2499
1
В XVII в. крестьянин мог сыграть в замечательную игру под названием «Кто хочет стать казаком». Но путь из землепашца в казаки был не проще, чем путь в 90-х из провинциального ПТУшника в столичного «коммерса».
Автор: Виктор Пепелов
Но перед тем, как рассказать про этот веселый квест, надо подчеркнуть о разнице менталитетов между нашим временем и прежним. О нем не говорят ни учителя, ни научно-популярные блогеры. Даже крестьяне и дворяне девятнадцатого столетия – про них я писал в предыдущих постах – фактически пришельцы с иной планеты, что уж говорить про эпоху Московского Царства, о котором и пойдет речь в этой статье.
Наше время – это торжество популярной психологии: «верь в себя – всего добьешься». Но человек прошлого этого не знал. Мы не знаем менталитет типичного земледельца в 16 и 17 веке из-за отсутствия источников. Но с уверенностью можно сказать: во времена далекие пословица «Где родился там и пригодился» была заповедью. И если в школе я удивлялся, почему во период закрепощения на Дон не сбежало большая часть населения, то сейчас я удивляюсь, что находились вообще уходившие из своих деревенек в степи смельчаки.
Итак, в начале квеста крестьянин должен был свалить из своего Выдропужска и дойти до локации «Дикое Поле». Увы, информации о том, как это было, у нас нет. Можно, конечно, проанализировать какие-нибудь источники, вроде переписных книг, и на этом основании выделить основные потоки ухода населения на Дон. Но это задача для докторской диссертации. Одно ясно – путь был непростым. Общественного транспорта нет, вместо гостиниц сеновалы, либо редкие постоялые дворы.
На Дону новичок получал стартовое звание бурлак и кукиш с маслом. Для того, чтоб стать казаком требовался конь и оружие, а его бесплатно не выдавали. Мой научный руководитель и специалист по социальной истории XVII в. Олег Григорьевич Усенко писал: “Не имея средств к существованию и крыши над головой, они нанимались к зажиточным казакам, зачастую довольствуясь лишь тем, что получали кров и пищу. «Бурлаки» варили соль, ловили рыбу, занимались ремеслом или работали по хозяйству. Многие из них нанимались грузчиками и гребцами на торговые суда донских казаков и приезжих купцов....”
Многие бурлаки махали рукой и топали дальше, на Волгу, Терек и Кубань, где возможностей раздобыть себе оружие было побольше. Те же, кто оставался, шли в поход пехотинцами или матросами. После таких квестов «бурлак» переходил в категорию «голутвенных» и допускался на круг, но только как наблюдатель. К голытьбе были близки «озимейные» или «приписанные» казаки. Не имея казачьих прав, они входили в войско и несли тяготы службы наряду со всеми.
Прожив десять лет и более лет на Дону «голутвенный» казак мог стать рядовым, и встать на один уровень с теми, кто там родился. Усенко подмечает: “Различия между «предказаками» были весьма условными, и включение человека в ту или иную категорию часто бывало случайным и целиком зависело от настроения окружающих. Столь же условной и субъективной была и грань между «голытьбой» и полноправными казаками. В число последних одни попадали уже года через 2—3 после прихода на Дон, другим на это требовалось 5—7 лет, а третьи и через 10 лет по-прежнему оставались «бурлаками»”
Дальше казак имел шанс быть включённым за подвиги в число лучших и поехать, например, к царю в составе делегации. Или поучаствовать в разделе царского жалования. Ну а потом мог прокачаться до домовитого казака, а то и до «знатного».
Вот только до конца такого квеста доходили далеко не все. Скорее всего, на Дон бегали не столько крестьяне, сколько «боевые холопы», «послужильцы», вроде легендарного Ивана Болотникова.
В XVIII веке Петр Первый провел кучу реформ. Создание рекрутской армии упразднило само понятие военных холопов (кроме личных слуг офицеров), а казачья вольница была прижата после восстания Булавина. При Екатерине Великой, после «пугачевщины» казаков окончательно подчинили, и бежать к ним уже не получалось.
Наше время – это торжество популярной психологии: «верь в себя – всего добьешься». Но человек прошлого этого не знал. Мы не знаем менталитет типичного земледельца в 16 и 17 веке из-за отсутствия источников. Но с уверенностью можно сказать: во времена далекие пословица «Где родился там и пригодился» была заповедью. И если в школе я удивлялся, почему во период закрепощения на Дон не сбежало большая часть населения, то сейчас я удивляюсь, что находились вообще уходившие из своих деревенек в степи смельчаки.
