FISHKINET
Не трогать - это на Новый год! Не трогать - это на Новый год! Разгрузка рыбы пошла не по плану Разгрузка рыбы пошла не по плану Топовая подборка дедовских выражений на все случаи жизни Топовая подборка дедовских выражений на все случаи жизни Boeing 737 разбился в аэропорту Южной Кореи Boeing 737 разбился в аэропорту Южной Кореи В Москве силовики накрыли колл-центр с нелегальными мигрантами В Москве силовики накрыли колл-центр с нелегальными мигрантами 15 любопытных фактов, которые должен знать каждый любитель шоколада 15 любопытных фактов, которые должен знать каждый любитель шоколада Анимационная короткометражка «Руслан и Людмила», заслуживающая внимания Анимационная короткометражка «Руслан и Людмила», заслуживающая... АвтоВАЗ хочет продавать свои автомобили во Вьетнаме АвтоВАЗ хочет продавать свои автомобили во Вьетнаме Петербургский водоканал снял пародию на «Иронию судьбы» и призвал не смывать заливную рыбу в унитаз Петербургский водоканал снял пародию на «Иронию судьбы» и призвал... В России готовят к запуску новый завод автомобильной электроники В России готовят к запуску новый завод автомобильной электроники В Антарктиде нашли пингвиний курорт В Антарктиде нашли пингвиний курорт Рысь вместе со своими детенышами внимательно переходит скоростную трассу в горах Рысь вместе со своими детенышами внимательно переходит скоростную... В американской тюрьме до смерти забили темнокожего заключенного В американской тюрьме до смерти забили темнокожего заключенного Дед Мороз пригласил «пошвыркать чайком» назвавшего его мультяшным героем муфтия Дед Мороз пригласил «пошвыркать чайком» назвавшего его мультяшным... Баннер с приветствием в аэропорту Чебоксар вызвал негодование путешественников Баннер с приветствием в аэропорту Чебоксар вызвал негодование... Рогатый друг Рогатый друг Интересные фотографии времен СССР Интересные фотографии времен СССР Известного шахматиста дисквалифицировали на чемпионате мира из-за джинсов Известного шахматиста дисквалифицировали на чемпионате мира из-за... В Ставрополе нашли замерзающего на улице лемура В Ставрополе нашли замерзающего на улице лемура
В 19 веке Достоевский сказал то, что многие не хотят признавать в 21

В 19 веке Достоевский сказал то, что многие не хотят признавать в 21

22043
1
Ф.М.Достоевский: «Одно совсем особое словцо о славянах…»
Метки: интересное   истории   факты   
Новости партнёров
реклама
А что вы думаете об этом?
Фото Видео Демотиватор Мем ЛОЛ Twitter Instagram Аудио
Отправить комментарий в Вконтакте
Правила

!!! Оскорбления в комментариях автора поста или собеседника. Комментарий скрывается из ленты, автору выписывается бан на неделю. Допускаются более свободные споры в ленте с политикой, но в доступных, не нарушающих УК РФ, пределах.

! Мат на картинке/в комментарии. Ваш комментарий будет скрыт. При злоупотреблении возможен бан.

! Флуд - дублирующиеся комментарии от одного и того же пользователя в разных постах, систематические ложные вызовы модераторов с помощью функции @moderator, необоснованные обращения в техническую поддержку сайта, комментарии не несущие смысловой нагрузки и состоящие из хаотичного набора букв. Санкции - предупреждение с дальнейшим баном при рецидиве.

! Публикация рекламных постов. Несогласованное размещение рекламного материала, влечет незамедлительную приостановку действий учетной записи пользователя.

! Публикация материала, запрещенного на территории РФ и преследуемого УК РФ. Незамедлительная приостановка действия учетной записи пользователя.

! Мультиаккаунты. Использование нескольких активных аккаунтов, принадлежащих одному пользователю (исключение - дополнительный аккаунт для обращения в тех. поддержку при блокировке основного аккаунта) запрещено. За нарушение предусмотрено отключение основного аккаунта с возможной дальнейшей блокировкой любого аккаунта от данного пользователя.

