В 62-м, в дальний поход, с соблюдением полной секретности, к берегам США, вышли четыре советские дизель-электрические подлодки; Б-4 под командованием Кетова Р. А., Б-36 под командованием Дубивко А. Ф., Б-59 под командованием Савицкого В. С. и Б-130 под командованием Шумкова Н. А. На каждую, не считая обычных, загружены атомные торпеды, мощностью в 20 килотонн каждая.
Изначальная цель советской группировки подлодок - противодействие ВМФ США. Предполагалось, что субмарины тайно прибудут к берегам Кубы, в бухту порта Мариэль. И уже оттуда, развернув базу, начнут выходить в Атлантику, защищая разворачивающиеся на Кубе советские баллистические ракеты.
Однако, приоритеты сменились и подлодки приступили к патрулированию Карибского моря. Примерно в то же самое время, американцы развернули, просто дикую, охоту за ними. Уж больно хотели принудить советские субмарины к всплытию (любой ценой), с последующим пленением экипажа. Это было бы несомненным козырем, с точки зрения США.
В охоте на советские субмарины принимало участие множество противолодочных самолетов и примерно двести кораблей различного типа ВМС США. Гидролокаторы работали круглые сутки, ловя малейшие сигналы.
Проблемы у наших моряков начались не столько из-за активности американцев, сколько из-за поломок. К берегам Кубы они шли на скорости примерно в 10 узлов (по особому указанию), в то время как рабочая всегда была около 6 узлов. Это сильно изнашивало двигатель. Да, почти всем потом аукнется скоростной график похода субмарин.
Но, даже в таких условиях, еще не до конца понимая, что на них идет дикая охота со сбросом взрывпакетов, гранат, акустических буев, советские подлодки умудрялись уходить от преследования, игнорируя приказы о всплытии от американцев.
Первой была вынуждена всплыть подлодка под командованием Шумакова. Причиной тому стал выход из строя 3 двигателей. Американцы тут же попытались воспользоваться моментом. К поднявшейся субмарине подошел ПК "Орион". Прозвучала команда сдаться.
Командир Б-130 начал переговоры и продолжал их до тех пор, постоянно затягивая, пока поломки двигателей не устранили. Когда американцы уже почти поверили, что советские подводники никуда не денутся, подлодка быстро ушла под воду. Перехватить второй раз ее не удалось. Это было 26 октября 1962 года.
На следующий день, вынужденно всплыла субмарина под командованием Савицкого. Всплыла в ордере кораблей США во главе с авианосцем Randolph, для зарядки электробатарей. У Б-59 полностью разрядились аккумуляторы, пока она уходила от преследования. А без них ход в подводном положении невозможен.
Пока шла зарядка, американцы, извлекшие урок из встречи с Б-130, решили действовать более дерзко и обстреляли воду перед советской подлодкой. Ситуация быстро накалялась. Савицкий отказывался сдаться, американцы продолжали требовать угрожая применением оружия.
Тогда командир Б-59 решается на отчаянную меру - отдает приказ зарядить ядерную торпеду. До американцев доводится - если не успокоятся, ею будет потоплен авианосец. И это, не смотря на то, что приказы о пуске таких торпед запрещены и разрешаются только особым приказом из Москвы.
Естественно, из штаба тут же следует команда, прекратить самодеятельность и не нагнетать. Правда, это уже не имеет значения, американцы оценили предупреждение командира подлодки и перестали проявлять излишнюю наглость... Еще через день, когда электробатареи зарядились и начало темнеть, Б-59 неожиданно исчезла под водой.
Только спустя несколько минут американцы поняли, что их опять обвели вокруг пальца. До момента погружения экипаж советской субмарины успел сбросить на воду привальный брус с множеством пустых консервных банок. Именно эта хитрость позволила и второй подлодке уйти от кораблей США.
Третьей всплывшей подлодкой стала Б-39. Ее обнаружила противолодочная група кораблей США АВУ "Эссекс". Изнуряющая охота шла вплоть до того момента, пока у нашей субмарины не вышли из строя все три двигателя, не сели батареи и не заклинило горизонтальные рули.
Б-39 всплыла у борта "Чарльз Б. Сессил", после многочасовых попыток вырваться из цепких когтей американских гидролокаторов, в окружении 4 эсминцев. Удалось починить и запустить один дизель и на нем выдвинуться в район Азорских островов, где ждало спасательное судно СС-20. Корабли США на подлодке просто игнорировали, будто их и не было.
Лишь Б-4 американцы так и не смогли принудить к всплытию. Да, им удавалось несколько раз нащупать советскую подлодку и даже устроить "гидроакустическое шумовое взрыво-представление". На этом все. Говорят такому поспособствовала новейшая на тот момент гидроакустическая станция МГ-10. Но, что-то мне подсказывает, не последняя заслуга тут командира ДЭПЛ.
Спустя годы непосредственный участник тех событий с американской стороны Питер Хухтхаузен с эсминца "Блэнди", напишет в своей книге, что их командир очень боялся ответного удара со стороны Б-130, которую они преследовали.
-Эсминец ведет себя корректно. Он передал по международному своду свои позывные и запросил по-русски «Нужна ли помощь?» На нем даже не сыграли боевой тревоги. Аме-риканские моряки стояли по всему борту, на мостике офицеры. Одеты в белые рубаш-ки и легкие синие брюки. Матросы махали нам руками, но мы, памятуя наставления «старших товарищей», от контактов воздерживались. Твердо молчали. Больше всего нас
тревожило, как отреагирует на наше всплытие Москва.
-никто никому сдаваться не предлагал. Боялись начальства больше чем американцев..
-----------
Я поймал медведя
Так веди его сюда
Не могу, он меня держит.