23969
21
«Я просто шел в магазин, а в следующее мгновение вся улица взорвалась. Машины оказались на крышах домов», — рассказывал об этой трагедии один из чудом выживших местных жителей.
22 апреля 1992 года в результате серии мощных взрывов в канализации мексиканского города Гвадалахара было разрушено свыше 1000 зданий, 250 человек погибли, больше тысячи было ранено, а 15 тысяч остались без крова
Гвадалахара и сейчас, и в начале 1990-х представляла собой типичный для Мексики город контрастов. Во втором по количеству жителей мегаполисе страны опутанные колючей проволокой респектабельные районы чередовались с трущобами, а деловые высотки соседствовали с нищетой и разрухой. В апреле 1992 года городу предстояло пережить крупнейшую катастрофу в своей истории. Катастрофу, которой можно было избежать.
×
18 апреля жители района Аналько на западе города — старых, тесно застроенных и плотно населенных кварталов, где обитали преимущественно рабочие из окружающей их обширной промзоны, — почувствовали непривычный запах.
В принципе не слишком приятными ароматами здесь мало кого можно было удивить, но в данном случае горожане ощутили нечто новое. Из гвадалахарских недр начало пахнуть газом и бензином.
Поэтому в местные аварийные службы немедленно начали поступать обращения обеспокоенных жителей. В течение этого и следующих дней в районе побывало сразу несколько бригад специалистов, они действительно зафиксировали повышенное содержание газа в подземных коммуникациях, однако ответственные чиновники продолжали уверять обитателей района, что ситуация держится под контролем. Судя по последовавшим событиям, никаких работ по ликвидации возможной аварии или хотя бы по выяснению причин появления нетипичного для канализации запаха не успели или не захотели провести.
В 10 утра 22 апреля из канализации стали вырываться столбы белого дыма. Спустя пять минут произошли первые два взрыва, за ними последовали третий, четвертый, люки взрывались один за другим. В районе началась паника: никто не понимал, что происходит и откуда ждать следующей беды. Чрезвычайные службы не могли добраться до места трагедии, потому что улицы района просто перестали существовать, превратившись в огромные траншеи.
«Я услышал сильный хлопок и выбежал на улицу. Автомобили лежали на крышах домов, вокруг были облака пыли, люди истерически плакали. Я никогда не видел ничего подобного», — говорил позже журналистам один из местных жителей.
Другая женщина, потерявшая во время трагедии сестру, рассказала: «Она шла в магазин, когда вся улица взорвалась. Мы несколько дней чувствовали запах газа, а власти лишь заблокировали улицу для автомобилей, но не провели эвакуацию».
Другая женщина, потерявшая во время трагедии сестру, рассказала: «Она шла в магазин, когда вся улица взорвалась. Мы несколько дней чувствовали запах газа, а власти лишь заблокировали улицу для автомобилей, но не провели эвакуацию».
В течение часа после серии из 10 взрывов пролетарские кварталы Гвадалахары стали напоминать пейзаж после бомбардировки. Дома превратились в груду развалин, автомобили и автобусы провалились в образовавшиеся длинные воронки. В общей сложности было разрушено 8 километров улиц Аналько. Трасса цепной реакции протянулась строго под канализационным коллектором города.
В первые часы после катастрофической аварии власти совершенно не представляли, что произошло: канализация, учитывая ее содержимое (в Гвадалахаре туда сливались еще и дождевая вода, и промышленные отходы), просто не должна была, не могла взорваться. Роль козла отпущения попытались возложить на небольшое местное предприятие La Central — фабрику, производившую растительное масло. В технологическом процессе его экстракции использовался гексан — углеводород, в значительном количестве входящий в состав бензина. Его утечка в городские коммуникации объяснила бы тревоживший жителей района запах.
Однако в конце концов честное имя La Central было спасено. Специалисты-химики установили, что для взрывов подобной мощности понадобилась бы детонация сотен тысяч литров гексана. Вместимость хранилища фабрики была лишь 60 000 литров, и практически весь объем по-прежнему находился на месте, в цистернах. Дальнейшее расследование привело к крайне неприятным для властей выводам.
Одним из 40 предприятий в промзоне, соседствовавшей с разрушенными кварталами, был крупный нефтеперерабатывающий завод государственной нефтяной монополии Pemex. Этот индустриальный гигант, обеспечивавший почти 40% доходной части всего бюджета огромной страны, фактически превратился в «государство в государстве». Как и любая монополия, обуреваемая от отсутствия конкурентов ощущением собственной значимости, имеющая доступ к большим деньгам и фактически существующая в условиях безнаказанности, компания погрязла в коррупции и полном пренебрежении к интересам «маленького человека».
Его представители, естественно, отрицали всякую свою причастность к инциденту, однако Pemex и ранее был замешан в разнообразных техногенных авариях, приводивших к человеческим жертвам: от взрывов нефтехранилищ (1984 год, пригород Мехико, 500 жертв) до утечек нефти при ее добыче в Мексиканском заливе (1979 год).