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
235  комментариев
Лучший комментарий
Скрыть
Показать ещё 5 ответов (из 9)
308
Игорь 11 лет назад
Шевченко Т.Г.
Тарас Шевченко – Москалева криниця

Поема

Я. Кухаренкові.
На пам’ять 7 мая 1857 року

Не на Вкраїні, а далеко,
Аж за Уралом, за Елеком,
Старий недобиток варнак
Мені розказував отак
Про сю криницю москалеву,
А я, сумуючи, списав,
Та рифму нищечком додав,
Та невеличку і дешеву
(Звичайне, крадене) зобгав
Тобі поему на спомини,
Мій друже щирий, мій єдиний!

I

Після великої зими
За Катерини за цариці,
Москаль ту викопав криницю;
А як він викопав, то ми
Оце й розкажемо в пригоді,
А ви записуйте — не шкодить
Такую річ і записать.
Бо се не казка, а билиця,
Або бувальщина, сказать.
Отак пишіть. Була криниця,
Ні, не криниця, а село,
Пишіть, давно колись було
Межи садами, при долині,
Таки у нас на Україні
Було те божеє село.
В селі тому вдова жила,
А у вдови дочка росла
І син малоліток.
Добре мати діток
Багатому, хвалить бога
В розкошах! А вбогій
Вдові не до того,
Бо залили за шкуру сала,
Трохи не пропала.
Думала іти в черниці
Або вбитись, утопитись,
Так жаль маленьких діток стало
Звичайне, мати, що й казать.
Та, може, ждався-таки й зять:
Бо вже Катруся підростала
(Катрусею вдовівна звалась),—
Чи вік же їй продівувать?
Зносити брівоньки нізащо.
Хіба за те, що сирота?
А красота-то, красота!
Мій боже милий! А трудяще,
А чепурне, та роботяще,
Та тихе. Бач, і сирота,
А всім була навдивовижу.
Бувало, вигляне із хижі,
Як тая квіточка з роси,
Як теє сонечко з-за хмари.
Ввесь похолону, неживий
Стою, бувало. Ані кара,
Ні муки, кайдани,
Ніже літа, сину,
Тії сили не втомили…
Отак і загину!
Так і згину. Бо дивися:
Смерті сподіваюсь,
А ридаю, мов дитина,
Як я нагадаю
Катерину. Слухай, сину,
Мій друже єдиний!
Слухай добре, та записуй,
Та на Україні,
Як бог тебе допровадить,
То розкажи, сину,
Що ти бачив диявола
Своїми очима.

II

Так, бачиш, дівонька ота
Росла собі. І роботящий
(Бо всюди сироти ледащо)
У наймах виріс сирота,
Неначе батькова дитина.
Отож той самий сиротина
У наймах сяк собі, то так
Придбав, сірома, грошенят,
Одежу справив, жупанину
Та ні відсіль і ні відтіль
Купив садочок і хатину;

Подякував за хліб і сіль
І за науку добрим людям
Та до вдовівни навпростець
Шелесть за рушниками!
Не торгувались з старостами,
Як те бува з багатирями;

Не торгувавсь і панотець
(На диво людям та на чудо),
За три копи звінчав у будень,
Без пихи, так, як довелось.
Отут-то, голубе мій сизий,
Отут-то й лихо почалось!

