Гонка вооружений была всегда. Преимущество одной стороны вынуждало противостоящую ей искать симметричный, а лучше ассиметричный ответ. Бывало, что такие противостояния выливались в десятилетия противоборства целых научных направлений, а иногда одна удачная находка могла перевернуть всё представление о правилах ведения войны. И война на море не была исключением.
Установив блокаду Германии и её союзников на море во время Первой мировой войны, Великобритания и страны Антанты вынудили своих соперников использовать нестандартное решение. Тогда и был придуман и реализован ответ на подавляющее превосходство Великобритании на море — подводные лодки. Однако, как всегда и бывает, противник также решил обеспечить свой флот новым оружием, а так как корабли этого типа были новинкой, то попытки создать преимущество зачастую приводили к весьма странным и неудачным решениям.
Первые годы массового производства субмарин изобиловали нестандартными инженерными решениями. А попытки англичан использовать многовековой опыт создания надводных кораблей при производстве кораблей подводных приводили к очень странным результатам. К примеру, были субмарины с орудиями крейсерского калибра. По задумке разработчиков, именно они, а не торпеды, на тот момент не особенно надежные, должны были стать основным оружием субмарин. Однако от этого быстро отказались. Другой проблемой нового вида кораблей была их небольшая скорость. В не слишком большой корпус субмарины требовалось уместить крайне много систем и компонентов. И, как следствие, они оказалась неспособными ни догнать, ни уйти на скорости от противника. Скрытное и долгое нахождение под водой также было недоступно. Дело в том, что подводные лодки того времени нельзя было в полной мере назвать подводными. Это были скорее ныряющие лодки.
Запас автономности был невысок, и основная тактика субмарин заключалась в следующем: всплыть рядом с невооруженным кораблём и атаковать из надводного положения, зачастую из бортовой пушки. Английская серия субмарин «К» стала попыткой втиснуть новый тип кораблей в рамки существующего флота. Основная идея при их проектировании и постройке заключалась в желании значительно увеличить скорость и автономность, что позволило бы подлодкам сопровождать эскадру надводных кораблей в дальнем походе. Для этой цели конструкторы и создали субмарины класса «К», главной особенностью которых стали паровые турбины. По задумке создателей, это позволило бы достичь высокой скорости, однако цена вылилась бы в невероятные размеры. Каждая из субмарин «К» класса была по меньше мере в два-три раза больше чем стандартная подводная лодка того времени, и достигала примерно ста метров в длину.
Впоследствии концепция использования подводных лодок была пересмотрена, и никто уже не собирался задействовать их для сопровождения эскадры. Однако к тому времени класс «К» уже вошёл в строй и прославился тем, что все его представители оказались крайне неудачными, как в техническом, так и в бытовом плане. Именно за это на флоте они получили прозвище «подводные лодки класса “Бедствие”» (Kalamity class). И первые неприятности начались уже на этапе испытаний.
19 января 1917 года во время ходовых испытаний затонула лодка К13. Причиной оказался незакрывшийся воздухозаборник в машинном отделении. Эта трагедия открыла счёт происшествиям с человеческим жертвами на подлодках класса «К». Несмотря ни на что, уже в марте того же года субмарина была поднята на поверхность и введена в строй, но уже под обозначением К22.
18 ноября 1917 года во время патрулирования Датского побережья столкнулись К1 и К4. В результате этого К1 получила настолько серьёзные повреждения, что субмарину решили уничтожить во избежание её захвата врагом. Лодку расстрелял сопровождавший эскадру лёгкий крейсер HMS Blonde.
31 января 1918 года произошёл инцидент, известный как «Битва у острова Мэй». Тогда из-за ошибок в маневрировании крейсер HMS Fearless протаранил К17, которая от полученных повреждении затонула примерно за 8 минут. Следовавшие за ней субмарины, были вынуждены уклоняться, и в результате столпотворения К4 была буквально разрезана пополам субмариной К6, в которую затем врезалась и К7. С другой стороны К22 и К14 также столкнулись, но остались на плаву. Всего в результате происшествия две субмарины затонули, а ещё три серьёзно пострадали.
2 мая 1918 года К3 из-за ошибок в управлении и технических неполадок провалилась на глубину 266 футов, что было значительно глубже допустимого. В результате этого часть корпуса субмарины была раздавлена давлением воды, но всё же экипажу удалось заставить лодку всплыть.
20 января 1921 года К5 пропала без вести в Бискайском заливе. Последнее сообщение от неё было о том, что субмарина погружается. В тот же день обломки лодки были обнаружены в этом районе. Относительно К5 был сделан вывод, что она превысила максимальную глубину. .
25 июня 1921 года К15 затонула в Портсмуте прямо у причала. Затопление было вызвано ошибкой в эксплуатации субмарины. Впрочем, из-за быстрых действий капитана никто не пострадал.
Все эти случаи имели широкий резонанс среди моряков. Служившие на субмаринах класса «К» мрачно шутили и называли себя «клубом обреченных». Это, а также крайне высокая аварийность, привело к тому, что все они были достаточно быстро списаны и выведены их эксплуатации.
Всего класс «К» находился на службе менее 10 лет. Из 18 построенных лодок ни одна не была уничтожена в результате действий противника. Однако 6 из них были потеряны в результате аварий со значительными человеческими жертвами. За свою службу лишь К7 единожды поучаствовала в торпедной атаке, однако выпущенная ей торпеда не взорвалась. Об этом случае на флоте ходила байка, как о «типичной удаче класса К».
Подводя итог, можно сказать, что субмарины класса «К» стали одной из самых аварийных серий подводных лодок в мире. Так толком и не поучаствовав ни в военных действиях, ни в эскорте, для чего они, собственно, и строились, треть из них была потеряна из-за аварий и с большими жертвами. Последние две лодки этой серии были разделаны на металл на стапеле, а ещё несколько из них переоборудовали в другой класс, «М», также не самый удачный, оснащенный 12-дюймовыми орудиями. Эта серия тоже оказалась неудачной, но это уже другая история.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»
- Загадка пустыни: кому понадобилось строить город в сердце Сахары?
- 16 неожиданных находок в собственном доме
- В Норвегии раскопают ладью викингов, погребенную тысячу лет назад
- В Китае продолжается строительство точной копии "Титаника"
- Дом матушки Гусыни и идея его создания