Нелепый (если не сказать – трагический) случай произошел с известной звездой в круизе, который уже не назывался «Мисс Пресса СССР» (поскольку Советский Союз приказал долго жить), но проходил под эгидой того же оргкомитета, санкционированного «Комсомолкой».
Имя пострадавшей я здесь разглашать не намерен, потому что история эта унизительна не столько сама по себе, сколько общим контекстом. Дело в том, что наши звезды (как, впрочем, и все остальные сограждане, выезжающие за рубежи сакраментальной Империи Зла ©) часто приторговывали отечественными сувенирами и/или продуктами, чтобы получить немного местной валюты для приобретения сувениров + продуктов импортных. Тогда популярен был анекдот:
«Дирижер собирает оркестр перед зарубежными гастролями:
- Летим в Шотландию, продаём всю водку и икру, покупаем шерсть. Потом в Японию, продаем шерсть - покупаем «видаки» и двухкассетники. Назад в Союз - продаём всю аппаратуру.
Вопрос одного из молодых оркестрантов:
- А инструменты надо брать с собой?»
Напомню: в Советском Союзе почти все категории ширпотреба фигурировали в разряде дефицита. Купить лучшее из того, что производилось в стране могли лишь иностранцы и счастливые обладатели сакраментальных «чеков», валютой владеть не разрешали, а за ёе куплю/продажу попросту расстреливали (такая доля постигла в начале 60-х «королей» валютной фарцы Яна «Косого» Рокотова, Владислава «Червончика» Файбишенко и Дмитрия «Дим-Димыча» Яковлева, а Юрий «Юрик» Айзеншпис, который, будучи ещё студентом Московского экономико-статистического института с 1965 года ведал делами первой советской бит-группы «Сокол», после обнаружения 7 января 1970 в его квартире $7675 был осужден по пресловутой 88 статье и в результате провел в заключении более 15 лет).
Из письма заместителя министра торговли РСФСР Королёва первому заместителю председателя Совета Министров СССР Микояну:
«Во исполнение постановления СМ СССР от 23.03.1961 года Министерством торговли РСФСР организована в системе Росювелирторга торговля на свободную иностранную валюту. Магазинам и киоскам, производящим продажу товаров за инвалюту, присвоено название «Березка». Магазины «Березка» открыты в аэропортах Внуково и Шереметьево в апреле месяце и два киоска «Березка» в гостиницах «Украина» и «Ленинградская» в середине мая. В ближайшее время торговля на инвалюту будет организована в Ленинграде, Сочи и Архангельске. Спросом пользуются икра зернистая и лососевая, водка «Столичная» и «Особая», консервированные крабы, хохломские изделия, деревянные матрешки, куклы в национальных костюмах, изделия богородских резчиков, дымковская игрушка, шкатулки из папье-маше, серебряные изделия с эмалью, сувениры и др. Иностранцы, посещающие магазины, высказывают замечания о высоком уровне розничных цен».
С 1 января 1964 года для поездок в соцстраны разрешалось обменять на валюту 30 рублей по официальному курсу и еще взять с собой за границу еще 30 рублей (из них 10 разрешалось обменять во время поездки, а оставшиеся 20 требовалось при возвращении предъявить советской таможне.
Для того, чтобы у туристов не возникало соблазнов обменять советские деньги на валюту, банки соцстран были обязаны брать у туристов только 10-рублевые купюры. Случались нелепые происшествия.
Например, руководитель группы туристов из Перми купюры для обмена собрал еще дома, а затем обменял их для удобства транспортировки на 50-рублевые билеты, однако Банк Румынии отказался менять эти купюры на свою валюту.
Впрочем, с середины 80-х – в соц. страны разрешили менять до 330 рублей. Согласно таможенным правилам, советский турист имел право вывезти: один радиоприемник, один фотоаппарат, один проигрыватель, два музыкальных инструмента, двое часов, сувениры, 10 метров ткани, 3 штуки шерстяных изделий, одно золотое кольцо, одну брошку золотую, один браслет золотой, одни очки в золотой оправе и не свыше 400 грамм изделий из серебра.
Что было самых ходовым товаром для загранвояжей? Фотоаппарат «Зенит» с объективом «Гелиос», знаменитый транзисторный радиоприёмник «Спидола», наручные мужские часы «Командирские», армейские бинокли и приборы ночного видения, пыжиковые да норковые мужские шапки. Ну и, само собой: водка + икра.
