Десять лет назад на раскопках захоронения бронзового века на юге Испании было найдено впечатляющее погребение.
В большой гробнице, устроенной в дольмене, были разложены останки 25 человек, причем мужчина был только один, остальные – женщины. Вокруг было много интересной утвари, украшений из янтаря, золота и слоновой кости.
Но особенно привлекли внимание археологов остатки оружия, изготовленного из нетипичного материала, прозрачного горного хрусталя.
Это было полтора десятка наконечников для стрел, несколько небольших режущих лезвий и главное – двадцатисантиметровый полупрозрачный клинок.
Прямо как у Джорджа Мартина с его оружием против потусторонних сил из «драконова» (вулканического) стекла, обсидиана.
Для кинжала из испанской гробницы рядом нашлась и рукоятка, сделанная из слоновой кости и покрытая резьбой.
Что интересно, ни хрусталя похожего качества, ни янтаря в Испании не добывают, то есть в захоронении были собраны привезенные издалека предметы роскоши или культа. И это намекает на высокое положение человека, погребенного в дольмене, к тому же на останках некоторых женщин из гробницы обнаружили следы яда, будто бы их убили, чтобы похоронить вместе с господином.
Клинок был изготовлен с высочайшим для своего времени уровнем мастерства – по краю лезвия острая кромка была образована мелкими точными сколами, а само лезвие с двух сторон было заполировано.
Чтобы изготовить такую вещь мастеру мегалитической культуры (то есть строящей сооружения из больших камней, дольмены) потребовался какой-то материал тверже горного хрусталя – например, цоизит, циркон или корунд. Этим более твердым камнем очень прицельно скалывались тонкие полоски кварца, чтобы придать хрустальному кинжалу правильную форму и остроту.
Наконечники для стрел из хрусталя обтесаны и заполированы, им придана форма стрел, которые в те времена отливались из металла. И нож, и наконечники нельзя было использовать по назначению, хотя на их создание потребовался, вероятно, титанический труд.
Конечно, можно только предполагать, зачем точно понадобилось умершему эти необычное хрустальное оружие. Вероятно, причины две – либо это регалии, при жизни указывавшие на высокое положение их владельца, либо погребальные предметы культа.
В пользу второй версии – специфические свойства горного хрусталя (то есть прозрачной разновидности кварца). Во-первых, его высокая теплоемкость, кварц ощущается очень холодным даже в жаркую погоду и совсем не согревается в руках.
Хрустальные шары использовали для охлаждения рук еще в античные времена, и, благодаря всегда холодной поверхности, куски кварца всерьез считались окаменевшим в горах льдом.
Второе свойство – прозрачность, но не такая, как у стекла, а с искажением, то есть при наличии фантазии сквозь кусок кварца можно увидеть разные интересные вещи. На этом основаны магические шарики из дымчатого и прозрачного кварца, которые, кстати, тоже известны с доантичных времен.
То есть, горный хрусталь – очень подходящий материал для создания культовых или «колдовских» предметов, которые должны были, вероятно, как-то помочь умершему в загробном мире или по пути туда.
К сожалению, находки подобные тем, что были найдены в испанской Валенсии, страшно редки. Ведь сделать что-то подобное пять тысяч лет назад было сложно, дорого, а может быть даже и опасно, если подразумевалось колдовство с помощью хрустального реквизита.
Чаще находят маленькие хрустальные шарики, предназначенные, вероятно, для гаданий – и тоже в захоронениях знати.
Источник:
- О чем же на этой картине королева Филиппа так страстно умоляет своего мужа Эдуарда III
- Самый юный советский летчик Великой Отечественной
- Это создание склеивает лапки муравьям и живёт целых 11 лет в скромности и аскезе
- «Кугельпанцер»: чем немецкий круглый танк удивил красноармейцев
- Зачем американцы во время войны сбрасывали пианино с воздуха?
Не пыжься критиковать других, не владея сам вопросом.
Мне до Москвы минут двадцать езды ))
От Жмеринки до Москвы добраться действительно много времени уйдет.
Лично ты как хамоватое ссыкло дорос лишь до высеров в интернете в адрес других пользователей и до написания слова "рашка". Это и есть полная катастрофа, но ее масштаб ты уже не осознаешь.
Возможно, это захоронееие станет ключлм к поискам того древнего Сагунта, который по описаниям, ничуть не уступал Карфагену.