716
20
Сегодня известному коллекционеру и библиографу фантастики Игорю Халымбадже исполнилось бы 88 лет
Хранитель бесценной книжной информации, редактор, критик, прозаик, видный деятель отечественного фэндома и историк старой русской фантастики Игорь Георгиевич Халымбаджа́ родился 22 мая 1933 года в п. Красный Боевик Центрально-Чернозёмной области (ныне — г. Котовск Тамбовской обл.).
×
В 1956 году Халымбаджа окончил геологический факультет Казанского университета (Казанский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, ныне — Казанский (Приволжский) федеральный университет/КФУ).
Затем по распределению отправился в Свердловск, где устроился геологом в Уральскую комплексную каротажную (с августа 1980 г. — геофизическую) экспедицию в составе Опытно-методической партии (Зауралье, Курганская, Свердловская, Челябинская область, Пермский край), где беспрерывно проработал более 36 лет.
Затем по распределению отправился в Свердловск, где устроился геологом в Уральскую комплексную каротажную (с августа 1980 г. — геофизическую) экспедицию в составе Опытно-методической партии (Зауралье, Курганская, Свердловская, Челябинская область, Пермский край), где беспрерывно проработал более 36 лет.
А писать рассказы Игорь начал ещё в школьные годы. Первая же его публикация — короткий рассказ «Волшебные бутсы» — вышел только в 1963 году, в свердловской газете «На смену!».
В известной степени творчество Халымбаджи определило пристрастие многих уральских фантастов 1970-90-х гг. к жанру короткого рассказа с юмористическим сюжетом.
С начала 1960-х гг. он активно занимался коллекционированием и библиографией фантастики, собрал одну из самых крупных на тот момент в Союзе (а может и в мире) частных библиотек фантастики на русском языке. Игорь Георгиевич опубликовал так же свыше 100 статей и заметок о малоизученных страницах русской литературы (в первую очередь, фантастической и литературной сказки), забытых именах, а так же статей по истории издания фантастики в России.
В библиографии он нередко выступал как первопроходец. Главным же трудом Халымбаджи справедливо считают составленные им в соавторстве с редактором фантастики журнала «Уральский Следопыт» (подробнее – здесь: «Уральскому следопыту» — 60!)Виталием Ивановичем Бугровым (1938-1994, подробнее – здесь: Памяти Редактора) уникальные аннотированные биобиблиографические указатели «Фантастика в русской дореволюционной литературе: Опыт библиографии» («Поиск-83», Свердловск, 1983) и «Советская довоенная фантастика: Материалы к библиографии» («Поиск-86,-89,-92», Свердловск, 1986, 1990, 1992).
В известной степени творчество Халымбаджи определило пристрастие многих уральских фантастов 1970-90-х гг. к жанру короткого рассказа с юмористическим сюжетом.
С начала 1960-х гг. он активно занимался коллекционированием и библиографией фантастики, собрал одну из самых крупных на тот момент в Союзе (а может и в мире) частных библиотек фантастики на русском языке. Игорь Георгиевич опубликовал так же свыше 100 статей и заметок о малоизученных страницах русской литературы (в первую очередь, фантастической и литературной сказки), забытых именах, а так же статей по истории издания фантастики в России.
В библиографии он нередко выступал как первопроходец. Главным же трудом Халымбаджи справедливо считают составленные им в соавторстве с редактором фантастики журнала «Уральский Следопыт» (подробнее – здесь: «Уральскому следопыту» — 60!)Виталием Ивановичем Бугровым (1938-1994, подробнее – здесь: Памяти Редактора) уникальные аннотированные биобиблиографические указатели «Фантастика в русской дореволюционной литературе: Опыт библиографии» («Поиск-83», Свердловск, 1983) и «Советская довоенная фантастика: Материалы к библиографии» («Поиск-86,-89,-92», Свердловск, 1986, 1990, 1992).
С молодым филологом, работавшим в то время в редакции «УС», Бугровым молодой геолог и библиофил Халымбаджа случайно встретился в 1968 году в свердловском букинистическом магазине (ну а где ж ещё?!), после чего и началась их многолетняя дружба и творческое сотрудничество.
