21732
13
10 марта 1980 года состоялась премьера фильма Эльдара Рязанова «Гараж», наряду с другими его комедиями прочно вошедшего в классику советского кинематографа. Только в год проката картину посмотрели 28,5 миллионов человек. «Гараж» до сих пор остается одним из тех фильмов, которые мы все любим и знаем практически наизусть. Сегодня мы собрали для вас интересные факты из истории его создания.
×
1. Идею фильма режиссеру подбросила сама жизнь. Побывав на заседании настоящего гаражного кооператива сотрудников Мосфильма, Рязанов был настолько потрясен, что не смог не отразить увиденное и пережитое в сценарии.
Много лет спустя, в своей книге «Грустное лицо комедии, или наконец подведенные итоги» Рязанов писал: «Я приехал домой после собрания как оглушенный, ведь среди присутствующих было много моих знакомых, которых я считал порядочными. Но там я увидел сборище людей, лишенных совести, забывших о справедливости, людей равнодушных и трусливых. Как будто вдруг спали маски благопристойности, обнажив уродливость лиц».
Много лет спустя, в своей книге «Грустное лицо комедии, или наконец подведенные итоги» Рязанов писал: «Я приехал домой после собрания как оглушенный, ведь среди присутствующих было много моих знакомых, которых я считал порядочными. Но там я увидел сборище людей, лишенных совести, забывших о справедливости, людей равнодушных и трусливых. Как будто вдруг спали маски благопристойности, обнажив уродливость лиц».
2. Однако еще больше расстроила режиссера собственная реакция на реальные события, аналогичные разворачивающимся в фильме – поддавшись коллективному настрою, он не заступился за тех, кому пришлось «добровольно-принудительно» лишиться заветных гаражей. Так в фильме появился персонаж профессора Смирновского, олицетворяющий самого Рязанова, совесть которого хоть и ближе к концу фильма, но все-таки заговорила.
3. Помимо этого, сам Эльдар Рязанов, как и некоторые его коллеги-режиссеры любящий сниматься в своих фильмах в эпизодических ролях, в «Гараже» играет начальника отдела насекомых, который проспал все собрание на чучеле бегемота и в итоге получил таки «несчастливый билет». Так режиссер как бы наказал самого себя за слабость, проявленную на настоящем собрании.
4. В качестве идеи для декораций к «Гаражу» был выбран зоологический музей, превратившийся в НИИ «Охраны животных от окружающей среды». Однако сами съемки проходили не в настоящем музее, а в павильоне Мосфильма.
Также многие считают, что чучела животных намекают на не совсем человеческое поведение героев картины, хотя основная причина такого выбора все же состоит в том, что Рязанов понимал, что «картинку» фильма, все действие которого происходит в одном замкнутом помещении, надо как-то разнообразить.
Также многие считают, что чучела животных намекают на не совсем человеческое поведение героев картины, хотя основная причина такого выбора все же состоит в том, что Рязанов понимал, что «картинку» фильма, все действие которого происходит в одном замкнутом помещении, надо как-то разнообразить.
5. Работа над фильмом шла в довольно необычном режиме – все сцены «Гаража» снимали в хронологическом порядке, а съемочный период длился всего 24 дня. Для того чтобы уложиться в такие сроки, снимали одновременно тремя камерами, и актерам, которые никогда не знали, кто из них в итоге окажется на первом плане, приходилось постоянно играть в полную силу, ни на минуту не выходя из роли.
А происходило все это потому, что Рязанов традиционно хотел снимать только лучших актеров, которых надо было буквально «отпрашивать» из театров – максимум на месяц.
А происходило все это потому, что Рязанов традиционно хотел снимать только лучших актеров, которых надо было буквально «отпрашивать» из театров – максимум на месяц.
6. Актеров Рязанов старался подбирать так, чтобы они и в жизни были похожи на своих героев. Например, роль младшего научного сотрудника и матери-одиночки Елены Малаевой он писал специально под Лию Ахеджакову, зная о свойственном ей обостренном чувстве справедливости. Правда, это даже немного напугало в то время только начинавшую набирать популярность актрису.
7. А вот Валентин Гафт, напротив, попал в «Гараж» совершенно случайно. Хотя председателя правления кооператива и звали так же, как актера – Валентин – в этой роли Рязанов изначально видел Александра Ширвиндта, который на роль утвердился, но, к сожалению, так и не смог найти время для фильма в плотном театральном графике.
И только когда съемки уже начались, Лия Ахеджакова предложила Рязанову обратить внимание на Гафта, по счастливой случайности снимавшегося в это время в соседнем павильоне Мосфильма.
И только когда съемки уже начались, Лия Ахеджакова предложила Рязанову обратить внимание на Гафта, по счастливой случайности снимавшегося в это время в соседнем павильоне Мосфильма.
8. Кстати, это не единственная «счастливая случайность», связанная с актерами «Гаража». Ольга Остроумова, игравшая дочку профессора Смирновского, случайно зашла к Рязанову в поисках кого-нибудь, кто мог бы помочь ей устроить ребенка в детский сад. С детским садом режиссер помочь не смог, а вот роль в фильме, после которой карьера актрисы пошла вверх, дал.
Но и на этом везение не заканчивается – именно на съемочной площадке «Гаража» Гафт и Остроумова нашли… друг друга! Правда, Ольга в то время была замужем за Михаилом Левитиным, а сам Гафт – женат на балерине Инне Елисеевой. И только спустя 20 лет, пригласив Ольгу на свидание, он признался, что влюбился в нее еще тогда, на съемках «Гаража». В 1996 году актеры поженились.
