4180
1
Можно ли наказывать кого-то, находясь в состоянии гнева? Предлагаю отрывок из трактата Сенеки, который описывает мудрый поступок философа Платона, когда тот находился в гневе и хотел наказать раба:
Можно ли наказывать кого-то, находясь в состоянии гнева? Предлагаю отрывок из трактата Сенеки, который описывает мудрый поступок философа Платона, когда тот находился в гневе и хотел наказать раба:
"Однажды Платон, разгневавшись на своего раба, не мог заставить себя подождать и велел ему тотчас снять тунику и подставить спину под розги, намереваясь выпороть его собственноручно; тут он, однако, осознал, что поддался гневу, и как был с поднятой рукой, так и застыл в позе человека, который сейчас ударит; так он и стоял, когда случайно зашедший друг спросил его, что это он делает. "Наказываю гневливца", - отвечал ему Платон. Словно окаменев, замер он в положении человека, намеревающегося дать волю своей ярости - положении, позорном для мудрого мужа; он давно забыл о рабе, ибо нашёл другого, гораздо более заслуживавшего кары.
Тогда-то он раз и навсегда отказался от всякой власти над своими людьми и, сильно рассердившись как-то впоследствии за какой-то проступок, сказал: "Спевсипп, накажи-ка ты этого паршивого раба плетьми: я не могу - я гневаюсь на него". Он не стал бить раба по той самой причине, по какой всякий другой непременно побил бы. "В гневе, - говорил он, - я сделаю больше, чем следует, и с большим удовольствием, чем следует; пусть раб не окажется во власти того, кто сам собой не владеет". Неужели и после этого кто-то будет настаивать, что месть - дело разгневанного человека, если сам Платон отказал себе в такой власти? Пока ты в гневе, тебе не должно быть дозволено ничего. Почему? Именно потому, что ты желаешь, чтобы было дозволено всё."
Как вам текст? Мне кажется, мудро Платон поступил перепоручив наказание другому лицу. Все бы так делали, особенно когда наказывают своих детей, питомцев и т.д. Часто не хватает людям самообладания.
"Однажды Платон, разгневавшись на своего раба, не мог заставить себя подождать и велел ему тотчас снять тунику и подставить спину под розги, намереваясь выпороть его собственноручно; тут он, однако, осознал, что поддался гневу, и как был с поднятой рукой, так и застыл в позе человека, который сейчас ударит; так он и стоял, когда случайно зашедший друг спросил его, что это он делает. "Наказываю гневливца", - отвечал ему Платон. Словно окаменев, замер он в положении человека, намеревающегося дать волю своей ярости - положении, позорном для мудрого мужа; он давно забыл о рабе, ибо нашёл другого, гораздо более заслуживавшего кары.
Тогда-то он раз и навсегда отказался от всякой власти над своими людьми и, сильно рассердившись как-то впоследствии за какой-то проступок, сказал: "Спевсипп, накажи-ка ты этого паршивого раба плетьми: я не могу - я гневаюсь на него". Он не стал бить раба по той самой причине, по какой всякий другой непременно побил бы. "В гневе, - говорил он, - я сделаю больше, чем следует, и с большим удовольствием, чем следует; пусть раб не окажется во власти того, кто сам собой не владеет". Неужели и после этого кто-то будет настаивать, что месть - дело разгневанного человека, если сам Платон отказал себе в такой власти? Пока ты в гневе, тебе не должно быть дозволено ничего. Почему? Именно потому, что ты желаешь, чтобы было дозволено всё."
Как вам текст? Мне кажется, мудро Платон поступил перепоручив наказание другому лицу. Все бы так делали, особенно когда наказывают своих детей, питомцев и т.д. Часто не хватает людям самообладания.
Ссылки по теме:
- 6 сигналов, которые неосознанно подает каждая девушка
- Манипуляция сознанием общества. Прямой эфир на Fishki.net Сегодня, в 15-00 по Мск
- 10 самых невероятных теорий о Вселенной и реальности
- Почему во сне не получается кричать, быстро бежать или ударить кого-то?
- 10 книг, которые помогут вам разобраться в себе
Новости партнёров
реклама
Перепоручая чужому, ты сразу наказываешь уже обоих - и виновного, и экзекутора.
Так что это даже большее зло, нежели ты сделал бы все самостоятельно.
Про зло экзекутору. Тут уже проблема в слабости людей. В том, что не умеют наказывать без мести, без причины (и по сути гнев является оправданием для наказания). По сути, кто работает в судах/тюрьмах, приводят в исполнение наказание, это их работа. Экзекутор должен по логике понять, что наказание будет полезно виновному, и нужно исполнить его беспристрастно. Конечно, я говорю, о высших вещах, может быть пока не очень достижимых.
А в гневе можно и убить начаянно или покалечить. Поэтому вопрос большее или меньшее зло спорный.
Если хотите вывести человека из состояния гнева, заставьте его думать.