«Я не только начал свой скромный путь в литературе с прозы. Я никогда и не прекращал её писать. А библиографией занялся, очевидно, по стечению ряда причин. Во-первых, в этом отчасти повинна моя склонность всё систематизировать. С юных лет собирал всё — марки, монеты, минералы, открытки, книги. А так как первой прочитанной книгой оказался «Волшебник Изумрудного Города» — с детства влюбился в фантастику. Всерьёз же заниматься библиографией фантастики меня подбил критик, библиограф, редактор отдела фантастики журнала «Уральский следопыт» Виталий Иванович Бугров, с которым мы дружили свыше 30 лет вплоть до его смерти. Он тогда, в шестидесятые, высмеял мои самодеятельные библиографические записи и посоветовал заняться библиографией всерьёз — создать систематизированную картотеку» (из интервью И. Халымбаджи критику и историку литературы Евгению Харитонову, 1996).
«Я не только начал свой скромный путь в литературе с прозы. Я никогда и не прекращал её писать. А библиографией занялся, очевидно, по стечению ряда причин. Во-первых, в этом отчасти повинна моя склонность всё систематизировать. С юных лет собирал всё — марки, монеты, минералы, открытки, книги. А так как первой прочитанной книгой оказался «Волшебник Изумрудного Города» — с детства влюбился в фантастику. Всерьёз же заниматься библиографией фантастики меня подбил критик, библиограф, редактор отдела фантастики журнала «Уральский следопыт» Виталий Иванович Бугров, с которым мы дружили свыше 30 лет вплоть до его смерти. Он тогда, в шестидесятые, высмеял мои самодеятельные библиографические записи и посоветовал заняться библиографией всерьёз — создать систематизированную картотеку» (из интервью И. Халымбаджи критику и историку литературы Евгению Харитонову, 1996).
И. Халымбаджа и В. Бугров
Особого внимания заслуживает и капитальный многотомный биобиблиографический справочник «Фантасты и сказочники: Россия, СССР, СНГ», подготовленный под редакцией Халымбаджи, в котором была представлена информация о свыше 10 тыс. авторов прошлого и настоящего, с XVIII века до конца XX века. Но свет увидели только первые 3 выпуска раздела — «Фантастика, опубликованная на Урале в 1881-1991 гг.: Библиографический указатель» (Вып.1: 1882-1944 гг. (1991); Вып.2: 1945-1972 гг. (1992); Вып.3: 1973-1985 гг. (1992). Москва-Екатеринбург). В данной работе, рассматривающей фантастику в широком аспекте (НФ, сказка, фельетоны, рождественские рассказы и т.п.), отражена информация о книжных изданиях, публикации в журналах и газетах, раскрыты многие литературные псевдонимы.
«Длительное время в определённых литературоведческих кругах бытовало мнение, что фантастики в современном её понимании в дореволюционной России не было. Впрочем, как библиоман я этому мнению не слишком доверял, и постоянно вёл поиски. Сначала — на полках букинистических магазинов Москвы и Ленинграда, в старых журналах... И вскоре не без удивления обнаружил, что всё чаще и чаще мне в руки попадаются образцы не только «сказочной», но и откровенно научной фантастики. Помню, какое потрясение испытал, познакомившись с фантастическими повестями Фадея Булгарина. Невероятные для своего времени прозрения: экологическая катастрофа (деньги в ХХI веке изготавливают из дерева, леса вырубили. Поистине обретает смысл понятие «деревянные рубли»!), фермы на морском дне, трамвай, здания из стекла, пластмассы и металла, акваланг, Академия наук в Салехарде, республики даже в Африке... А путешествие к центру Земли, предвосхитившее знаменитый роман Ж. Верна («Путешествие к центру Земли») и «Плутонию» Обручева...
Позже я открыл для себя увлекательнейшие романы В. Гончарова, М. Гирели, С. Боброва, В. Орловского, мрачноватые антиутопии Н.Фёдорова, А. Марсова, И. Морского, литераторов, целиком посвятивших своё творчество фантастике, таких как С. Соломин (Стечкин), А. Числов... Обнаружил, что фантастике отдали дань ВСЕ сколь-либо значительные русские литераторы: и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и И.С.Тургенев и многие другие. Ряд этот можно продолжать бесконечно» (из интервью Е. Харитонову).