Но и на этом везение не заканчивается – именно на съемочной площадке «Гаража» Гафт и Остроумова нашли… друг друга! Правда, Ольга в то время была замужем за Михаилом Левитиным, а сам Гафт – женат на балерине Инне Елисеевой. И только спустя 20 лет, пригласив Ольгу на свидание, он признался, что влюбился в нее еще тогда, на съемках «Гаража». В 1996 году актеры поженились.
9. Интересная история связана и с Андреем Мягковым, которому в «Гараже» досталась роль лаборанта Хвостова, напрочь лишенного голоса. Сам Рязанов признавался, что таким образом решил отомстить актеру.
Дело в том, что еще за несколько лет до съемок «Гаража» Мягков имел неосторожность нелестно отозваться о стихах Рязанова «У природы нет плохой погоды…», ставших словами к песне из «Служебного романа». Режиссер предпочел скрыть свое авторство, выдав сочинение за произведение английского поэта Уильяма Блейка. Всем стихи понравились, а вот Мягков решил, что они недостаточно изящны, за что в следующем фильме Рязанова и поплатился голосом.
Дело в том, что еще за несколько лет до съемок «Гаража» Мягков имел неосторожность нелестно отозваться о стихах Рязанова «У природы нет плохой погоды…», ставших словами к песне из «Служебного романа». Режиссер предпочел скрыть свое авторство, выдав сочинение за произведение английского поэта Уильяма Блейка. Всем стихи понравились, а вот Мягков решил, что они недостаточно изящны, за что в следующем фильме Рязанова и поплатился голосом.
10. Несмотря на невероятную харизму и дар убеждения Рязанова, нашлись и актеры, наотрез отказавшиеся от ролей в «Гараже». Так, Алла Демидова не захотела играть хамоватую директрису рынка Кушакову (эта роль в итоге досталась жене Мягкова – Анастасии Вознесенской), а Вячеслав Тихонов не захотел играть профессора Смирновского, потому что не верил, что такой «антисоветский» фильм сможет вообще выйти на экраны.
11. Впрочем, такие опасения возникли не только у Тихонова. Сам Рязанов понимал, что «Гараж» показывает советское общество далеко не в самом приглядном свете. И уверенности в том, что картина сможет пройти процедуру сдачи в Госкино, не было ни у кого. Но тут «Гаражу» неожиданно повезло. Буквально накануне сдачи картины состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Брежнев потребовал беспощадно критиковать общественные недостатки. И оказалось, что «Гараж» как раз как нельзя лучше отвечает на новый призыв партии.
12. Публика приняла картину «на ура» – еще бы, такой звездный состав актеров и нетривиальный для того времени сюжет! Но были и другие мнения. Например, исполнительнице роли заместителя директора НИИ Ие Саввиной «Гараж» очень не понравился, о чем она, не стесняясь в выражениях, сообщила Рязанову прямо на премьере, глубоко обидев режиссера.
«Мне бы очень хотелось, чтобы «Гараж», который сфокусировал наши недостатки, устарел как можно скорее», — признается Эльдар Рязанов. – «Здесь мои гражданские чувства преобладают над эмоциями художника, для которого естественно желание, чтобы его творение жило как можно дольше. Но — увы! – «Гараж» по-прежнему зеркало нашей неприглядной жизни…»
«Мне бы очень хотелось, чтобы «Гараж», который сфокусировал наши недостатки, устарел как можно скорее», — признается Эльдар Рязанов. – «Здесь мои гражданские чувства преобладают над эмоциями художника, для которого естественно желание, чтобы его творение жило как можно дольше. Но — увы! – «Гараж» по-прежнему зеркало нашей неприглядной жизни…»
Ссылки по теме:
- 4 знаменитых актера, делающие одни и те же фишки в каждом фильме
- "Женитьба Бальзаминова" - история создания фильма
- Удивительные факты про Дензела Вашингтона
- 25 вещей о фильме “Чужой”, которые вы точно не знали
- Взрослые герои детских фильмов
Новости партнёров
реклама
Как говорили, "Утром в газете, вечером в куплете!"
Не самый лучший фильм Рязанова.
Мой любимый его фильм-"Гусарская баллада", а снял Рязанов 24 художественных фильма.
Неправда. Идея родилась из капустника ЛГИТМиКа. Номер в капустник попал из заданий для ТМ, "вы заперты в одной комнате".
Можно сказать "А ты кто такой?" - а я человек, имеющий собственное мнение.
Фильм отличный и актерский состав звездный. Если ты этого не понимаешь, то твои родители не были советскими инженерами, а походу работниками внутренних органов.
А тем, у кого хоть какие-то мозги остались - что насчёт вот этого: "антисоветский поворот в России прежде всего поражает своим духовным бесплодием, даже, скорее, своим мертвящим воздействием на всякое творчество. Профессиональные свершения певцов этого поворота – Э.Рязанова, М.Ростроповича и др. — вызывают тягостное чувство как зрелище утраты художественного чувства и такта, которые все-таки были у них, когда они боролись против советского строя, питаясь его соками". С.Г.Кара-Мурза, "Советская цивилизация", том 2, гл. 8. Тоже "кроваваягебня", да? Как и любой, кто даёт себе труд задуматься?