1870
14
Наши предки славяне были солнцепоклонниками и поэтому самые сокровенные праздники у них связаны с этим небесным светилом.
В "Велесовой книге" сказано:
"...Яко идут с трех концов Святы (праздники), откуда Святы приходят до нас. И то Свято первый – Коляда, и другой Ярь и Красная Гора, и Овсень великий и малый. И идут те святы яко ж муж идущий от города до села огнищанского, и кием (посохом) землю меряет. Грядет от нас до них и от них до нас…"
"...Яко идут с трех концов Святы (праздники), откуда Святы приходят до нас. И то Свято первый – Коляда, и другой Ярь и Красная Гора, и Овсень великий и малый. И идут те святы яко ж муж идущий от города до села огнищанского, и кием (посохом) землю меряет. Грядет от нас до них и от них до нас…"
Мы видим что особо нашими предками выделены четыре праздника.
Первый Коляда - День бога Коляды. Этот праздник отмечался на день зимнего солнцестояния, само название говорит об этом, ведь "Кол" это малый круг (в отличии от "ХОРО" - большой круг) и его численное значение равно единице (кол), то есть это начало нового молодого солнца.
×
Второй праздник Ярь. День бога Яра (Ярилы). Этот праздник отмечался в день весеннего равноденствия, когда оплодотворяющая землю мужская энергия "Яр" изливалась от нашего светила (отсюда и Яровые культуры, то есть посаженные весной) на землю с особой силой.
Третий праздник "Красная Гора". День бога Хорса. "Красная гора" говорит о том что солнце находится в своей самой высшей точке (на горе), то есть это день летнего солнцестояния. Солнечный круг сейчас максимален, то есть он есть "Хоро" (отсюда и Хоромы, и Хор, и хоровод).
Четвертый праздник Овсень. День бога Овсеня. Отмечался в день осеннего равноденствия, когда солнечный свет осенялся (затемнялся, прикрывался). Тогда уже был собран урожай и начиналась подготовка к зиме.
С принятием на Руси христианства, упоминать имена древних Богов было запрещено и праздник весеннего равноденствия(начало астрономической весны) в разных регионах в народе стал назывался по разному. У одних он стал Комоедицей, это от того что просыпавшимся от зимней спячки медведям (Комам) славяне оставляли в лесу угощения - испеченные блины. Отсюда пошло и выражение Первый блин Комам (медведям).
В других местностях он стал зваться Масленница или Сырный. Это от того что в это время происходил отел коров, коз, овец и скотоводы получали первое самое жирное молоко, которое называлось молозиво. Из него делали самое лучшее масло и сыры.
Но как бы праздник не назывался, его объединяло одно - везде сохранились древние ведические съедобные символы солнца, непременно использующиеся в ритуалах, это блины и ватрушки. Так же сохранился сценарий обряда сжигания соломенного чучела надоевшей Зимы.
Как уже было сказано в ведические времена этот праздник отмечался в одно и тоже время, в дни весеннего равноденствия 21-22 марта по современному календарю. С принятием христианства Масленница стала попадать на христианский Великий пост, когда нельзя есть жирную и молочную пищу. Что противоречило самой сути праздника и его стали отмечать перед самым постом, а так как христианский пост наступает в зависимости от лунного календаря в разное время, то и Масленица стала отмечаться каждый год в разные числа, что абсолютно не верно (ведь она по своей сути должна быть привязана к солнцу, а не к луне).
Наш народ не забыл что 22 марта это прежде всего солнечный праздник, что в этот день зима кончается, а весна начинается. День с ночью меряется – равняется (наступает равноденствие) и назвали этот день по своему Сороки или Жаворонками (куликами, тетёрками). Также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к этому празднику.
В народе этот день всегда считался днем встречи весны, одним из самых больших праздников в году. Крестьяне говорили, что «на Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». А предвестниками весны были жаворонки.
На Руси к этому дню хозяйки выпекали из теста печенье в виде птиц. Для этого использовали упругое, хорошо вымешанное тесто, а в качестве смазки применяли сладкий крепкий чай. Печенье давали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Детвора залезала на крыши, привязывала «жаворонков» к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну. Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам. (В других регионах ребятня съедала, головы от выпеченых фигур, а тела отдавали скоту, что бы был хороший приплод).
У молодежи в этот день были свои забавы и игры. Они собирались на танцы. Сначала девушки исполняли обряд замыкания зимы и размыкания весны. Они разрывали сорок веревочек или разламывали сорок палочек. Это действие, по мнению наших предков, разрывало путы злых духов, сковывающих землю зимой, и способствовало наступлению весны. Затем начинались массовые гулянья...
Источник:
Ссылки по теме:
- Почему весной промозгло и зябко?
- Сезон загара открыт!
- Времена года: месяцы в виде мистических людей
- Масленичное сумасшествие 2020. Неутешительные итоги проводов зимы
- Шашлычок под коньячок: рецепты главного весеннего блюда
Новости партнёров
реклама