«Длительное время в определённых литературоведческих кругах бытовало мнение, что фантастики в современном её понимании в дореволюционной России не было. Впрочем, как библиоман я этому мнению не слишком доверял, и постоянно вёл поиски. Сначала — на полках букинистических магазинов Москвы и Ленинграда, в старых журналах... И вскоре не без удивления обнаружил, что всё чаще и чаще мне в руки попадаются образцы не только «сказочной», но и откровенно научной фантастики. Помню, какое потрясение испытал, познакомившись с фантастическими повестями Фадея Булгарина. Невероятные для своего времени прозрения: экологическая катастрофа (деньги в ХХI веке изготавливают из дерева, леса вырубили. Поистине обретает смысл понятие «деревянные рубли»!), фермы на морском дне, трамвай, здания из стекла, пластмассы и металла, акваланг, Академия наук в Салехарде, республики даже в Африке... А путешествие к центру Земли, предвосхитившее знаменитый роман Ж. Верна («Путешествие к центру Земли») и «Плутонию» Обручева...
Позже я открыл для себя увлекательнейшие романы В. Гончарова, М. Гирели, С. Боброва, В. Орловского, мрачноватые антиутопии Н.Фёдорова, А. Марсова, И. Морского, литераторов, целиком посвятивших своё творчество фантастике, таких как С. Соломин (Стечкин), А. Числов... Обнаружил, что фантастике отдали дань ВСЕ сколь-либо значительные русские литераторы: и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и И.С.Тургенев и многие другие. Ряд этот можно продолжать бесконечно» (из интервью Е. Харитонову).
Игорь Георгиевич писал также короткие и сверхкороткие фантастические рассказы, некоторые из которых в 1990-е гг. были объединены в 3 тоненьких сборника, изданных в Екатеринбурге мизерными коллекционными тиражами, причем, за счёт средств самого автора: «Сказка ХХI века» (1992, рассказы, написанные с конца 1960-х по начало 1990-х гг.: «Сокровища Самруса Бедда», «Странное происшествие в Дэвидкуфе», «Иванушка Дурачков и Марья Царёва», «Потерянное время», «Вторжение колменов», «Ископаемые гермионы», «Микроорганизмы» и др.), «Вкус жизни» (1994, фантастические юморески, большинство которых посвящено злоключениям изобретателя Сидорука, мастера «золотые руки» Петровича и их шефа — бизнесмена Ивонючкина, которых объединяет страстная любовь к деньгам и неразборчивость в средствах их получения) и «Торговцы солнцем. Экскурсия в палеозой» (1997, продолжение приключений талантливых учёных Петровича и Сидорука под руководством строгого шефа Ивонючкина).
Его перу принадлежат ещё и около 200 фантастических миниатюр, рассыпанных по газетам и журналам всего бывшего СССР. Многие из них он публиковал под многочисленными псевдонимами, чаще всего Х. Алымов и И. Чебаненко (другие псевдонимы: Игорь Георгиев, И. Горев, Б. Петров, В. Сизов, Игорь Тольев, Т. Харламов, Хвастуниди, И.О. Чебартынов).
Его перу принадлежат ещё и около 200 фантастических миниатюр, рассыпанных по газетам и журналам всего бывшего СССР. Многие из них он публиковал под многочисленными псевдонимами, чаще всего Х. Алымов и И. Чебаненко (другие псевдонимы: Игорь Георгиев, И. Горев, Б. Петров, В. Сизов, Игорь Тольев, Т. Харламов, Хвастуниди, И.О. Чебартынов).
Немаловажна и другая ипостась творческой деятельности Халымбаджи — в трудные для советской фантастики 1960-е гг. он стоял у истоков основания движения любителей фантастики в СССР.
Так, в 1981 году, Игорь Георгиевич организовал клуб любителей фантастики «Радиант» (Свердловск). Вместе с Бугровым в 1981 году стал создателем и первого отечественного ежегодного фестиваля фантастики «Аэлита» (Свердловск), а так же одноимённой премии, вручаемой за лучшую книгу советской фантастики, вышедшую в течение предшествующих 2-х лет.
Первыми её лауреатами в том же году стали братья Стругацкие (за роман «Жук в муравейнике») и Александр Казанцев (за вклад в фантастику). С первого же года существования, «Аэлита» присуждалась с нарушением статута (не только за конкретную книгу, но и за переиздания и журнальные публикации, а так же «за общий вклад»). И во многом для узаконивания этой ситуации, начиная с 1997 года, вручение премии возобновилось после вынужденного 2-летнего перерыва (связанного со смертью Бугрова) с общепризнанной формулировкой «за вклад в фантастику».