III

Уже, либонь, після покрови
Вертався з Дону я та знову
(Бо я вже двічі посилав
До дівчини за рушниками)
Послать і втретє міркував.
Та з чумаками та з волами
Якраз в неділю на весілля
До удовівни причвалав.
Пропало! Все добро пропало!
Ані щетинки не осталось.
Пропав і я; та не в шинку,
А на к о б и л і. На віку
Всі люде бачать лихо, сину,
Але такого, мій єдиний,
Такого лютого ніхто,
Ніхто і здалека не бачив,
Як я, лукавий. А тим часом
Просохли очі у вдови.
Неначе в бога за дверима,
У зятя та в сина
Стара собі спочиває,
А на Катерину,
На дитя своє єдине,
Тілько поглядає.
А я в шинку з п’яницями
Душу пропиваю!..
Та й пропив. Запродав душу,
І душу, і тіло;
Тіло катові, а душу!..
О боже мій милий!
Хотілося б жить на світі,
Та ба! Треба вчитись,
Ще змалечку треба вчитись,
Як на світі жити,
А то битимуть, та й дуже!..
Не знаю, мій друже,
Чи сатана лихо коїв?
Чи я занедужав?
Чи то мене злая доля
Привела до того,—
Таки й досі ще не знаю,
Не знаю нічого.
Знаю тілько, що тверезий,
Бо вже ані вина,
Ні меди, ні оковита
Не пилися, сину.
Отаке-то сподіялось.
Вмер батько і мати,
Чужі люде поховали…
А я, мов проклятий
Той Іуда, одринутий
І людьми, і богом,
Тиняюся, ховаюся,
І дійшло до того,
Що я вночі, підкравшися,
Максимову хату
(Бо його Максимом звали,
Вдовиного зятя)
Запалив. Згоріла хата.
А душа проклята
Не згоріла. Моя душа!
Мій друже, мій брате!
Не згоріла, а осталась,
Тліє, й досі тліє!
І коли вона зотліє,
Коли одпочине?
Святий знає.

IV

З переляку
Вмерла Катерина.
А Максим на пожарище
Та на попелище
Подивився. Нема ради!
Тілько вітер свище
У димарі та в комині.
Що на світі діять?
І що тепер йому почати?
Подумавши, перехрестивсь
Та й знов пішов у наймити
Голодні злидні годувати.
Вдова осталась не сама,
А з сином парубком; женити
Його збирались восени.
Аж гульк! Од матушки-цариці,
Таки із самої столиці,
Прийшов указ лоби голить.
Се в перший раз такий указ
Прийшов з Московщини до нас.
Бо на Вкраїні в нас, бувало,
У козаки охочі йшли,
А в пікінери вербовали,
Та теж охочих. На селі
Зобралася громада радить,
Кого голить у москалі.
Порадили громадою
Та скурвого сина,
Вдовиченка ледащицю,
Забили в скрипицю
Та й повезли до прийому.
Он яке твориться
На сім світі! Яка правда
У людей, мій сину.
Така й досі, я думаю,
В нас на Україні.
Та другої і не буде
В невольниках людях.

V

Через год ото й велика
Зима наступила.
До зеленої неділі
В байраках біліли
Сніги білі; тойді ж ото
І Очаков брали
Москалі. А Запорожжя
Перше руйновали.
Розбрелося товариство,
А що то за люде
Були тії запорожці —
Не було й не буде
Таких людей.
Під Очаков
Погнали й Максима.
Там-то його й скалічено,
Та й на Україну
Повернено з одставкою:
Бачиш, праву ногу
Чи то ліву підстрелено…
Мені не до того
Було тойді. Знову люта
Гадина впилася
В саме серце; кругом його
Тричі повилася.
Як той Ірод. Що тут робить?
Не дам собі ради.
А Максимові кривому
Нічого не вадить;
Шкандибав на милиці
І гадки не має.
А в неділеньку святую
Мундир надіває,
І медаль, і хрест причепить,
І заплете косу,
Та ще й борошном посипле.
Я не знаю й досі,
Нащо воно москалі ті
Коси заплітали,
Мов дівчата, та святеє
Борошно псували?
На іграшку, я думаю,
Так собі, абито!
Отож, було, мов генерал,
Максим сановито
Прибереться у неділю
Та й пошкандибає
У храм божий. На криласі
Стане, та й співає
За дяком-таки, та возьме
Та ще й прочитає
Апостола серед церкви.
Вивчився читати
У москалях. Непевний був
Максим отой, брате.
А трудящий, роботящий,
Та тихий до того,
Та ласкавий… Було, тобі
Ніже анікого
Не зачепить, ніже ділом,
Ніже яким словом.
«І талан, і безталання,
Все,— каже,— од бога,
Вседержителя святого,
А більш ні од кого».
Преблагий був муж на світі
Максим отой, сину.
А я! а я!.. не вимовлю.
Моя ти дитино!
Я вбив його. Постривай лиш,
Трохи одпочину.
Та тойді вже.

