9237
1
Федор Крашенинников о том, почему вокруг строительства новых православных церквей в России все чаще возникают конфликты и как их подогревает позиция властей.
Строительство новых православных церквей в России все чаще приводит к конфликтам между властью и гражданским обществом. На минувшей неделе в новостные сводки попали две похожие ситуации в разных частях страны - Екатеринбурге и Красноярске.
Два города - одна беда
В Екатеринбурге 7 апреля несколько тысяч жителей собрались в центре города, чтобы выразить несогласие с возведением там очередного православного собора. А 10 апреля в Красноярске со скандалом прошли общественные слушания, созванные для обсуждения последствий строительства православной церкви в центре города, в районе Стрелки.
Ситуация в Красноярске усугубляется тем, что параллельно обсуждается проекты и других церквей - и тоже на месте скверов. Характерна совершенно советская аргументация красноярских храмостроителей: Красноярск-де отстает от других российских городов-миллионников по количеству церквей на душу населения! То есть новые храмы надо строить не потому, что в них есть какая-то ощутимая практическая нужда, а потому что их должно быть не меньше априорно заданного количества на душу населения, а лучше - больше.
Вопреки действующей конституции, сегодня и федеральная, и региональная, и муниципальная власти России, не особо скрываясь, стоят на вполне определенных клерикальных позициях и всегда готовы поддержать любое начинание в этой сфере, а часто и вовсе выступают инициаторами процессов. Поэтому обсуждение с населением планов возведения новых церквей сводится к полусекретным слушаниям вне общественного контроля, оформление разрешений на строительство происходит с невероятной скоростью, а риторика властей и церковных активистов по всей России не отличается разнообразием.
При этом любые попытки выступить против строительства вообще или против конкретного проекта вызывают обвинения в русофобии и даже сатанизме. В ход идет и навешивание ярлыков: например, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев в свое время назвал противников строительства церкви в центре Екатеринбурга "общественными террористами".
Ситуация в Красноярске усугубляется тем, что параллельно обсуждается проекты и других церквей - и тоже на месте скверов. Характерна совершенно советская аргументация красноярских храмостроителей: Красноярск-де отстает от других российских городов-миллионников по количеству церквей на душу населения! То есть новые храмы надо строить не потому, что в них есть какая-то ощутимая практическая нужда, а потому что их должно быть не меньше априорно заданного количества на душу населения, а лучше - больше.
Вопреки действующей конституции, сегодня и федеральная, и региональная, и муниципальная власти России, не особо скрываясь, стоят на вполне определенных клерикальных позициях и всегда готовы поддержать любое начинание в этой сфере, а часто и вовсе выступают инициаторами процессов. Поэтому обсуждение с населением планов возведения новых церквей сводится к полусекретным слушаниям вне общественного контроля, оформление разрешений на строительство происходит с невероятной скоростью, а риторика властей и церковных активистов по всей России не отличается разнообразием.
При этом любые попытки выступить против строительства вообще или против конкретного проекта вызывают обвинения в русофобии и даже сатанизме. В ход идет и навешивание ярлыков: например, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев в свое время назвал противников строительства церкви в центре Екатеринбурга "общественными террористами".
Москва и "200 храмов"
Хотя конфликты вокруг появления новых церквей весьма распространены по всей стране, в федеральную новостную повестку попадают разве что эпизоды противостояния в Москве, где в рамках программы "200 храмов" жители то одного, то другого района вдруг обнаруживают строительную технику в своем парке.
Особенно громко прозвучал конфликт в парке "Торфянка в 2015-2016 годах, там протесты местных жителей все-таки остановили стройку. РПЦ получила другой участок для храма, но в парке все еще проходят "молитвенные стояния", и местные жители не теряют бдительности.
В "Торфянке" же были продемонстрированы все доступные способы давления на протестующих: активисты движения "Сорок сороков", массовые "молитвенные стояния", казаки, "ветераны Новороссии", угрозы, травля в СМИ, давление на лидеров протеста и так далее. Уже в текущем году по аналогичному поводу протестовали жителей московского района Бескудниково, где на месте парка планируется построить уже седьмую православную церковь в этом районе.
Особенно громко прозвучал конфликт в парке "Торфянка в 2015-2016 годах, там протесты местных жителей все-таки остановили стройку. РПЦ получила другой участок для храма, но в парке все еще проходят "молитвенные стояния", и местные жители не теряют бдительности.
В "Торфянке" же были продемонстрированы все доступные способы давления на протестующих: активисты движения "Сорок сороков", массовые "молитвенные стояния", казаки, "ветераны Новороссии", угрозы, травля в СМИ, давление на лидеров протеста и так далее. Уже в текущем году по аналогичному поводу протестовали жителей московского района Бескудниково, где на месте парка планируется построить уже седьмую православную церковь в этом районе.
Тоже протест
Протесты против строительства новых церквей нельзя рассматривать в отрыве от любых других протестов в России. Во-первых, граждан все больше раздражают не столько конкретные стройки, сколько демонстративное игнорирование их мнения по самому широкому кругу проблем - будь то вопрос о возведении храма на месте сквера или об открытии новой свалки по соседству.
Во-вторых, все больше граждан РФ раздражает принудительная клерикализации жизни в стране. Согласно данным МВД, в 2019 году богослужения во время таких важных православных праздников как Крещение и Рождество посетили от 2,4 до 2,6 млн россиян, что составляет менее двух процентов населения страны. Между тем власти ведут себя так, будто активно практикующие православные составляют большинство, а потому позицию инаковерующих и равнодушных к религии граждан России можно игнорировать вовсе или объявлять антипатриотичной и чуть ли не преступной.