Так, в 1981 году, Игорь Георгиевич организовал клуб любителей фантастики «Радиант» (Свердловск). Вместе с Бугровым в 1981 году стал создателем и первого отечественного ежегодного фестиваля фантастики «Аэлита» (Свердловск), а так же одноимённой премии, вручаемой за лучшую книгу советской фантастики, вышедшую в течение предшествующих 2-х лет.
Первыми её лауреатами в том же году стали братья Стругацкие (за роман «Жук в муравейнике») и Александр Казанцев (за вклад в фантастику). С первого же года существования, «Аэлита» присуждалась с нарушением статута (не только за конкретную книгу, но и за переиздания и журнальные публикации, а так же «за общий вклад»). И во многом для узаконивания этой ситуации, начиная с 1997 года, вручение премии возобновилось после вынужденного 2-летнего перерыва (связанного со смертью Бугрова) с общепризнанной формулировкой «за вклад в фантастику».
"Аэлита"
Вручение премии "Аэлита-84" патриарху советской фантастики С.А. Снегову
После смерти друга и коллеги, Халымбаджа смог возродить не только «Аэлиту», но и почти умерший «УС», став заместителем главного его редактора по фантастике. При этом продолжал активно публиковаться и в других изданиях.
Был Игорь Георгиевич организатором и бессменным руководителем и всех последующих «Аэлит». А ещё стал инициатором НФ-приза «Старт», вручаемого с 1989 года за лучшую дебютную книгу в жанре фантастики, и мемориальной премии имени В.И. Бугрова, вручаемой с 1997 года за вклад в фантастиковедение, пропаганду и изучение фантастики.
Был Игорь Георгиевич организатором и бессменным руководителем и всех последующих «Аэлит». А ещё стал инициатором НФ-приза «Старт», вручаемого с 1989 года за лучшую дебютную книгу в жанре фантастики, и мемориальной премии имени В.И. Бугрова, вручаемой с 1997 года за вклад в фантастиковедение, пропаганду и изучение фантастики.
И. Халымбаджа на фестивале "Аэлита"
Халымбаджа был ещё и членом Всесоюзного Совета КЛФ, избиравшегося в Киеве на съезде КЛФ, опередив по итогам голосования даже «Фэна №1» — Завгара (Борис Александрович Завгородний, 1952-2020, подробнее – здесь: «Советский фэн №1». Памяти Завгара). Членом жюри многих премий в области фантастики, членом редколлегий журналов фантастики, а также главным редактором литературно-критического журнала фантастики «Икар» (1992-93, под псевдонимом В.Г. Сизов) и альманаха "ПиФ" (1996-99). Издавал при поддержке Свердловского обкома комсомола критико-библиографические ньюслеттеры (корпоративные буклеты для целевой аудитории) «Библиографический листок» (1989-90), «Буквоедъ» (1998-99) и другие. Был основателем и бессменным руководителем Содружества библиографов фантастики СНГ.
Он хотел собрать сведения обо всех фантастах и сказочниках, кто хоть краешком повествования задевал нереальное. Эта позиция нашла отражение в его историко-литературных работах и в библиографиях. Сказочка, фельетон со сказочным героем или действием в будущем, мистический роман — всё входило в орбиту его внимания.
Но 22 марта 1999 года Игорь Георгиевич Халымбаджа скончался в Екатеринбурге от сердечного приступа, за 2 месяца до своего 66-летия и за 3 дня до начала традиционного фестиваля «Аэлита-99»...
Эта «Аэлита» могла бы стать 16-ой в его жизни. В день открытия фестиваля в редакции «УС» состоялась гражданская панихида, после чего писатель был похоронен на Широкореченском кладбище Екатеринбурга.
Эта «Аэлита» могла бы стать 16-ой в его жизни. В день открытия фестиваля в редакции «УС» состоялась гражданская панихида, после чего писатель был похоронен на Широкореченском кладбище Екатеринбурга.
Ежегодно фестиваль фантастики «Аэлита» начинается с возложение венков на могилу величайшего российского библиографа.