Итак, в начале квеста крестьянин должен был свалить из своего Выдропужска и дойти до локации «Дикое Поле». Увы, информации о том, как это было, у нас нет. Можно, конечно, проанализировать какие-нибудь источники, вроде переписных книг, и на этом основании выделить основные потоки ухода населения на Дон. Но это задача для докторской диссертации. Одно ясно – путь был непростым. Общественного транспорта нет, вместо гостиниц сеновалы, либо редкие постоялые дворы.
На Дону новичок получал стартовое звание бурлак и кукиш с маслом. Для того, чтоб стать казаком требовался конь и оружие, а его бесплатно не выдавали. Мой научный руководитель и специалист по социальной истории XVII в. Олег Григорьевич Усенко писал: “Не имея средств к существованию и крыши над головой, они нанимались к зажиточным казакам, зачастую довольствуясь лишь тем, что получали кров и пищу. «Бурлаки» варили соль, ловили рыбу, занимались ремеслом или работали по хозяйству. Многие из них нанимались грузчиками и гребцами на торговые суда донских казаков и приезжих купцов....”
Многие бурлаки махали рукой и топали дальше, на Волгу, Терек и Кубань, где возможностей раздобыть себе оружие было побольше. Те же, кто оставался, шли в поход пехотинцами или матросами. После таких квестов «бурлак» переходил в категорию «голутвенных» и допускался на круг, но только как наблюдатель. К голытьбе были близки «озимейные» или «приписанные» казаки. Не имея казачьих прав, они входили в войско и несли тяготы службы наряду со всеми.
Прожив десять лет и более лет на Дону «голутвенный» казак мог стать рядовым, и встать на один уровень с теми, кто там родился. Усенко подмечает: “Различия между «предказаками» были весьма условными, и включение человека в ту или иную категорию часто бывало случайным и целиком зависело от настроения окружающих. Столь же условной и субъективной была и грань между «голытьбой» и полноправными казаками. В число последних одни попадали уже года через 2—3 после прихода на Дон, другим на это требовалось 5—7 лет, а третьи и через 10 лет по-прежнему оставались «бурлаками»”
Дальше казак имел шанс быть включённым за подвиги в число лучших и поехать, например, к царю в составе делегации. Или поучаствовать в разделе царского жалования. Ну а потом мог прокачаться до домовитого казака, а то и до «знатного».
Вот только до конца такого квеста доходили далеко не все. Скорее всего, на Дон бегали не столько крестьяне, сколько «боевые холопы», «послужильцы», вроде легендарного Ивана Болотникова.
В XVIII веке Петр Первый провел кучу реформ. Создание рекрутской армии упразднило само понятие военных холопов (кроме личных слуг офицеров), а казачья вольница была прижата после восстания Булавина. При Екатерине Великой, после «пугачевщины» казаков окончательно подчинили, и бежать к ним уже не получалось.
Рисунок из книги одного из первых исследователей казачества, А. И. Ригельмана, «История, или повествование о Донских казаках, отколь и когда они начало своё имеют, и в какое время и из каких людей на Дону поселились, какие их были дела и чем прославились и проч., собранная и составленная из многих вернейших российских и иностранных историков, летописей, древних дворцовых записей и из журнала Петра Великого».
Источник:
Новости партнёров
реклама
Тогда казаком мог стать любой человек, в поисках лучшей доли рискнувший отправиться в εδеня Дикого Поля (вполне себе полноценный аналог американского Дикого Запада). Казаками становились подневольные людишки низкого звания, уходившие от нищеты, непосильного труда и феодального гнёта.
Изначально (ну, как "изначально" - в веке XII-XIII) Дикое Поле освоили татары (их западный субэтнос, так называемые "белые (западные) татары" или "каз-ак-татар"). Они уходили из родных ордынских степей от своих ханов и баев на запад, к границам осёдлой Руси, где какое-то время действительно жили вольно, почти первобытно-общинным строем, пробавляясь скотоводством и грабежами.