VI

Так ти кажеш,
Що бачив криницю
Москалеву, що ще й досі
Беруть з неї воду,
І хрест, кажеш, коло шляху
І досі господній
Стоїть собі на роздоллі.
А не розказали
Тобі люде там нічого?..
Вже повимирали
Тії люде, мої свідки,
Праведнії люде!
А я й досі караюся
І каратись буду
Й на тім світі.
Ось послухай,
Доводить до чого
Сатана той душу нашу:
Як не схаменеться
Та до бога не вернеться,
То так і воп’ється
Пазурями в саме серце.
Ось слухай же, сину,
Про Максима праведного…
Було, не спочине
Ніколи він. А в неділю
Або в яке свято
Бере святий псалтир в руки
Та й іде читати
У садочок. У садочку
Та у холодочку
Катерину поховали,
Отож у садочку
За упокой душі її
Псалтир прочитає,
Потім собі тихесенько,
Тихо заспіває
С о с в я т и м и; та й заплаче.
А потім пом’яне
О здравії тещу з сином
І веселий стане.
«Все од бога,— скаже собі,—
Треба вік дожити».
Отакий-то муж праведний
Був він на сім світі.
А у будень, то він тобі
Не посидить в хаті,
Все нишпорить по надвір’ю.
«Треба работати,—
Було, скаже по-московськи,—
А то, лежа в хаті,
Ще опухнеш». Та взяв якось
Заступ і лопату,
Та й пішов собі у поле
Криницю копати.
«Нехай,— каже.— Колись люде
Будуть воду пити
Та за мою грішну душу
Господа молити».
Вийшов в поле геть од шляху,
У балку спустився
Та й викопав при долині
Глибоку криницю.
(Не сам-один; толокою
Йому помагати
Й добрі люде приходили
Криницю копати).
І виложив цямриною,
І над шляхом в полі
Височенний хрест поставив…
Зо всього роздолля
Широкого було видно.
Се, бачиш, для того,
Щоб знать було, що криниця
Єсть коло дороги,
Щоб заходили з криниці
Люде воду пити
Та за того, що викопав,
Богу помолитись.

VII

А тепер уже, он бачиш,
Доходить до чого.
Що я стратить наміряюсь
Максима святого.
Отаке-то! А за віщо?
За те, за що Каїн
Убив брата праведного
У світлому раю.

Чи то було у неділю,
Чи в якеє свято?
Слухай, сину, як навчає
Сатана проклятий.
«Ходім,— кажу,— Уласович,
На твою криницю
Подивитись».— «Добре,— каже,
Ходімо напитись
Води з неї погожої».
Та й пішли обоє,
І відерце, і віжечки
Понесли з собою.
От приходим до криниці,
Я перш подивився,
Чи глибока. «Власовичу,—
Кажу,— потрудися
Води достать, я не вмію».
Він і нахилився,
Опускаючи відерце;
А я… я за ноги
Вхопив його та й укинув
Максима святого
У криницю… Такеє-то
Сотворив я, сину!
Такого ще не творилось
В нас на Україні.
Та й ніколи не створиться
На всім світі, брате!
Всюди люде, а я один
Диявол проклятий!

VIII

Через тиждень вже витягли
Максима з криниці
Та у балці й поховали.
Чималу каплицю
Поставили громадою,
А його криницю
Москалевою назвали.
От тобі й билиця
Про ту криницю москалеву.
Нелюдська билиця.