В ходе расследования выяснилось, что прямо под пострадавшим районом с канализационным коллектором соприкасался продуктопровод Pemex. Он был построен еще в 1973 году для доставки очищенных нефтепродуктов с гвадалахарского НПЗ в город Саламанка. В точке соприкосновения оцинкованная труба канализации вступила в реакцию со стальной трубой продуктопровода, последний корродировал, и через образовавшееся отверстие диаметром всего 1 сантиметр топливо начало поступать в окружающую почву, а потом проникать в канализацию.
Еще одним фактором, обусловившим трагедию, стало, как ни странно, строительство в Гвадалахаре метро. Его трасса как раз пересекала коллектор, и власти не нашли ничего лучшего, как сделать в канализацию U-образную врезку, которая позволила ей обогнуть метро снизу. Специальные насосы прокачивали через этот изгиб целевые для коллектора отходы, но они же оказались неспособны сделать то же самое с появившимися там испарениями нефтепродуктов.
В конечном итоге это привело к образованию под землей по трассе канализации своеобразных газовых карманов. Накопленного давления и случайной искры оказалось достаточно для разрушения нескольких городских кварталов. Ущерб от катастрофы составил по разным оценкам от нескольких сотен миллионов до миллиарда долларов.
Практически любая техногенная авария, особенно крупномасштабная, невозможна без сочетания целого ряда факторов разной степени вероятности. Решающим из них обычно становится человеческая ошибка. События 24-летней давности в Гвадалахаре стали следствием сразу набора ошибок совершенно разных людей: нефтяников, незнакомых с базовой химией и разместивших свою трубу вплотную к городским коммуникациям. Муниципальных властей, допустивших это и отказывавшихся эвакуировать население при появлении запаха неопознанного происхождения. Наконец, самих работников аварийных служб, которые за четыре дня так и не смогли обнаружить взаимосвязь между проходящим рядом продуктопроводом нефтеперерабатывающего завода и источником необычного аромата.
Итогом этой халатности, некомпетентности, безалаберности, лени, наконец, преступного безразличия стали 252 человеческие жизни, закончившиеся при взрыве, под осколками стекла, в провалившемся в траншею автобусе, под обломками сотен зданий. Счет поломанным судьбам идет на десятки тысяч. Такова цена одного маленького отверстия диаметром 1 сантиметр.
Авторский пост
Ссылки по теме:
- Молнии - красота и ужас с небес
- 6 лучших фильмов-катастроф советского кино
- Мескальтитан - удивительный и магический остров на воде
- Последнее путешествие итальянского Титаника
- Нарния по-мексикански: тоннель из шкафа в Мексике в США
Новости партнёров
реклама
да от трущёб попытались избавиться
Vorovali produkciyu godami , uvidelik konec blizitsa , reshili ustroit shou .Ustroili shou i vsyo spisali na nes4asnii slu4ay .
РФ управляется чем то средним - ни идея ни корысть явно не выражены. Олигархия, в отличии от вашей Украины, уже не в моде. А вот хуже, (как и Мексике) когда страной правит коррупция, такой же гигант газовый и шоколадный есть.. и далее по списку. А рвет пуканы там так, что слезы на глаза наворачиваются.
- поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (статья 5);
так что либо возвращай оставшееся, либо плати. а поскольку поставленная техника и оборудование на голову превосходили советское, то совковое руководство его решило не возвращать.
- голод 1891 г.
- голод 1921 г.
- ленд-лиз 1942г.
- гумманитарка до 1997г.
Таким образом, ленд-лизовские танки составили 12,3% от общего количество произведенных/поставленных в СССР танков в 1941-1945 годах. Кроме танков, в СССР поставлялись и ЗСУ/САУ. ЗСУ: М15А1 100 шт., М17 1000 шт.; САУ: Т48 650 шт., М18 5 шт., М10 52 шт. Итого было поставлено 1807 единиц. Всего за войну в СССР было произведено и получено 23,1 тыс. единиц САУ. Таким образом, доля полученных СССР по ленд-лизу САУ равна 7,8 % от общего числа полученной за войну техники такого типа. Помимо танков и САУ в СССР поставлялись и бронетранспортеры: английские Универсал Керриер 2560 шт. (в том числе из Канады 1348 шт.) и американские М2 342 шт., М3 2 шт., М5 421 шт., М9 419 шт., Т16 96 шт., М3А1 Скаут 3340 шт., LVT 5 шт. Всего: 7185 единиц. Поскольку БТРы в СССР не производились, ленд-лизовские машины составляли 100% советского парка этой техники. Критика ленд-лиза очень часто обращают внимание на низкое качество поставлявшейся союзниками бронетехники. Эта критика действительно имеет под собой определенные основания, поскольку американские и британские танки по ТТХ зачастую уступали и советским, и немецким аналогам. Особенно учитывая то, что союзники обычно поставляли СССР не самые лучшие образцы своей техники. К примеру, наиболее совершенные модификации Шермана (М4А3Е8 и Шерман Файрфлай ) в Россию не поставлялись.
