FISHKINET
Карта физики от блогера раскрыла все тонкости науки — от основ до устройства Вселенной (3 фото + видео) Карта физики от блогера раскрыла все тонкости науки — от основ до... 19 забавных гифок, которые доказывают, что с электричеством шутки плохи 19 забавных гифок, которые доказывают, что с электричеством шутки... Когда ну совсем нечего делать Когда ну совсем нечего делать 20 жутких ситуаций, когда лучше просто развернуться и уйти 20 жутких ситуаций, когда лучше просто развернуться и уйти Мужик троллит родню отфотошопленными снимками с маленькой дочерью Мужик троллит родню отфотошопленными снимками с маленькой дочерью Канадская актриса растаяла после почесывания Канадская актриса растаяла после почесывания Пенсия ВСЁ!? Реакция соцсетей на громкое заявление Володина Пенсия ВСЁ!? Реакция соцсетей на громкое заявление Володина Чего только в жизни не бывает или как я узнал, что мои дети не мои Чего только в жизни не бывает или как я узнал, что мои дети не мои Как это устроено: 19 "всего на свете" изнутри Как это устроено: 19 "всего на свете" изнутри Разговор с ветераном ВОВ о снабжении Разговор с ветераном ВОВ о снабжении Разбушевавшийся экскаваторщик, которому не заплатили, снёс пять частных домов фото Разбушевавшийся экскаваторщик, которому не заплатили, снёс пять... Вольный пересказ "Евгения Онегина". Классика Вольный пересказ "Евгения Онегина". Классика Государственных пенсий может и вовсе не быть Государственных пенсий может и вовсе не быть Герои Советского Союза. Шилин Афанасий Петрович Герои Советского Союза. Шилин Афанасий Петрович После 17 лет неволи уссурийский медведь обрел свободу После 17 лет неволи уссурийский медведь обрел свободу Наталья Поклонская в эти выходные вышла замуж в Крыму Наталья Поклонская в эти выходные вышла замуж в Крыму Строю сам: Печь. Часть 4 Строю сам: Печь. Часть 4 На прилавках России может не остаться колбасы На прилавках России может не остаться колбасы Красноярский автомобилист загнал машину в озеро и начал её мыть Красноярский автомобилист загнал машину в озеро и начал её мыть
fishki.net О претензиях Прибалтики: и палачи, и жертвы той эпохи мертвы.

О претензиях Прибалтики: и палачи, и жертвы той эпохи мертвы. (1 фото)