А я пішов у гайдамаки,
Та на Сибірі опинивсь.
(Бо тут Сибір була колись).
І пропадаю, мов собака,
Мов той Іуда! Помолись
За мене богу, мій ти сину,
На тій преславній Україні,
На тій веселій стороні,—
Чи не полегшає мені?
Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. Показать
−34
Boris Pandurski 11 лет назад
Какво направи този народ тогава САМО ВИЕ НАСИТИНА ЗНАЕТЕ!
Русия сега изглежда отритната! Сякаш всички да и врагове! Всички я мразят страхуват се от нея или и завиждат. НЕ Е ТАКА.
Не забравяйте СПАСЕНИЕТО Е В РЪЦЕТЕ САМО НА ДОБРИТЕ С ЧИСТИ СЪРЦА!
Значи спасението е само във ВАС като НАРОД не като ИМПЕРИЯ!
Обичам ВИ! И Благодаря на вашите деди за всички добрини, които са сторили.
Но не искам вашите Господари и всичките Злини които са донесли!
Обичайте УКРАИНЦИТЕ те са най-истинските ВАШИ Братя!
Не им се сърдете, че сега не искат да живеят под един покрив с вас.
Дай БОЖЕ нещата един ден да се променят за Добро!
НО ЗАТОВА трябва да прочистим ДУШИТЕ и СЪРЦАТА си ВСИЧКИ!
ХРИСТИЯНСТВОТО не е стока за износ, гордост налагане.
А усещане за ИСТИНСКА ЧЕСТНА човешка справедливост, безкористност и доброта!
Не го губете и не го опорочавайте! Не търсете враговете си там където ги нямате!
Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. Показать
−34
Boris Pandurski 11 лет назад
Ще пиша на Български защото съм Българин и това е моят език. Който от вас иска, ще ме разбере. Който не желае, няма да го направи дори да го на пиша на съвременен книжовен Руски език. В това което е написал за нас българите „Достоевски“ е невероятно прав.
Описал е всичко Честно и Почтено както го е видял и преживял всеки един Руски, който е дал сърцето си и кръвта си да освободи от турско робство своите Братя. Видял и недоверието, и неприязънта дори и е разбрал от къде е дошла тогава. 100% Вярно!
Но има и нещо друго за което и НИЕ и ВИЕ грешим! Разделението на Русофили и Русофоби е ЛЪЖА зад която се крият и от двете страни хора които мразят или НАС и ВАС. И ужасно много хора се подлъгват, че това е така.
Ще започна първо с нас Българите. Ние имам жестоки комплекси от това, че сме и ще бъдем употребени.
Нашите Русофили казват:
- Русия, трябва да се слуша, ние и го дължим! Тя ни освободи.
Да но нас ни освободи РУСКИЯ НАРОД БЕЗКОРИСТНО! 100% можем да бъдем благодарни само на него!
Нашите Русофобите казват:
- Русия е Държава искаща единствено да завладява, подчинява и унижава! Иска да господства над всички. Справедливостта там се разбира така: Ако се подчиняваш ще живееш, ако ли не заслужаваш да умреш! „ Руския народ е лош войнствен не търпящ възражения“ Щом живеят с тези правила значи всички смятат така! Не трябва да имаме нищо общо с него“
Да но за мен това не е така! Това е справедливостта на ИМПЕРИЯТА през цялата Руска история не на народа! За мен Руския народ, просто е твърде „Благороден, Търпелив и Горд“ и смята, че това е цената на Величието и Славата. И просто никога не е живял по друг начин. Освен да отдава всичките си сили Кръвта си за Родината.
Но от това да печели само ИМПЕРИЯТА.