Куда лучшая ситуация сложилась с поставками по ленд-лизу авиации. Всего за годы войны в СССР было поставлено 18 297 самолетов, в том числе из США: истребителей Р-40 "Томагавк" 247, Р-40 "Китихавк" 1887, Р-39 "Аэрокобра" 4952, Р-63 "Кингкобра" 2400, Р-47 "Тандерболт 195; бомбардировщиков А-20 "Бостон" - 2771, В-25 "Митчелл" 861; прочих типов самолетов 813. Из Англии было поставлено 4171 Спитфайеров и Харрикейнов . Всего советские войска за войну получили 138 тыс. самолетов. Таким образом доля иностранной технике в поступлениях в отечественный авиапарк составила 13% . Правда, и тут союзники отказались поставлять СССР гордость своих ВВС стратегические бомбардировщики Б-17, Б-24 и Б-29, коих за войну было произведено 35 тыс. штук. А в то же время именно в таких машинах больше всего нуждались советские ВВС.
По ленд-лизу было поставлено 8 тыс. зенитных и 5 тыс. противотанковых орудий. Всего же СССР получил 38 тыс. единиц зенитной и 54 тыс. противотанковой артиллерии. То есть доля ленд-лиза в этих типах вооружения составляла соответственно 21% и 9%. Однако если брать все советские орудия и минометы в целом (поступления за войну 526, 2 тыс.), то доля иностранных орудий в ней составит лишь 2,7%.
В годы войны СССР по ленд-лизу были переданы 202 торпедных катера, 28 сторожевых кораблей, 55 тральщиков, 138 охотников за подводными лодками, 49 десантных кораблей, 3 ледокола, около 80 транспортных судов, около 30 буксиров. Всего около 580 судов. Всего же СССР за годы войны получил 2588 судов. То есть доля ленд-лизовской техники 22,4%.
Наиболее заметными стали ленд-лизовские поставки автомобилей. Всего по ленд-лизу было поставлено 480 тыс. автомобилей (из них 85% - из США). В том числе около 430 тыс. грузовых (в основном US 6 фирм Студебекер и REO) и 50 тыс. джипов (Willys MB и Ford GPW). Притом, что общие поступления автомобилей на советско-германский фронт составили 744 тыс. единиц, доля ленд-лизовской техники в советском автопарке составила 64%. Кроме того, из США было поставлено 35 000 мотоциклов.
А вот поставки стрелкового оружия по ленд-лизу были весьма скромными: всего порядка 150 000 единиц. Учитывая то, что общие поступления стрелкового оружия в Красную армию за войну составили 19,85 млн. единиц, доля ленд-лизовского вооружения составляет примерно 0,75%.
И
Кожедуб, Иван Никитович 240 иап, 176 гвиап 62 Ла-5, Ла-5ФН Ла-7 330 / 120
Покрышкин, Александр Иванович 55 иап, 16 гвиап 59 6 МиГ-3, Як-1, P-39 Аэрокобра 650 / 156 +8 неучтенных до 13.08.1941 г.
Гулаев, Николай Дмитриевич 27 иап, 129 гвиап 57 4 Як-1, ИЛ-2, ЛА-5, ЛА-7
P-39 Аэрокобра
Речкалов, Григорий Андреевич 55 иап, 16 гвиап 56 И-153, И-16, P-39 450 / 122
Евстигнеев, Кирилл Алексеевич 240 иап, 178 гвиап 53 2 Ла-5Ф, Ла-5ФН 2
Г улаев, Николай Дмитриевич 27 иап, 129 гвиап 57 4 Як-1, ИЛ-2, ЛА-5, ЛА-7
P-39 Аэрокобра
Речкалов, Григорий Андреевич 55 иап, 16 гвиап 56 И-153, И-16, P-39 450 / 122
Евстигнеев, Кирилл Алексеевич 240 иап, 178 гвиап 53 2 Ла-5Ф, Ла-5ФН 2
повторяю для особо одарённых.
Что бы мы делали? Что-нибудь делали. Но почему-то охотно брали. И многое другое-тоже, даже с молочкой проблемы были. Так развалить за 70 лет с х страны, которая полмира кормило,надо было постараться.
Про ленд-лиз вообще смешно. Тетеньке весело, если бы война закончилось в 1947-м и ее предки бы до ее конца не дожили.)
Ленд-лиз это не бабло, как ты думаешь, это вклад в Победу-а с Победой- и нормальная торговля и передел сфер влияния, а это уже и бабло. СССР оплатил, в лучшем случае, 1 10 часть помощи, и янки особо не парились-все это после войны окупилось.
Источник: sssr © Портал "Войны XX века"
А то некоторые "вылажат"(от слова ЛАЖАТЬ) несколько фото без описания к какой нибудь новости и ждут лайков...
И если я увижу ресторан с табличкой "Хохлам тут делать нечего" я туда не пойду. Там явно и борщ варить не умеют, и сала нет.
И в вашу дупу тоже не пойду.
На самом деле дырка появилась потому, что на трубе нефтяников не было системы катодной защиты. Сэкономили.
Потом повторили на физике, а потом - на производственном обучении рассказали зачем у автомобиля минус на корпусе.