280
1

Разговоры латвийских политиков о желании получить с России компенсации за сталинские репрессии, споры вокруг станции, названной в честь цареубийцы, демонстрации 7 ноября с портретами Сталина — все это создает впечатление, что прошлое вполне себе еще живо и кусается, и нам предстоит решать, что с ним делать.
История — очень тяжелая наука. Прошлое всегда полно зла и горя. Как для нашей страны, так и для других стран. Мы живем в падшем мире, полном жестокости и несправедливости.
Увы, оглядываясь на прошлое, мы неизбежно обнаруживаем там вещи, которых предпочли бы не видеть — и не только мы. Гражданин любой страны — той же Латвии, или Британии, или США, какой угодно, обнаружит какой-нибудь местный вариант «а у вас негров вешали», какие-нибудь свои скелеты в шкафу.
У нас нет выбора в отношении прошлого; у нас есть выбор в отношении того, как к нему относиться. Можно создавать «институты национальной памяти» и заниматься каталогизацией обид для последующего предъявления кому следует — они нам, мы им.
«А платите нам за жертв НКВД!» — «А вы нам тогда за латышских стрелков! И за латышских карателей во время войны! И, кстати, просто интересно, куда вы в те бурные годы подевали всех своих евреев? Не хотите и за них кому-нибудь заплатить?»
Многие этим активно занимаются — какой-то части восточноевропейского электората это интересно. Хотя выстраивать национальное самосознание на культе обиженности… вряд ли получится здоровое национальное самосознание. Нынешнему поколению русских не приходит в голову предъявлять претензии нынешнему поколению немцев — а если бы мы такие претензии стали высказывать, это выглядело бы скорее жалко и недостойно.
Но для некоторых латвийских и других восточноевропейских политиков это, по крайней мере, претензии, обращенные вовне — за пределы национальных границ.
Внутри России осмысление исторических трагедий ХХ века, революции, Гражданской войны и особенно репрессий порождает странное разделение. Одни люди объявляют себя душеприказчиками жертв и предъявляют претензии от их имени; иногда полагая себя даже прямыми потомками страдальцев, а своих оппонентов — потомками палачей. Правда, после того, как кто-то залез в генеалогии и выяснил, что с предками у всех по-разному, эта идея заглохла.
Но предъявлять претензии от имени жертв отсутствие родства по крови не мешает. Возникает вопрос — кому. Тройкам особого совещания? Лагерной охране? Стукачу-соседу? Все эти люди давно уже мертвы, как и их жертвы.
От России в целом ожидается, что она должна покаяться и признать свою вину перед душеприказчиками жертв. Возможен и более прицельный перенос вины — на ФСБ, которая объявляется преемницей НКВД, на «путинское большинство», еще на какую-то группу политически чуждых граждан.
Какую это вызывает реакцию? Требования тех же латвийских политиков большинством у нас воспринимаются с неприязненным недоумением.
В самом деле — вот я сижу, никого не трогаю, внезапно является некий иностранный гражданин и требует с меня платить и каяться по поводу преступлений, в которых я точно не участвовал, потому что тогда до моего рождения оставались еще десятилетия. Как, впрочем, и до рождения требовательного гражданина, который лично пострадать от этих преступлений не мог при всем желании.
Но даже если гражданин наш, его претензии выглядят не менее странно. И они порождают похожую раздраженную реакцию — ах, хотите, чтобы мы тут платили и каялись за преступления Сталина? А вот не было никаких преступлений! А если кого и расстреляли, то за дело!
Замок защелкивается, и между двумя полюсами загорается эклектическая дуга — душеприказчики жертв нашли надлежащих преемников палачей, и вот они друг друга обличают со всевозрастающим праведным гневом.
Выяснение того, что произошло на самом деле и какие из этого надо сделать выводы, в пространстве общественной дискуссии превращается в скандал на коммунальной кухне. Можно ли уйти от этого? Да.
Прежде всего — отказаться рассматривать историю в качестве резервуара претензий. И палачи, и жертвы той эпохи, за очень редкими исключениями, мертвы. Жертвы никого не уполномочили предъявлять претензии от их имени кому-то из наших современников. Вина палачей является личной и не может никому вменяться «по наследству».
Требовать от кого-то платить и каяться за преступления, имевшие место задолго до его рождения, за злодеяния хоть НКВД, хоть латышских легионеров, хоть Тевтонского ордена, хоть хана Батыя — абсурд.
Если мы откажемся от этого, мы сможем обрести в истории источник мудрости, а не претензий. В прошлом совершались страшные, кровавые дела. Мы можем рассмотреть почему и как не допустить такого в будущем.
Мы обходимся без претензий к нынешнему поколению немцев. Мешает ли это нам заниматься историей Великой Отечественной войны? Напротив, помогает. Потому что история — это одно, а «национальная память» — это совсем другое.
Сергей Худиев
×

Метки: политика  факты  
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
1
10
Новости партнёров
А что вы думаете об этом?
Фото Видео Демотиватор Мем ЛОЛ Twitter Instagram
Отправить комментарий в Facebook
Отправить комментарий в Вконтакте
Мой статус онлайн виден пользователям
10  комментариев
Лучший комментарий
Скрыть
37
Janis Karasnieks 3 года назад
Я согласен с тем что написанно, но не совсем согласен с комментариями..
1) papazu1 - реч тут о некоторих политиках, и если они предстанут гавкать ( не только на Россию, но вообще) то про них забудут все и те кто голосовали за или против них и вот это они не могут себе позволить пока не на гребли себе богатство

Вы действительно хотите удалить комментарий?

Удалить Отмена

На что жалуетесь?