И не случайно в 1999 году по инициативе фэнов, в рамках очередного фестиваля, была придумана и проработана концепция новой премии — Ордена Рыцарей фантастики имени И.Г. Халымбаджи, вручаемого за вклад в движение любителей фантастики.
Автором и создателем знака ордена (серебро, аметист) был мастер-камнерез В.В. Саргин, на тот момент единственный, изготовивший для «Аэлиты» все её призы («Аэлита», «Старт», им. И. Ефремова, им. В. Бугрова). Правда, в 2006 году внешний вид знака был кардинально изменён.
И не случайно в 1999 году по инициативе фэнов, в рамках очередного фестиваля, была придумана и проработана концепция новой премии — Ордена Рыцарей фантастики имени И.Г. Халымбаджи, вручаемого за вклад в движение любителей фантастики.
Автором и создателем знака ордена (серебро, аметист) был мастер-камнерез В.В. Саргин, на тот момент единственный, изготовивший для «Аэлиты» все её призы («Аэлита», «Старт», им. И. Ефремова, им. В. Бугрова). Правда, в 2006 году внешний вид знака был кардинально изменён.
Первым «кавалером» ордена (по ряду причин, только в 2002 году) стал писатель Кир Булычёв (подробнее – здесь: Отец Алисы (и даже не одной!)). В разные годы орден был вручён и многим другим известным фантастам: в 2003 — Василию Головачёву и Владиславу Крапивину (подробнее – здесь: Рыцарь с Площади Карронад), в 2004 —Юрию Вербицкому и Геннадию Прашкевичу (подробнее – здесь: Писатель с «весенним» отчеством), в 2008 — Роману Злотникову и Ивану Соколову, в 2009 — Сергею Лукьяненко, Александру Сидоровичу и Борису Стругацкому, в 2011 — Николаю Басову, Борису Долинго, Антону Первушину.
«Орден Рыцарей фантастики» интересен ещё и тем, что это одна из немногих премий, которую наравне с писателями, критиками, редакторами или художниками может получить и обычный любитель фантастики.
«Орден Рыцарей фантастики» интересен ещё и тем, что это одна из немногих премий, которую наравне с писателями, критиками, редакторами или художниками может получить и обычный любитель фантастики.
Был женат – жена Алевтина Богдановна, сын Алексей.
«Как это ни печально, многие считают работу библиографа скучной и нетворческой. Впрочем, я не собираюсь никого переубеждать в этом. Те, кто стоит на подобных позициях, как мне кажется, люди лишённые азарта исследователя и первооткрывателя.. Проработав 40 лет геологом, я пришёл к выводу, что библиографические изыскания во многом напоминают поиск полезных ископаемых. И сколько радости доставляет находка после долгого перелопачивания «пустой породы»! Занятия библиографией требуют особого склада души, определённых черт характера: настойчивости, терпения, скурпулезности, внимания. Лично мне библиография помогает развиваться как личности. Полноценной личности. Является ли библиография творчеством? А как же может быть иначе! А разве созданный в поте лица библиографический указатель не есть творческое произведение?!» (из интервью Е. Харитонову).
«Как это ни печально, многие считают работу библиографа скучной и нетворческой. Впрочем, я не собираюсь никого переубеждать в этом. Те, кто стоит на подобных позициях, как мне кажется, люди лишённые азарта исследователя и первооткрывателя.. Проработав 40 лет геологом, я пришёл к выводу, что библиографические изыскания во многом напоминают поиск полезных ископаемых. И сколько радости доставляет находка после долгого перелопачивания «пустой породы»! Занятия библиографией требуют особого склада души, определённых черт характера: настойчивости, терпения, скурпулезности, внимания. Лично мне библиография помогает развиваться как личности. Полноценной личности. Является ли библиография творчеством? А как же может быть иначе! А разве созданный в поте лица библиографический указатель не есть творческое произведение?!» (из интервью Е. Харитонову).
Шарж на участников "Аэлиты"
Награды и премии И. Халымбаджи:
1991 — Премия им. И. Ефремова («За популяризацию фантастики»)— Приз одной из первых советских НФ-премий «Аэлита», учреждённой в 1981 г. журналом «УС» совместно с Советом по приключенческой и НФ-литературе СП РСФСР, вручаются с 1987 г. — «За вклад в развитие и пропаганду отечественной фантастической литературы».