Разница подходов к православным и неправославным видна на множестве примеров. Например, в том же Екатеринбурге в 2015 году местной лютеранской общине не дали построить свою церковь, ссылаясь на позицию жителей окрестных домов, которые требовали оставить ставшую парком территорию бывшего кладбища в нынешнем виде. В ситуации с православным собором гораздо более массовые протесты горожан власти игнорируют, а подготовка к строительству собора продолжается.
Антицерковные выступления в современной России становятся еще одной точкой консолидации протестных настроений, безотносительно отношения к православию как таковому. РПЦ так откровенно и беззастенчиво встраивается во власть, а власть так прямолинейно проводит клерикальную политику, что различить две эти силы уже практически невозможно, а потому любой протест против церковного строительства неизбежно оказывается и политическим противостоянием власти и общества.
Во-вторых, все больше граждан РФ раздражает принудительная клерикализации жизни в стране. Согласно данным МВД, в 2019 году богослужения во время таких важных православных праздников как Крещение и Рождество посетили от 2,4 до 2,6 млн россиян, что составляет менее двух процентов населения страны. Между тем власти ведут себя так, будто активно практикующие православные составляют большинство, а потому позицию инаковерующих и равнодушных к религии граждан России можно игнорировать вовсе или объявлять антипатриотичной и чуть ли не преступной.
Разница подходов к православным и неправославным видна на множестве примеров. Например, в том же Екатеринбурге в 2015 году местной лютеранской общине не дали построить свою церковь, ссылаясь на позицию жителей окрестных домов, которые требовали оставить ставшую парком территорию бывшего кладбища в нынешнем виде. В ситуации с православным собором гораздо более массовые протесты горожан власти игнорируют, а подготовка к строительству собора продолжается.
Антицерковные выступления в современной России становятся еще одной точкой консолидации протестных настроений, безотносительно отношения к православию как таковому. РПЦ так откровенно и беззастенчиво встраивается во власть, а власть так прямолинейно проводит клерикальную политику, что различить две эти силы уже практически невозможно, а потому любой протест против церковного строительства неизбежно оказывается и политическим противостоянием власти и общества.
Источник:
Ссылки по теме:
- Россиян удивила перспектива открытия в России школы военных священников
- Жительницу Кургана возмутила книга, одобренная в РПЦ
- Православный баф: +5 к надёжности
- Депутат Госдумы Виталий Милонов предложил приравнять аборт к убийству
- РПЦ не получит Исаакиевского собора
Новости партнёров
реклама
Ложка дегтя: Путешествовали, решили зайти с ребенком в понравившийся храм, а там отпевания и ряды гробов. Настроение на весь день в аут, не говоря уж про аппетит.
хватит клерикализации!!! попы не нужны, РФ светская страна по Конституции!
Беда в том, что он находился на одной улице с церковью.
Естественно, церковное руководство это не устраивало, и на каждой проповеди оно призывало горожан выступать против, и молиться, чтобы бог покарал нерадивого бизнесмена.
За день до объявленного открытия кабака была сильная гроза, молния ударила в кабак и он сгорел дотла.
Церковники обрадовались, но ненадолго хозяин кабака подал на них в суд с требованием компенсации ущерба.
Те, естественно, все отрицали. Выслушав обе стороны, судья заметил:
"Я пока еще не знаю, какой вердикт вынести, но из материалов дела следует, что какой-то владелец кабака верит в силу молитвы, а все церковное руководство почему-то нет... "
Если он у тебя есть это нормально.
Если ты гордишься тем, что он у тебя есть это тоже нормально.
Вот только не надо, блин, размахивать им у всех на виду.
И уж тем более не надо силком запихивать его в детей. (с)
ЗЫ: в моем детстве туалетов больше было.
Ну давайте, переживайте утрату, уже можно - ведь это памятник древнерусского зодчества, который не намного младше сгоревшего Нотр-Дама. Ну или хотя бы оставьте там комент - типа, хрен ли вы радуетесь, дебилы? Или насчет этого исторического и культурного памятника тренд дает другие рекомендации, ась?
Так что не надо меня лечить этой туфтой про искусство и коммерцию. На всякий случай, Нотр-Дам - точно такая же коммерция, только в тысячи раз более прибыльная, чем все наши храмы, вместе взятые. Вас разводят, как кроликов, заставляя самим себе срать на голову, а вы и рады стараться.
И да - я отслеживаю любую дискуссию, в которой принимаю участие. Уж такая у меня дурная привычка.
это скорее не "дом попов" ... а часть человеческих заблуждений, часть истории!
А вот бассейн... вместо большого "дома попов" .. на место вернуть в Москве...ааах как бы было ХОРОШО!
хм.. это случаем не о Вас говаривала....
З.Ы. И с прошлого года по желанию попов на военно-морском празднике не стало Нептуна, который для мореманов всегда был нерушимой традицией. Прогнулось командование перед сектой...
Что дальше будет?...
"В Красноярске – на перекрестке проспекта Свободный и улицы Баумана - может появиться новый храм. 29 марта, постановление о проведении публичных слушаний, подписанное главой города Сергеем Ереминым, разместили на сайте администрации.
Участок площадью в 7,3 тысячи квадратных метров просит предоставить Красноярская епархия Православной Церкви, говорится в документе, для «размещения объектов капитального строительства, предназначенных для отправления религиозных обрядов (церкви, соборы, храмы, часовни)»." (с)
И в центре, на стрелке Качи и Енисея тоже, причем уже есть церковь в центре на Сурикова, метров 500 до Стрелки... красивейшее место... вместо сквера будет очередной храм... а в городе дышать нечем...
Я не религиозный человек, но если эти твари орут против Православной церкви, значит она им чем-то не угодила. Одно только это заставляет меня положительно относится к РПЦ.