Когда начали формироваться централизованные государства на территории современной России (Московское государство, Польско-Литовская держава), в Дикое Поле побежали вольнолюбивые славяне, бросившие шапку под ноги своим князьям и боярам. Они неизбежно воспринимали элементы образа жизни казак-татар, образовав основу казачества. Дополнительно на просторы Дикого Поля сыпались представители других этносов - и кипчаки, и калмыки, и буряты, башкиры, эвенки, осетины и другие народности. В этом плавильном котле и сварился суп казачества.
Пока было вдосталь свободных и опасных степных просторов, казаки жили общинами ("бандами") во главе с атаманами, кошевыми и куренными ("ворами-в-законе", "блатными", "смотрящими"), решая вопросы на Круге ("сходняке"), руководствуясь стихийно сложившимися правилами ("понятиями"). Ежели казаку не нравились порядки в станице ("притоне"), он просто седлал коня, грузил своё скудное имущество в перемётные сумы и уходил глубже в Степь.
Но когда свободные земли кончились (что произошло лет через 150-200), уходить стало некуда и тут-то короли, великие князья и цари распространили свою волю, возведённую в закон, на ранее независимое казачество, подкупая богатых казаков (не деньгами - гарантиями сохранности собственности) и беря на службу казаков бедных (включая их в разного рода реестры).
Именно к этому периоду и относятся процедуры, описанные в посте (бурлаки, голутвенные, "с Дону выдачи нет" и т.д.).
Дальше - больше. Ещё через какое-то время (со второй половины 17 века) центральная власть медленно, но неуклонно стала превращать казачество из субэтноса в СОСЛОВИЕ. Казачество из вольного народа превратилось в верного слугу эксплуататорской власти. После этого войти в число казаков стало просто невозможно.
К 1917 году на землях разнообразных "Казачьих Войск" жили два разных народа: казаки, владевшие землёй, и неказаки-мужики, вынужденные работать на казачьих землях по найму или на правах аренды. Между ними тлела непреходящая вражда. Плюс само казачество расслаивалось по имущественному признаку, возрастало число малоземельных казаков. Стоило ослабнуть (а потом исчезнуть) железным обручам царской власти, как многолетняя вражда вспыхнула кровавым пожаром Гражданской войны в казачьих сообществах на Дону, на Кубани, в Забайкалье, на Дальнем Востоке...
Словно Салтыкова-Щедрина прочёл.
"Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было.
Спишь, лежебок! накинулись они на него, небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! сейчас марш работать!...
Полез (мужик) сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?».
Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: «Вот как оно хорошо быть генералами нигде не пропадешь!».
Odessa, Glückstal Kassel.
А вот стать казаком, особенно на службе государю - однозначно нет.
Мог служить на славу государю и Отечеству, а вот стать настоящими казаками, могли лишь его внуки, в лучшем случае дети. И то только в том случае, если и сам он и его дети-внуки посвятят жизнь службе Отечеству.
Казаком можно только родиться, и с самого рождения, всю свою жизнь казак будет подтверждать доброй службой, что достоин этого звания.
Да, деточка, вы явно не жили в 90-х.
А пенсионер всю жизнь отработавший младшим научным сотрудником по определению ряженый Даже если никогда на себя цацки не навешивает ,а просто твердо уверен, что вот он казак и все тут, по праву рождения (хотя его батя на Дон по разнарядке из Литвы в 60-х прибыл).
Или малолетний птушник выпиливший себе из рессоры "шашку" и связавший из кабельной изоляции "нагайку" никак не казак, хоть и родился в станице и дедушка Шолохова лично знавал.
Тут сколько себя не казач ,а ты простой "мужик" ,твое дело "землю пахать".
но те бандиты потому и неприкосновенны (с дону выдачи нет)
что в первую очередь они грабят соседей, ну и в случае нападения их резали в первую очередь (достали сильно). А потому хоть часть да казачки с собой заберут ,ну и предупредят, если чего, о нападении.
Но к 19 веку казаки все таки были причесаны и их статус перешел в разряд "служивых", примерно как упраздненные Петром стрельцы (полки военнообязанных людей, живущих своим хозяйством на своих землях).
Кстати казаки были не только в приграничье (как к примеру малоизвестные литовские казаки и больше известные по Пушкину яикские) существовали казачьи деревни и в центре страны ,в их обязанности входили содержание переправ и дорог, разведение лошадей для казенных войск.
Так что все равно - не служишь, не казак.