1999 — Премия «Странник» — международная премия, присуждаемая за лучшие русскоязычные фантастические произведения вне зависимости от того, где они изданы. Учреждена в 1994 г. издательством Terra Fantastica, компанией «Корвус» и корпорацией «РОССКО». В жюри входят профессиональные писатели, выбирающие лауреатов из лучших фантастических произведений предшествующего года. Вручается по номинациям: крупная форма, средняя форма, малая форма, перевод, критика, публицистика, литературоведение, редактор, составитель, художник, издательство. Номинация: «Критика (публицистика)» — «Фантастический самиздат» (1998). Посмертно.
1999 — специальный приз фестиваля «Фэндом-99», организованного КЛФ «Солярис» (Пермь) и журналом «Лавка Фантастики» при поддержке Пермского Института Искусств и Культуры и библиотеки им. А.С. Пушкина для вручения приза «Звездолёт» от журнала «ЛФ» — «За вклад в развитие жанра фантастики» (посмертно).
1991 — Премия им. И. Ефремова («За популяризацию фантастики»)— Приз одной из первых советских НФ-премий «Аэлита», учреждённой в 1981 г. журналом «УС» совместно с Советом по приключенческой и НФ-литературе СП РСФСР, вручаются с 1987 г. — «За вклад в развитие и пропаганду отечественной фантастической литературы».
1999 — Премия «Странник» — международная премия, присуждаемая за лучшие русскоязычные фантастические произведения вне зависимости от того, где они изданы. Учреждена в 1994 г. издательством Terra Fantastica, компанией «Корвус» и корпорацией «РОССКО». В жюри входят профессиональные писатели, выбирающие лауреатов из лучших фантастических произведений предшествующего года. Вручается по номинациям: крупная форма, средняя форма, малая форма, перевод, критика, публицистика, литературоведение, редактор, составитель, художник, издательство. Номинация: «Критика (публицистика)» — «Фантастический самиздат» (1998). Посмертно.
1999 — специальный приз фестиваля «Фэндом-99», организованного КЛФ «Солярис» (Пермь) и журналом «Лавка Фантастики» при поддержке Пермского Института Искусств и Культуры и библиотеки им. А.С. Пушкина для вручения приза «Звездолёт» от журнала «ЛФ» — «За вклад в развитие жанра фантастики» (посмертно).
В. Бугров вручает И. Халымбадже приз им. И. Ефремова. "Аэлита-91"
Библиография И. Халымбаджи:
Литературные сборники:
«Сказка ХХI века» (1992), «Вкус Жизни» (1994), «Торговцы солнцем. Экскурсия в палеозой» (1997).
Документальные произведения:
«Хронология творчества А. Р. Беляева» (1984, под псевдонимом Х. Алымов), «Библиографический список произведений Р. Хайнлайна в русских переводах» (1992), «Любовь и тайны чёрной магии» («Библиография переводов произведений У. Ле Гуин на русском языке») (1992), «Библиография произведений В. Пелевина» (1993), «Библиография фантастических произведений Е.Л. Войскунского и И.Б. Лукодьянова» (1993), «Г.Ф. Лавкрафт в русских переводах» (1993), «Миллион приключений» («Библиографический список К. Булычёва») (1993), «Сказки склепов. Библиографический обзор произведений в жанре «хоррор» на русском языке» (в соавторстве с Д. Поручиком, 1993), «Библиография произведений М. Успенского» (1994), «Библиография сочинений М.К. Первухина» (1994), «Провидец. Библиография переводов произведений Р. Силверберга на русском языке» (1995), «С.Я. Стечкин (С. Соломин)» (1997).
Энциклопедии и справочники:
«Фантастика в дореволюционной русской литературе» (с В. Бугровым, 1983), «Довоенная советская фантастика: Материалы к библиографии» (с В. Бугровым, 1986), «Дверь с той стороны: Библиографический список Владимира Михайлова» (1992), «Довоенная советская фантастика (Материалы к библиографии)» (с В. Бугровым, 1992), «Советская довоенная фантастика» (1992), «Фантастика, опубликованная в Казахстане в 1920-1991 годах. (Опыт библиографии. Предварительное издание)» (с В. Бугровым, С. Лукьяненко, Б. Миловидовым и С. Носовым, 1992), «Фантастика, опубликованная на севере России в 1910-1991 г. (Опыт библиографии. Предварительное издание)» (с Б. Жужунавой, М. Таскаевым, В. Окуневым и А. Грановым, 1992), «Фантастика, опубликованная на Урале в 1881-1991 гг.» (с В. Бугровым, А. Мешавкиным, Ю. Зубакиным и В. Карабаевым, 1992), «Сочинители фантазий (Опыт составления краткой энциклопедии фантастики)» (1993), «Фантасты и сказочники: Россия, СССР, СНГ» (подготовлена к изданию).