Егор Кончаловский в одном из газетных интервью вспоминал:
Когда я снимал «Антикиллер», постпродакшн картины был в Париже. Папа, узнав, что я еду туда, дал мне банку чёрной икры – такую шайбу полукилограммовую – и сказал: «Там рядом, где ты монтируешь, своё кино монтирует и Роман Полански. Передай ему от меня в подарок банку икры». Я приехал в Париж и забыл про неё. Банка пролежала дня три без холодильника. И вот когда я вспомнил про неё, подумал: «Сейчас я отнесу эту банку икры, знаменитый режиссер Полански съест её и помрет». Открыл банку, вроде ничего, вкусная, вроде не испортилась. Я решил: съем всю и оставлю икринки в один слой, а на дне ими напишу Rosemary’s Baby. Но не стал я этого делать. Отдал банку икры так, как есть. А Роман жив и здоров до сих пор. С икрой в нашей семье много чего связано. Мой отец, когда эмигрировал на Запад и 3–4 года был там абсолютно безработный, стал фарцевать икрой. Он закупал по несколько килограммов икры – типа это от Госкино посылка в Голливуд. Вроде как он вез её для приема в честь показа какой-то советской картины. Таможенники пропускали. Так вот, продав всего банку икры, отец мог 2–3 месяца жить в Лос-Анджелесе, снимать там квартиру. Вот с такого маленького икорного бизнеса началась голливудская карьера кинорежиссера Андрея Кончаловского. Я тоже в своё время продавал икру.
Так вот, история, что случилась на моих глазах в том круизе. Когда лайнер «Шота Руставели» пришвартовался в итальянском порту Чивитавеккья, наша рок-дива решила вынести кое-что на продажу. А на выходе экипаж бдительно следил, чтобы всякие продукты и матрешки не покидали борт (с фотоаппаратами то было проще, само собой – туристический атрибут).
Вот певица в звании народной (ей уже за полтос было тогда) и подвязала каким-то образом продуктовый набор из бутылки шампанского да двух банок чёрной икры себе под юбку, как раз между ног. И от тряски + термического воздействия пробка вылетела, когда звезда находилась на трапе. Сцена была кинематографичная, однако описывать позорные детали я здесь не возьмусь: пусть читатель доверится своему воображению.
Экс-директор культовой группы «ЗООПАРК» Всеволод Грач дополнил мои вспоминалку (после публикации заметки в запрещённой ныне соцсети):
Ну икру и водку возили всегда и все, кому доводилось попасть в капстрану. В перестройку уже было легко и до 1988 вроде аж по 600 баксов меняли по гос курсу копеек 60-70. А при застойном совке сама возможность выезда была крайне ограничена, но эти два компонента вывозили и спортивные звёзды и, допустим, музейные сотрудники, сопровождавшие выставки, это был контингент, которому принимающая сторона платила приличные суточные в валюте, половину которых, к слову, надо было сдать государству под угрозой жестокого штрафа! Что уж говорить об обычных туристах, которым меняли унизительные крохи, порядка пары-тройки десятков долларов НА ВЕСЬ срок поездки! Так что икра, водка и сувениры реально выручали, давая возможность хоть что-то купить, типа вожделенных джинсов для ребенка или какую то шмотку себе! Про эту историю слыхал, и первая мысль была - дык это ж больно, елы-палы!!!)))
- Путешествие в счастливое советское детство
- 20 ностальгических открыток ко дню солидарности трудящихся
- Образование в СССР: история в фотографиях
- Мы с тобой одной крови: 25 предметов, которые были, пожалуй, у всех
- Заброшенное авиационное лётно-техническое училище в Калуге
Они в армии то были дефицитом и достаточно капризными.
Вокзал в Вильнюсе.
Вереницы тележек грузчиков с советскими телевизорами.
Просто поток, как будто везли на склад продукцию телевизионных заводов.
Возил пользовавшиеся там популярностью кондовые, но "вечные" советские механические безмены, паяльники и т.п.
Они у нас и там стоили недорого. Но тогда, разница в "недорого" здесь и там, позволяла заработать.
Обратно привозил рассказы про "нельзя говорить слово спички", вкусняшки типа сникерса/марса (делили батончик на всю семью) и химический напиток со вкусом киви в двухлитровой баклаге... а также что-либо из одежды.
Тогда с поляками у него был торг за каждый злотый - причем папа торговался за деньги, а поляки для удовольствия (как я понял, для них это обязательная составляющая покупки).
Эти поездки он потом всегда вспоминал как приключение - "угадал с товаром или нет", "бандиты оказались настоящими или пошли накуй сразу" и много еще чего, что он наверняка не рассказал...
Ээээх... на какую "простыню" описаний вы меня сподвигли, лишь упомянув в комменте этот рынок и бытовые приборы...
Спасибо, бро
Наши пацаны за год в Анголе "спецами" по 500 - 600 чеков привозили.
Единственная проблема в Анголе - противопехотные мины. Их запретили, а сейчас разрешают - солдат за людей перестали считать, буквально за последние полвека.