надо. Но у нас, к сожалению, было совсем мало времени, так что, мы не стали искать этого мужчину. Если будете в тех краях, имейте ввиду про ключ. И если побываете в церкви или на колокольне, расскажите потом, как там.
Ну, а мы отправились в соседнюю деревушку Щелейки. И там нас ждала еще одна деревянная церковь - Дмитрия Солунского Мироточивого 1783 года постройки. Вот она-то нас, пожалуй, удивила больше других.
Ну, а мы отправились в соседнюю деревушку Щелейки. И там нас ждала еще одна деревянная церковь - Дмитрия Солунского Мироточивого 1783 года постройки. Вот она-то нас, пожалуй, удивила больше других.
Дело в том, что церковь оказалась более чем в идеальном состоянии, полностью отреставрированной и обновленной, даже с огнетушителями на крыльце и у колокольни.
Правда, друзья мои, может, я и ошибаюсь - все-таки я не специалист по деревянному зодчеству, но мне показалось, что с реставрацией тут сильно перестарались. Несмотря на то, что табличка на стене по-прежнему гласила о старинности этой церкви, такого впечатления не складывалось совсем. Дерево выглядело абсолютно новым! Ну, а как итог, я не смогла почувствовать всего шарма этой церквушки.
Даже тот факт, что мы поднялись на колокольню и полюбовались шикарными видами оттуда, не спас положения...
А вам какая из деревянных церквей понравилась больше всего? Вообще, любите деревянное зодчество?
Новости партнёров
реклама