Литературные сборники:
«Сказка ХХI века» (1992), «Вкус Жизни» (1994), «Торговцы солнцем. Экскурсия в палеозой» (1997).
Документальные произведения:
«Хронология творчества А. Р. Беляева» (1984, под псевдонимом Х. Алымов), «Библиографический список произведений Р. Хайнлайна в русских переводах» (1992), «Любовь и тайны чёрной магии» («Библиография переводов произведений У. Ле Гуин на русском языке») (1992), «Библиография произведений В. Пелевина» (1993), «Библиография фантастических произведений Е.Л. Войскунского и И.Б. Лукодьянова» (1993), «Г.Ф. Лавкрафт в русских переводах» (1993), «Миллион приключений» («Библиографический список К. Булычёва») (1993), «Сказки склепов. Библиографический обзор произведений в жанре «хоррор» на русском языке» (в соавторстве с Д. Поручиком, 1993), «Библиография произведений М. Успенского» (1994), «Библиография сочинений М.К. Первухина» (1994), «Провидец. Библиография переводов произведений Р. Силверберга на русском языке» (1995), «С.Я. Стечкин (С. Соломин)» (1997).
Энциклопедии и справочники:
«Фантастика в дореволюционной русской литературе» (с В. Бугровым, 1983), «Довоенная советская фантастика: Материалы к библиографии» (с В. Бугровым, 1986), «Дверь с той стороны: Библиографический список Владимира Михайлова» (1992), «Довоенная советская фантастика (Материалы к библиографии)» (с В. Бугровым, 1992), «Советская довоенная фантастика» (1992), «Фантастика, опубликованная в Казахстане в 1920-1991 годах. (Опыт библиографии. Предварительное издание)» (с В. Бугровым, С. Лукьяненко, Б. Миловидовым и С. Носовым, 1992), «Фантастика, опубликованная на севере России в 1910-1991 г. (Опыт библиографии. Предварительное издание)» (с Б. Жужунавой, М. Таскаевым, В. Окуневым и А. Грановым, 1992), «Фантастика, опубликованная на Урале в 1881-1991 гг.» (с В. Бугровым, А. Мешавкиным, Ю. Зубакиным и В. Карабаевым, 1992), «Сочинители фантазий (Опыт составления краткой энциклопедии фантастики)» (1993), «Фантасты и сказочники: Россия, СССР, СНГ» (подготовлена к изданию).
Журнал "Если" (№5 за 1999);
https://fantlab.ru/autor5051;
https://bukvica.org/wiki/Халымбаджа,_Игорь_Георгиевич;
http://www.fandom.ru/about_fan/fantasto/halymbadza_i.htm;
https://bookmix.ru/groups/viewtopic.phtml?id=803
http://www.fandom.ru/inter/halymbadja_1.htm
http://www.magister.msk.ru/library/extelop/authors/h/halymbad.htm
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/194979
https://vk.com/wall21476655_26924.
https://fantlab.ru/autor5051;
https://bukvica.org/wiki/Халымбаджа,_Игорь_Георгиевич;
http://www.fandom.ru/about_fan/fantasto/halymbadza_i.htm;
https://bookmix.ru/groups/viewtopic.phtml?id=803
http://www.fandom.ru/inter/halymbadja_1.htm
http://www.magister.msk.ru/library/extelop/authors/h/halymbad.htm
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/194979
https://vk.com/wall21476655_26924.
Ссылки по теме:
- Магия Лили Брик
- Наш Колумб: почему Александра Николаевича Островского называют «Колумбом Замоскворечья»?
- В погоне за редким именем родители явно перестарались
- Какие женские имена дворянские, а какими называли крестьянок
- 10 легендарных созвездий
Новости партнёров
реклама
Пост рассчитан на определённый круг посетителей. Но какая лядь минуса лепит?