535
25
а подходе к Старому и Новому замкам в Гродно, в самом конце улицы Замковой, привлекает внимание характерная пожарная каланча. Не все туристы и даже гродненцы знают, что помимо действующей пожарной части тут есть и очень интересный музей истории пожарной службы.
Музей в этом здании расположился не случайно. Это место, где пожарные обосновались уже во второй половине ХІХ века и работают до сих пор. Сегодня Замковая, 19 - это прежде всего пожарная аварийно-спасательная часть № 1, но если обойти комплекс, то с другой стороны, от Старого замка, можно попасть в музей.
Нас встречает и проводит по экспозиции руководительница музея Ирина Качан. Наверное, никто в Гродно не знает столько об истории пожарной службы, сколько она. В начале этого года вышла ее книга "Огнеборцы Гродненщины", рассказывающая о развитии пожарного дела в Гродно в XVI-XX веках. Подобного исследования и раньше не было, и едва ли скоро появится похожее. Да и по тому, как Ирина рассказывает об экспозиции, видно – в работу в музее она вкладывает душу.
Нас встречает и проводит по экспозиции руководительница музея Ирина Качан. Наверное, никто в Гродно не знает столько об истории пожарной службы, сколько она. В начале этого года вышла ее книга "Огнеборцы Гродненщины", рассказывающая о развитии пожарного дела в Гродно в XVI-XX веках. Подобного исследования и раньше не было, и едва ли скоро появится похожее. Да и по тому, как Ирина рассказывает об экспозиции, видно – в работу в музее она вкладывает душу.
Так выглядела пожарная часть сто лет назад
Сегодняшнее здание пожарной части и музея – абсолютный новодел. Историческую ремизу, построенную в самом начале ХХ века, разобрали в 60-е годы – осталась лишь каланча. Поэтому, когда построенную в советское время пожарную часть признали устаревшей, ее без особого сожаления снесли до основания, а в сентябре 2008 года тут открылась современная часть. Параллельно со строительством части шла и организация музея.
Сегодняшнее здание пожарной части и музея – абсолютный новодел. Историческую ремизу, построенную в самом начале ХХ века, разобрали в 60-е годы – осталась лишь каланча. Поэтому, когда построенную в советское время пожарную часть признали устаревшей, ее без особого сожаления снесли до основания, а в сентябре 2008 года тут открылась современная часть. Параллельно со строительством части шла и организация музея.
×
Перед строительством новой пожарной части археологи провели в этом месте исследования. Некоторые их находки можно увидеть в музее
Хотя пожарная каланча – знаковый для Гродно и Беларуси памятник архитектуры, точное время постройки до сих пор неизвестно. Документы, которые могут пролить свет на историю здания, хранятся в Санкт-Петербурге. Сейчас работающий там генерал-майор Александр Глушко ищет для музея точную дату постройки. Когда-то он пришел сюда на экскурсию и подружился с руководительницей музея.
Хотя пожарная каланча – знаковый для Гродно и Беларуси памятник архитектуры, точное время постройки до сих пор неизвестно. Документы, которые могут пролить свет на историю здания, хранятся в Санкт-Петербурге. Сейчас работающий там генерал-майор Александр Глушко ищет для музея точную дату постройки. Когда-то он пришел сюда на экскурсию и подружился с руководительницей музея.
"В середине ХІХ в. Гродно был городом седьмого разряда, это значит, что тут должна была действовать одна команда со штатом из 34 человек. Но до конца века так и не удалось полностью укомплектовать команду. К тому же долгое время пожарные кочевали по городу за полицмейстером, не имея своего постоянного места", – рассказывает Ирина.
Прежде чем прописаться на Замковой, 19, городской пожарный обоз сгорел. Он сгорел полностью в ночь с 25 на 26 мая 1859 года из-за того, что бочки не были наполнены водой и не были вовремя припряжены лошади. В Гродно пришло указание – немедленно организовать пожарную охрану в городе. Тогда флигель и одно крыло пустовавших королевских конюшен были отданы под пожарный обоз.
В музее – четыре экспозиционно-выставочных зала. Один зал посвящен пожарно-спасательному спорту, другой разделен на три исторических периода – от зарождения первых противопожарных мероприятий и до современности, третий посвящен пожару 1885 года, а четвертый - это пространство башни.