Сега ситуацията с НАШИТЕ БРАТЯ в УКРАЙНА е същата. Всичко е просто!
ТЕ МРАЗЯТ ИМПЕРИЯТА, а Вие решавате че мразят ВАС.
Мразите ги защото искат да отидат в двуличния и лицемерен Европейски съюз.
Без да си давате сметка , че те просто искат да избягат от ОТКРОВЕНО Жестоката възстановяваща се ИМПЕРИЯ , която иска да използва и тях.
И Хитлер е подлъгал един Горд Народ като Германския да търси СПАВЕДЛИВОСТ за унижението си след Първата Световна Война.
181
Norra pwn-st 11 лет назад
Я уже писала в етой теме, Достоевски сам ответил в те же самие дневники почему освободений народ не виглядит благодарний. Напоминаю: Не нужно придумават. Достоевски сам дал ответ, читаем:
"А Болгария - это ведь дома. Мы их освобождать пришли, значит, всё равно что
к себе пришли, они наши. У него там сад и имение, так ведь это имение всё
равно что мое; я, конечно, не возьму у него ничего, потому что я
благородный человек, да, правда, и власти не имею, но всё же он должен
чувствовать и навеки быть благодарным, потому что раз я к нему вошел, -
всё, что у него есть, это всё равно, что я ему подарил. Отнял у его
угнетателя турка, а ему возвратил. Должен же он понимать это... А тут вдруг
его никто и не угнетает - какая обидная неприятность, не правда ли?
Потом всё обнаружилось, и истина открылась многим из вознегодовавших,
хотя не всем, до сих пор не всем. Обнаружилось, во-первых, что болгарин
ничем не виноват в том, что он трудолюбив и что земля его родит во сто
крат. Во-вторых, в том, что и "косился", он не виноват. Взять уж одно то,
что он четыре столетия - раб и, встречая новых господ, не верит, что они
ему братья, а верит только, что они ему новые господа, да сверх того еще
боится прежних господ и тяжело про себя думает: "А ну как те опять вернутся
да узнают, что я хлеб-соль подносил?" Ну вот от этих-то внутренних вопросов
он и косился - и ведь прав был, вполне угадал, бедняжка: после того как мы,
совершив наш первый, молодецкий натиск за Балканы, вдруг отретировались, -
пришли ведь к ним опять турки и что только им от них было - теперь уже
достояние всемирной истории! Эти красивые домики, эти посевы, сады, скот -
всё это было разграблено, обращено в пепел и стерто с лица земли. Не
десятками и не сотнями, а тысячами и десятками тысяч истреблялись болгары
огнем и мечом, дети их разрывались на части и умирали в муках, обесчещенные
жены и дочери были или избиты после позора, или уведены в плен на продажу,
а мужья - вот те самые, которые встречали русских, да сверх того и те
самые, которые никогда не встречали русских, но к которым могли
когда-нибудь прийти русские, - все они поплатились за русских на виселицах
и на кострах."
Федор Михайлович Достоевский.
Дневник писателя. Сентябрь - ноябрь 1877 года
181
Norra pwn-st 11 лет назад
Благодарност есть.
Только русские, которие не были в Болгарии могут сказат, что народ неблагодарний.
Комментарий удален
−243
Комментарий удален
−10682
Комментарий удален
−1290
Комментарий удален
−53
Комментарий удален
−243
Показать все 6 ответов
6
Сергей Юрий 11 лет назад
Не с глаголами пишется...
496
Алексей 11 лет назад
Как в воду глядел! Печально
Показать все 8 ответов
Комментарий удален
−243
Комментарий удален
−243
300
Владимир runiti 11 лет назад
А европейцы разве не предают свою историческую культуру, пропагандируя толерантность к геям и мусульманам, а фактически превознося их? Это ведь в прошлом культура строгого католичества, где содомия страшный грех, цивилизация, пережившая крестовые походы и Реконкисту. Не очень понимаю вашу позицию: ни Достоевский с русскими вам не угодили, ни жидолиберальный хлам (напоминаю, жи-ши с буквой и). Каша у вас в голове какая-то, батенька, мягко говоря
Комментарий удален
−243
Показать ещё 5 ответов (из 13)
231
Олег АлексАндрос 11 лет назад
Вовсе не хотел Вас обидеть. Но как-то в свете последних событий утратил веру ко всем. Может Вы и есть пример того, каким должен быть "Человек разумный". В таком случае - просто "снимаю перед Вами шляпу".
311
Александр Рома 11 лет назад
балканские славяне-как пример
Показать ещё 83 комментария (из 161)
Показать ещё

На что жалуетесь?