В первом зале – кубки, которые белорусские спасатели завоевали на соревнованиях по пожарно-спасательному спорту. Например, в этом году в Казахстане сборная Беларуси заняла первое место. Выставлена лишь часть наград, на самом деле их намного больше – хватит на отдельную выставку. Тем более что гродненские спасатели участвовали в соревнованиях еще в межвоенное время – первый раз в 1926 году в Варшаве.
Дальше можно увидеть примеры средств, которые применялись для тушения пожаров еще в средневековье – бочки, ведра, топоры, а также вещи, найденные на этом месте во время археологических раскопок после того, как снесли старую пожарную часть. Обширные фрагменты экспозиции посвящены российскому, межвоенному и советскому периодам. Тут можно увидеть форму пожарных тех времен и модели техники с конца ХІХ до конца ХХ веков. Модели Ирина отыскала уже в критическом состоянии, для восстановления одной из них пришлось даже ездить в Ригу.
Отдельный зал – мультимедийная диорама, посвященная большому пожару города, который случился в 1885 году. Ее перевезли сюда из областного управления МЧС. К каждому домику подведена лампочка – они загораются по мере того, как распространяется "огонь". Начинается "пожар" в районе сегодняшней школы №1 по улице Парижской коммуны и постепенно охватывает три четверти города. Все действо сопровождается озвучкой на белорусском языке, в планах у Ирины – озвучить еще и на английском, так как в музей ходят иностранные делегации.
Казалось бы, что пожарное дело – достаточно узкая тема, но музею уже тесновато в тех помещениях, где он сейчас. Все пространство экспозиции вместе с башней – около 500 кв.м. Если бы удалось расшириться, появилась бы экспозиция, посвященная ветеранам пожарной службы, говорит Ирина.
На башню можно подняться только по праздникам, например в Ночь музеев или в День Независимости, так как ее еще не отреставрировали и не укрепили. Посещать массово в течение года ее пока нельзя. Мы настолько привыкли к ее силуэту, заметному из многих мест старого города, что даже немного удивляемся, когда Ирина говорит, что это единственный такой памятник на территории Беларуси. "Даже в регионе таких старых башен сохранилось не больше пяти. У соседей – в Польше, Литве, Украине и России – в основном башни межвоенного периода", – говорит Ирина.
У башни шесть ярусов, подняться на нее можно со второго. После реставрации на втором ярусе откроют оригинальный пожарный лаз, по которому, надев форму, можно будет спуститься вниз, как это делали пожарные в прошлом. А пока на ярусах башни находится арт-галерея "Каланча", где планируется проводить камерные выставки. Сейчас тут висят работы Владимира Качана и Александра Лосминского под общим названием "120 прыступак да неба". Кстати, в башне действительно 120 ступенек.
Эта деревянная фигура - своеобразный "хранитель башни"
На смотровой площадке башни стоит пожарник-манекен, которого тут называют Василием. Каждый день к нему в гости поднимается настоящий пожарный, который ровно в 11.58, до того момента, когда начнут бить часы на Фарном костеле, играет на трубе. Эта традиция существовала еще в период Российской империи, поэтому современный трубач поднимается на башню в мундире той эпохи.
Говорят, что в Волковыске и Слониме в межвоенный период с пожарных башен играли полонез Огинского. Сегодня в Гродно трубач играет какую-нибудь короткую мелодию из репертуара белорусских авторов. Поскольку древние часы на костеле могут опаздывать, пожарный следит за их стрелками через подзорную трубу.
Говорят, что в Волковыске и Слониме в межвоенный период с пожарных башен играли полонез Огинского. Сегодня в Гродно трубач играет какую-нибудь короткую мелодию из репертуара белорусских авторов. Поскольку древние часы на костеле могут опаздывать, пожарный следит за их стрелками через подзорную трубу.
На панно на фасаде здания среди пожарных разных эпох можно найти Мону Лизу. Есть тут и лицо известного гродненского кузнеца Юрия Мацко
Музей истории пожарной службы в Гродно работает в будние с 9.00 до 17.00, выходные тут – суббота и воскресенье. То есть, в отличие от всех других музеев, сюда можно прийти в понедельник. Вход в музей бесплатный. Уточнить день и время визита стоит заранее по телефону +375 (152) 72-36-48.
Источник:
Ссылки по теме:
- Уникальный частный музей молотков
- Музей авиационной техники Минск - Боровая
- Смешной демотиватор от zubrilov за 13.08.2012 №124238
- Top Gear приехал в Беларусь, чтобы протестировать новый авто
- Музей индустриальной культуры (17 фото)
Новости партнёров
реклама